Тема: «Развернутая форма записи числа»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
изучить понятие развернутой формы записи числа, познакомиться с позиционными системами счисления и порядковыми коэффициентами;
развить навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую;
воспитать внимательность, аккуратность и усидчивость при проведении математических операций.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование аккуратности, добросовестности и внимательного отношения к деталям;
Регулятивные: контроль и коррекция своих действий, самооценка результатов деятельности;
Коммуникативные: умение слушать собеседника, внятно излагать свои мысли;
Познавательные: формирование умения представлять число в развёрнутой форме, проводить необходимые расчеты и переводы.
Оборудование:
компьютер с мультимедийным оборудованием (проектор, экран);
раздаточный материал (карточки с заданиями);
рабочие тетради и письменные принадлежности.
Ход урока
1. Организационный этап (2 мин.)
Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку, объявление темы и целей урока.
2. Актуализация знаний (5 мин.)
Вопросы для повторения:
Что такое система счисления?
Какие существуют системы счисления?
Чем отличаются позиционная и непозиционная системы счисления?
Фронтальный опрос: примеры двоичных, восьмеричных и шестнадцатеричных чисел.
3. Изучение нового материала (15 мин.)
Объяснение учителя:
— Рассмотрим развернутую форму записи числа. Допустим, дано число 356. Оно представлено в десятичной системе счисления. В таком числе каждое число занимает определенную позицию и обладает весом, зависящим от его места.— Каждое число (цифра) в разряде определяет свой вклад в общее значение числа.
Пусть дана десятичная запись числа
=356. Тогда эта запись числа в развернутой форме выглядит так:
=3×
+5×
+6×
Здесь числа 3, 5 и 6 являются разрядными коэффициентами, а
— вес разряда.
Теперь рассмотрим число в другой системе счисления, например, в двоичной системе. Пусть имеем число
=
. Тогда его развернутая форма:
=1×
+1×
+0×
+1×
Практическое задание:
Перевести число
в развернутую форму и вычислить его десятичное представление.
(Правильный ответ: 1×
+0×
+1×
+1×
+0×
+1×
=4510)
4. Физкультминутка (2 мин.)
Небольшая разминка для глаз и позвоночника, дыхательные упражнения.
5. Закрепление изученного материала (10 мин.)
Практическая работа в парах:
Переведите число
=154 в развернутую форму.
Переведите число
=
в развернутую форму и посчитайте его десятичный эквивалент.
Каждой паре выдается отдельная карточка-задание, которую они решают совместно. После выполнения задания происходит проверка правильных ответов и их обсуждение.
6. Домашнее задание (2 мин.)
§ 1.1.2, задания № 6,7.
7. Подведение итогов урока (4 мин.)
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какую важную идею вы извлекли из сегодняшнего урока?
Самооценка: поднимите руку, если считаете, что поняли материал хорошо, удовлетворительно или слабо.
8. Рефлексия (2 мин.)
Карточка обратной связи: ✓ все понятно; ☐ остались вопросы; ! ничего не понял.