СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развернутые ответы к вопросам по биологии к ЕГЭ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовые ответы по биологии, которые часто встречаются на экзаменах по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Развернутые ответы к вопросам по биологии к ЕГЭ»


Пример 1

Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

Ответ:

1) При взлете или посадке самолета быстро меняется атмосферное давление, что вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;

2) глотательные движения приводят к раскрытию слуховой (евстахиевой) трубы, через которую выравнивается давление в полости среднего уха с окружающей средой.

Пример 2

Какой видоизменённый побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

О твет: Луковица;

1) – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода;

2) – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ;

3) – почка, обеспечивает рост побега.





Пример 3

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви – это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система. 5. Плоские черви – раздельнополые животные, откладывают яйца.

Ответ: ошибки допущены в предложениях 2, 4, 5.

1) 2 – к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду; это круглый червь;

2) 4 – у ленточных червей пищеварительная система отсутствует;

3) 5 – Плоские черви – гермафродиты.

Пример 4

В поддержании постоянной температуры тела человека большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в теплорегуляции? Укажите их значение.

Ответ:

1) подкожный жир плохо проводит тепло, препятствует теплоотдаче;

2) потовые железы выделяют пот, при испарении пота кожа охлаждается;

3) в кровеносных сосудах изменяется диаметр, увеличение просвета сосуда приводит к приливу крови к коже и отдаче тепла, а сужение – наоборот;

4) терморецепторы – регулируют теплоотдачу через вегетативную нервную систему.

Пример 5

К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.


Ответ:

  1. к увеличению численности растительноядных организмов;

  2. к уменьшению численности растений;

3) к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма и распространению заболеваний.

Пример 6

Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.


Ответ:

  1. непосредственно повреждают органы и ткани растений;

  2. загрязняют почву, уменьшают плодородие;

3) понижают продуктивность растений.

Пример 7

Какие особенности риниофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте. Укажите не менее 4 признаков.


Ответ:

1) появление покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;

2) наличие слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;

4) дифференциация тела и появление органов (стебель, листья)

Пример 8


Участок молекулы ДНК имеет следующий состав:

-Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Перечислите не менее 3 последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).


Ответ:

  1. произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты;

  2. в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка; могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет за собой появление у организма нового признака.

Пример 9

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

Ответ:

  1. перед началом мейоза число молекул ДНК – 56, происходит репликация и число ДНК удваивается, число хромосом не изменяется – 28, но каждая хромосома состоит из двух хроматид;

  2. в анафазе мейоза 1 число молекул ДНК – 56, число хромосом – 28, к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы, но все хромосомы находятся в одной клетке;

3) в анафазе мейоза 2 число ДНК – 28, хромосом – 28, после мейоза 1 число ДНК и хромосом уменьшилось в 2 раза, к полюсам клетки расходятся сестринские хроматиды (дочерние однохроматидные хромосомы).

Пример 10

Скрестили дигетерозиготных самцов мух-дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?


Ответ:

1) генотипы родителей: ♀ ааbb (гаметы: аb), ♂ AaBb (гаметы: АB, аb);

2) генотипы потомства: 1 АаBb – серое тело, нормальные крылья и

1 ааbb – черное тело укороченные крылья;

3) так как гены сцеплены, а кроссинговер не осуществляется, то самец дает два типа гамет АВ и аb, а самка – один тип гамет аb. У потомства проявляется только два фенотипа в соотношении 1 : 1. Закон сцепленного наследования признаков.

Пример 11

Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?

Ответ:

1) растения с помощью гифов грибов получают из почвы минеральные вещества;

2) грибы осуществляют дополнительное минеральное питание растений, способствуя их лучшему росту.

Пример 12

Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано?

Ответ:

1) причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода;

2) заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы

Пример 13

В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приостанавливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено.

Ответ:

1) кровотечение приостанавливается благодаря свертыванию крови и образованию тромба;

2) нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществляющих фагоцитоз

Пример 14

Почему при длительной варке картофеля клубни становятся рассыпчатыми?

Ответ:

1) при длительной варке разрушается межклеточное вещество;

2) при разрушении межклеточного вещества клетки отделяются друг от друга.

Пример 15

По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца?

Ответ:

1) в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен;

2) в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен;

3) камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения;

4) камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровообращения

Пример 16

В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?

 Ответ:

1)если в результате замены нуклеотида возникает другой кодон, кодирующий ту же аминокислоту; 
2)если кодон, образовавшийся в результате замены нуклеотида, кодирует другую аминокислоту, но со сходными химическими свойствами, не изменяющую структуру белка; 
3)если изменения нуклеотидов произойдут в нефункционирующих участках ДНК. 

Пример 17

Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?

Ответ:

1) буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань;

2) сосуды обеспечивают транспорт воды и минеральных веществ в листья;

3) ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы; 4) клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа.

Пример 18

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

1.У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4.Растения растут только в первые годы жизни. 5. Наряду с растениями автотрофами, существуют гетеротрофы, это паразитические растения. 6. Все растения распространяются с помощью семян.

Ответ:

1) 3 – при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ;

2) 4 – растения растут в течение всей жизни;

3) 6 – не все растения образуют семена

Пример 19

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. 3. К рудиментам человека относят аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека, полулунную складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.

Ответ:

1) 2 – рудименты у человека встречаются часто, у животных – это обычно развитые признаки;

2) 3 – обильный волосяной покров на теле человека – это пример атавизма:

3) 6 – индивидуальное развитие называют онтогенезом

Пример 20

Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека?

Ответ:

1) витамины – биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах;

2) они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ;

3) повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток

Пример 21

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырех отличий.

Ответ:

1) преобладание мозгового отдела черепа над лицевым;

2) уменьшение челюстного аппарата;

3) уменьшение подбородочного выступа на нижней челюсти;

4) уменьшение надбровных дуг

Пример 22

Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций.

Ответ:

1) секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу;

2) слюна участвует в формировании пищевого комка;

3) ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала

Пример 23

Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности организма человека? Охарактеризуйте не менее 3-х функций.

Ответ:

1) выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам организма, удаление углекислого газа и продуктов обмена;

2) выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител;

3) участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма

Пример 24

Какие экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме? 

Ответ: 
1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел; 
2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний. 

Пример 25

Определите тип и фазу деления клетки, изображённой на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?

Ответ: 
1) на рисунке изображена метафаза митоза; 
2) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом; 
3) в этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора. 

Пример 26

Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений? 

Ответ: 
1)способствует уничтожению сорняков и ослабляет конкуренцию с культурными растениями; 
2)способствует снабжению растений водой и минеральными веществами; 
3)увеличивает поступление кислорода к корням. 

Пример 27

Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы? 

Ответ: 
1)большим биоразнообразием и разнообразием пищевых связей и цепей питания; 
2)сбалансированным круговоротом веществ; 
3)продолжительными сроками существования. 

Пример 28

.Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом во всех клетках организмов из поколения в поколение? 

Ответ: 
1) благодаря мейозу образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом; 
2)при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора; 
3)рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках. 

Пример 29

6.В чем состоит роль бактерий в круговороте веществ? 

Ответ: 
1) бактерии-гетеротрофы – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями. 
2) бактерии-автотрофы (фото, хемотрофы) – продуценты синтезируют органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота. 

Пример 30

7.Какие признаки характерны для моховидных растений? 

Ответ: 
1) большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды; 
2) размножаются мхи как половым, так и бесполым путем с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит); 
3)взрослое растение мха - половое поколение (гаметофит) а коробочка со спорами – бесполое (спорофит); 
4)оплодотворение происходит при наличии воды. 

Пример 31

Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок? 

Ответ: 
1)неурожай семян ели; 
2)увеличение численности хищников – лисиц, куниц; 
3) увеличение численности паразитов, болезнетворных микроорганизмов. 

Пример 32

Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках поджелудочной железы. Объясните почему? 

Ответ: 
1) в клетках поджелудочной железы синтезируются ферменты, которые накапливаются в полостях аппарата Гольджи; 
2) в аппарате Гольджи ферменты упаковываются в виде пузырьков; 
3) из аппарата Гольджи ферменты выносятся в проток поджелудочной железы. 

Пример 33

В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах? 

Ответ: 
1) первичная структура белка определяется последовательностью аминокислот; 
2) матрицами для синтеза белка являются одинаковые молекулы иРНК, в которых закодирована одна и та же первичная структура белка. 

Пример 34

Какие особенности строения характерны для представителей типа Хордовых? 

Ответ: 
1)внутренний осевой скелет; 
2)нервная система в виде трубки на спинной стороне тела; 
3)щели в пищеварительной трубке. 

Пример 35

Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера? 

Ответ: 
1) уменьшение численности шмелей; 
2) увеличение численности растительноядных животных; 
3) размножение растений конкурентов (злаков и др). 

Пример 36

Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий? 

Ответ: 
1) митохондрии являются энергетическими станциями клетки, в них синтезируются и накапливаются молекулы АТФ; 
2) для интенсивной работы сердечной мышцы необходимо много энергии, поэтому содержание митохондрий в ее клетках наиболее высокое; 
3) в печени количество митохондрий по сравнению с поджелудочной железой выше, так как в ней идет более интенсивный обмен веществ. 

Пример 37

Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарного контроля, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде. 

Ответ: 
1) в говяжьем мясе могут быть финны бычьего цепня; 
2)в пищеварительном канале из финны развивается взрослый червь, и человек становится окончательным хозяином. 

Пример 38

Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции. 

Ответ: 
1) изображенный органоид – хлоропласт; 
2)1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе; 
3)2 – ДНК, 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта. 

Пример 39

16.Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам? 

Ответ: 
1) в их клетках ядерное вещество представлено одной кольцевой молекулой ДНК и не отделено от цитоплазмы; 
2)не имеют митохондрий, комплекса Гольджи, ЭПС; 
3)не имеют специализированных половых клеток, отсутствуют мейоз и оплодотворение. 

Пример 40

Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями? 

Ответ: 
1)увеличение численности растений; 
2)сокращение численности хищников – жаб, ежей; 
3) сокращение численности болезнетворных микроорганизмов, паразитов. 

Пример 41

В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните. 

Ответ: 
1)фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 
2)по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых не происходит фотосинтез. 

Пример 42

Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведет этот процесс? 

Ответ: 
1)А – стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные; 
2)Б – стадия (зона) роста, клетка диплоидная; 
3)В - стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды. 

Пример

20.Чем отличаются по строению бактериальные клетки от клеток организмов других царств живой природы? Укажите не менее трех отличий. 

Ответ: 
1)отсутствует оформленное ядро, ядерная оболочка; 
2)отсутствует ряд органоидов: митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи и др.; 
3)имеют одну кольцевую хромосому. 

Пример

21.Почему растения (продуценты) считают начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме? 

Ответ: 
1)создают органические вещества из неорганических; 
2)аккумулируют солнечную энергию; 
3)обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы. 

Пример

22.Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? 

Ответ: 
1)из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила; 
2)восходящему току в растении способствует корневое давление, которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетках и окружающей среде. 

Пример

23.Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения. 

Ответ: 
1)А – прокариотическая клетка, Б – эукариотическая клетка; 
2)клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, ее наследственный материал представлен кольцевой хромосомой; 
3)клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и органоиды. 

Пример

24.В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами? 

Ответ: 
1)сердце становится трехкамерным; 
2)появляется второй круг кровообращения; 
3)в сердце содержится венозная и смешанная кровь. 

Пример

25.Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса? 

Ответ: 
1)в смешанном лесу больше видов, чем в еловом; 
2)в смешанном лесу цепи питания более длинные и разветвленные, чем в еловом; 
3)в смешанном лесу ярусов больше, чем в еловом. 

Пример

26.Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц). 

Ответ: 
1)произойдет генная мутация – изменится кодон третьей аминокислоты; 
2)в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка; 
3)могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет появление у организма нового признака. 

Пример

27.Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счет чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно – оранжевой части спектра. 

Ответ: 
1)для фотосинтеза необходимы лучи не только красной, но и синей части спектра; 
2)в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза. 

Пример

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 
1.Кишечнополостные – это трехслойные многоклеточные животные. 2.Они имеют гастральную или кишечную полость. 3.Кишечная полость включает стрекательные клетки. 4.Кишечнополостные имеют сетчатую (диффузную) нервную систему. 5.Все кишечнополостные – свободноплавающие организмы. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)1 – кишечнополостные – двухслойные животные; 
2)3 – стрекательные клетки содержатся в эктодерме, а не в кишечной полости; 
3)5 – среди кишечнополостных есть прикрепленные формы. 

Пример

Каким образом происходит газообмен в лёгких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс? 

Ответ: 
1)в основе газообмена лежит диффузия, которая обусловлена разницей концентрации газов (парциального давления) в воздухе альвеол и в крови; 
2)кислород из области высокого давления в альвеолярном воздухе поступает в кровь, а углекислый газ из области высокого давления в крови поступает в альвеолы; 
3)в тканях кислород из области высокого давления в капиллярах поступает в межклеточное вещество и далее в клетки органов. Углекислый газ из области высокого давления в межклеточном веществе поступает в кровь. 

Пример

В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере. 

Ответ: 
1)продуценты синтезируют органические вещества из неорганических (углекислого газа, воды, азота, фосфора и других минеральных веществ), выделяют кислород (кроме хемотрофов); 
2)консументы (и другие функциональные группы) организмов используют и преобразуют органические вещества, окисляют их в процессе дыхания, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и воду; 
3)редуценты разлагают органические вещества до неорганических соединений азота, фосфора и др., возвращая их в среду. 

Пример

Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-ТТ-Ц-Т-Т-Ц. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами. 

Ответ: 
1)произойдёт генная мутация — могут измениться коды третьей и последующих аминокислот; 
2)может измениться первичная структура белка; 
3)мутация может привести к появлению нового признака у организма. 

Пример

32.Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях инди-видуального развития? 

Ответ: 
1)корни растений повреждают личинки; 
2)листья деревьев повреждают взрослые жуки. 

Пример

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 
1. Плоские черви — это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У них хорошо развита нервная система. 5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца. 

Ошибки допущены в предложениях:  2) 4) 5)
1)2 — к типу Плоские черви не относят человеческую аскариду, это Круглый червь; 
2)4 — у плоских червей нервная система развита слабо; 
3)5 — Плоские черви — гермафродиты. 

Пример

Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных? 

Ответ: 
1)плод — генеративный орган покрытосеменных растений; 
2)содержит семена, с помощью которых происходит размножение и расселение растений; 
3)плоды растений — пища для животных. 

Пример

Большая часть видов птиц улетает на зиму из северных районов, несмотря на теплокровность. Укажите не менее трёх факторов, которые являются причиной перелётов этих животных. 

Ответ: 
1)пищевые объекты насекомоядных птиц становятся не доступными для добывания; 
2)ледовый покров на водоёмах и снеговой покров на земле лишают пищи растительноядных птиц;
3)изменение продолжительности светового дня. 

Пример

Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните. 

Ответ: 
1)быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, так как в нем имеются бактерии, вызывающие сбраживание продукта; 
2)при стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают, и молоко сохраняется дольше. 

Пример

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 
1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Тело ракообразных и паукообразных расчленено на голову, грудь и брюшко. 3. Тело насекомых состоит из головогруди и брюшка. 4. У паукообразных усиков нет. 5. У насекомых две пары усиков, а у ракообразных одна пара. 

Ошибки допущены в предложениях: 2) 3) 5)
1)2 – тело ракообразных и паукообразных состоит из головогруди и брюшка; 
2)3 – тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка; 
3)5 – у насекомых одна пара усиков, а у ракообразных две пары. 

Пример

Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег. 

Ответ: 
1)корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки; 
2)на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега; 
3)от корневища отходят придаточные корни; 
4)внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем. 

Пример

Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее трёх изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут. 

Ответ: 
1)численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений; 
2)резко сократится численность насекомоядных организмов (консументов ІІ порядка) или они исчезнут из-за нарушения цепей питания; 
3)часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы. 

Пример

Почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин. 

Ответ: 
1)антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека; 
2)нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы. 

Пример

Каковы характерные признаки царства грибов? 

Ответ: 
1)тело грибов состоит из нитей – гифов, образующих грибницу; 
2)размножаются половым путем и бесполым (спорами, грибницей, почкованием); 
3)растут в течение всей жизни; 
4)в клетке: оболочка содержит хитиноподобное вещество, запасное питательное вещество – гликоген. 

Пример

В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоем считать экосистемой. Приведите не менее трех доказательств. 

Ответ: 
Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нем: 
1)отсутствуют продуценты; 
2)отсутствуют редуценты; 
3)отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания. 

Пример

Почему под жгут, который накладывают для остановки кровотечения из крупных кровеносных сосудов, кладут записку с указанием времени его наложения? 

Ответ: 
1)прочитав записку, можно определить, сколько времени прошло после наложения жгута; 
2)если через 1-2 часа не удалось доставить больного к врачу, то следует на некоторое время ослабить жгут. Это предупредит омертвление тканей. 

Пример

Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции. 

Ответ: 
1) 1 – серое вещество, образовано телами нейронов; 
2) 2 – белое вещество, образовано длинными отростками нейронов; 
3) серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество – проводниковую функцию. 

Пример

Какую роль играют слюнные железы в пищеварении у млекопитающих? Укажите не менее трех функций. 

Ответ: 
1)секрет слюнных желез смачивает и обеззараживает пищу; 
2)слюна участвует в формировании пищевого комка; 
3)ферменты слюны способствуют расщеплению крахмала. 

Пример

В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши. Укажите не менее трех элементов. 

Ответ: 
1)первыми поселятся микроорганизмы и лишайники, которые обеспечивают образование почвы; 
2)на почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой; 
3)по мере развития растительности в экосистеме появляются животные, в первую очередь членистоногие и птицы. 

Пример

Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему. 

Ответ: 
1)корневая система разрастается, зона всасывания перемещается за верхушкой корня; 
2)корни с развитой зоной всасывания – корневыми волосками – находятся по краям приствольных кругов. 

Пример

Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют. 

Ответ: 
1)луковица; 
2)1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются питательные вещества и вода; 
3)2 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ; 
4)3 – почка, обеспечивает рост побега. 

Пример

Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов? Укажите не менее трех элементов. 

Ответ: 
1)большинство мхов – листостебельные растения, некоторые из них имеют ризоиды; 
2)у мхов слабо развита проводящая система; 
3)размножаются мхи как половым, так и бесполым способом, с чередованием поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит); взрослое растение мха – половое поколение, а коробочка со спорами – бесполое. 

Пример

В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. Укажите не менее трех этапов. 

Ответ: 
1)первыми развиваются травянистые светолюбивые растения; 
2)потом появляются всходы березы, осины, сосны, семена которых попали с помощью ветра, образуется мелколиственный или сосновый лес. 
3)под пологом светолюбивых пород развиваются теневыносливые ели, которые впоследствии полностью вытесняют другие деревья. 

Пример

Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано? 

Ответ: 
1)причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода; 
2)заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы. 

Пример

Какой буквой на рисунке обозначена бластула в цикле развития ланцетника. Каковы особенности формирования бластулы? 

Ответ: 
1)бластула обозначена буквой Г; 
2)бластула формируется при дроблении зиготы; 
3)размеры бластулы не превышают размеров зиготы. 

Пример

Почему грибы выделяют в особое царство органического мира? 

Ответ: 
1)тело грибов состоит из тонких ветвящихся нитей — гифов, образующих мицелий, или грибницу; 
2)клетки мицелия запасают углеводы в виде гликогена; 
3)грибы нельзя отнести к растениям, так как в их клетках нет хлорофилла и хлоропластов; стенка содержит хитин; 
4)грибы нельзя отнести к животным, так как они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела, а не заглатывают в виде пищевых комочков. 

Пример

В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных. 

Ответ: 
1)вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность); 
2)затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма; 
3)возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных. 

Пример

Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом серый. Объясните, какой вид изменчивости наблюдается у животного и чем определяется проявление данного признака. 

Ответ: 
1) у зайца наблюдается проявление модификационной (ненаследственной) изменчивости; 
2) проявление данного признака определяется изменением условий среды обитания (температура, длина дня). 

Пример

Назовите стадии эмбрионального развития ланцетника, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Раскройте особенности образования каждой из этих стадий. 

Ответ: 
1)А — гаструла — стадия двухслойного зародыша; 
2)Б — нейрула, имеет зачатки будущей личинки или взрослого организма; 
3)гаструла образуется путём впячивания стенки бластулы, а в нейруле закладывается вначале нервная пластинка, которая служит регулятором для закладки остальных систем органов. 

Пример

Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Укажите не менее четырёх особенностей. 

Ответ: 
1)бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов; 
2)по способу питания бактерии – гетеротрофы и автотрофы; 
3)высокая скорость размножения путем деления; 
4)анаэробы и аэробы; 
5)неблагоприятные условия переживают в состоянии спор. 

Пример

Чем отличается наземно-воздушная среда от водной? 

Ответ: 
1)содержанием кислорода; 
2)различиями в колебаниях температуры (широкая амплитуда колебаний в наземно – воздушной среде); 
3)степенью освещенности; 
4)плотностью. 

Пример

В пищевом рационе человека рекомендуется использование морской капусты — ламинарии. Какое значение имеет её употребление в нормализации функций организма? 

Ответ: 
1) морская капуста обладает свойством накапливать химический элемент йод; 
2)йод необходим для нормальной функции щитовидной железы. 

Пример

Почему клетку инфузории-туфельки считают целостным организмом? Какие органоиды инфузории-туфельки обозначены на рисунке цифрами 1 и 2 и какие функции они выполняют? 

Ответ: 
1) клетка инфузории выполняет все функции самостоятельного организма: обмен веществ, размножение, раздражимость, адаптация; 
2) 1 — малое ядро, участвует в половом процессе; 
3) 2 — большое ядро, регулирует процессы жизнедеятельности. 

Пример

Каковы особенности строения и жизнедеятельности грибов? Укажите не менее трех признаков. 

Ответ: 
1)грибы — одноклеточные и многоклеточные организмы, тело которых состоит из тонких нитей — гифов; 
2)грибы — гетеротрофы (сапротрофы, паразиты, симбионты); 
3)размножение грибов: спорами, частями грибницы — вегетативное размножение; почкованием у дрожжей; половое размножение некоторых грибов. 

Пример

Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин. 

Ответ: 
1)непосредственно повреждают органы и ткани растений; 
2)загрязняют почву, уменьшают плодородие; 
3)понижают продуктивность растений. 

Пример

Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? 

Ответ: 
1)быстрое изменение давления при взлете или посадке самолета вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше; 
2)глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде. 

Пример

Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия. 

Ответ: 
1)у членистоногих кровеносная система незамкнутая, а у кольчатых червей замкнутая; 
2)у членистоногих имеется сердце на спинной стороне; 
3)у кольчатых червей сердца нет, его функцию выполняет кольцевой сосуд. 

Пример

К какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Что обозначено цифрами 1 и 2? Назовите других представителей этого типа. 

Ответ: 
1)к типу Кишечнополостных; 
2)1 – эктодерма, 2 – кишечная полость; 
3)коралловые полипы, медузы. 

Пример

В чем проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных? 

Ответ: 
1)морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела; 
2)физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение или расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ; 
3)поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды. 

Пример

Как осуществляется поступление генетической информации из ядра в рибосому? 

Ответ: 
1)синтез иРНК происходит в ядре в соответствии с принципом комплементарности; 
2)иРНК – копия участка ДНК, содержащая информацию о первичной структуре белка, перемещается из ядра к рибосоме. 

Пример

В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трех признаков. 

Ответ: 
1)у папоротников появились корни; 
2)у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань; 
3)в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком. 

Пример

Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке цифрой 3. Какой тип ткани и какие органы формируются из него. 

Ответ: 
1) зародышевый листок – энтодерма; 
2) ткань эпителиальная (эпителий кишечника и органов дыхания); 
3) органы: кишечник, пищеварительные железы, органы дыхания, некоторые железы внутренней секреции. 

Пример

Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров. 

Ответ: 
1)регулируют численность растений (распространяют плоды и семена); 
2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов; 
3)служат пищей для хищников; 
4)удобряют почву. 

Пример

В чём проявляется защитная роль лейкоцитов в организме человека? 

Ответ: 
1)лейкоциты способны к фагоцитозу – пожиранию и перевариванию белков, микроорганизмов, отмерших клеток; 
2)лейкоциты принимают участие в выработке антител, которые нейтрализуют определенные антигены. 

Пример

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 
Согласно хромосомной теории наследственности: 
1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый занимает определенное место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным бором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза. 

Ошибки допущены в предложениях: 2) 4) 5)
1)2 — место расположения гена — локус; 
2)4 — число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом; 
3)5 — нарушение сцепления генов происходит при кроссинговере. 

Пример

Почему зелёную эвглену одни учёные относят к растениям, а другие — к животным? Укажите не менее трёх причин. 

Ответ: 
1)способна к гетеротрофному питанию, как все животные; 
2)способна к активному движению в поисках пищи, как все животные; 
3)содержит в клетке хлорофилл и способна к автотрофному питанию, как растения. 

Пример

Какие процессы происходят на этапах энергетического обмена? 

Ответ: 
1)на подготовительном этапе сложные органические вещества расщепляются до менее сложных (биополимеры — до мономеров), энергия рассеивается в виде тепла; 
2)в процессе гликолиза глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты (или молочной кислоты, или спирта) и синтезируется 2 молекулы АТФ; 
3)на кислородном этапе пировиноградная кислота (пируват) расщепляется до углекислого газа и воды и синтезируется 36 молекул АТФ. 

Пример

В образовавшейся на теле человека ране кровотечение со временем приоста-навливается, однако может возникнуть нагноение. Объясните, какими свойствами крови это обусловлено. 

Ответ: 
1)кровотечение приостанавливается благодаря свёртыванию крови и образованию тромба; 
2)нагноение обусловлено накоплением отмерших лейкоцитов, осуществивших фагоцитоз. 

Пример

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом. 

Ошибки допущены в предложениях: 2) 5) 6)
1)2 — мономерами белков являются аминокислоты; 
2)5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК; 
3)6- в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК. 

Пример

Что такое близорукость? В какой части глаза фокусируется изображение у близорукого человека? Чем различаются врождённая и приобретённая формы близорукости? 

Ответ: 
1)близорукость — это заболевание органов зрения, при котором человек плохо различает удалённые предметы; 
2)у близорукого человека изображение предметов возникает перед сетчаткой; 
3)при врождённой близорукости изменяется форма глазного яблока (удлиняется); 
4)приобретенная близорукость связана с изменением (увеличением) кривизны хрусталика. 

Пример

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырёх отличий. 

Ответ: 
1)преобладание мозгового отдела черепа над лицевым; 
2)уменьшение челюстного аппарата; 
3)наличие подбородочного выступа на нижней челюсти; 
4)уменьшение надбровных дуг. 

Пример

Почему объём мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объём выпитой за это же время жидкости? 

Ответ: 
1)часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ; 
2)часть воды испаряется через органы дыхания и потовые железы.

 Пример

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 
1. Животные — это гетеротрофные организмы, они питаются готовыми органическими веществами. 2. Различают одноклеточных и многоклеточных животных. 3. Все многоклеточные животные имеют двустороннюю симметрию тела. 4. У большинства из них развиты различные органы передвижения. 5. Кровеносную систему имеют только членистоногие и хордовые. 6. Постэмбриональное развитие у всех многоклеточных животных прямое. 

Ошибки допущены в предложениях: 3) 5) 6)
1) 3 — двусторонюю симметрию тела имеют не все многоклеточные животные; например, у кишечнополостных она лучевая (радиальная); 
2) 5 — кровеносная система имеется также у кольчатых червей и моллюсков; 
3) 6 — прямое постэмбриональное развитие присуще не всем многоклеточным животным. 

Пример

Какое значение имеет кровь в жизнедеятельности человека? 

Ответ: 
1)выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена; 
2)выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител; 
3)участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма. 

Пример

Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира. 

Ответ: 
1) стадия зиготы соответствует одноклеточному организму; 
2) стадия бластулы, где клетки не дифференцированы, сходна с колониальными формами; 
3) зародыш на стадии гаструлы соответствует строению кишечнополостного (гидры). 

Пример

Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaCl). Поясните почему. 

Ответ: 
1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления; 
2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови. 

Пример

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 
1. Животные типа членистоногих имеют наружный хитиновый покров и членистые конечности. 2. Тело у их большинства состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. 3. Все членистоногие имеют по одной паре усиков. 4. Глаза у них сложные (фасеточные). 5. Кровеносная система у насекомых замкнутая. 

Ошибки допущены в предложениях: 3) 4) 5)
1)3 — по одной паре усиков имеют не все членистоногие (у паукообразных их нет, а у ракообразных — по две пары); 
2)4 — не все членистоногие имеют сложные (фасеточные) глаза: у паукообразных они простые или отсутствуют, у насекомых наряду со сложными глазами могут быть простые; 
3)5 — кровеносная система у членистоногих незамкнутая. 

Каковы функции пищеварительной системы человека? 

Ответ: 
1)механическая обработка пищи; 
2)химическая обработка пищи; 
3)передвижение пищи и удаление непереваренных остатков; 
4)всасывание питательных веществ, минеральных солей и воды в кровь и лимфу. 

Пример

Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее трёх признаков. 

Ответ: 
1)большим разнообразием популяций и видов; 
2)широким расселением на земном шаре; 
3)приспособленностью к жизни в разных экологических условиях. 

Почему пищу надо тщательно пережёвывать? 

Ответ: 
1)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается слюной в ротовой полости и начинает перевариваться; 
2)хорошо пережёванная пища быстрее пропитывается пищеварительными соками в желудке и кишечнике и поэтому легче переваривается. 

Пример

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.2.Разные популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек одного вида, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию. 

Ошибки допущены в предложениях: 2) 3) 5)
1)2 — популяции одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться; 
2)3 — генофонды разных популяций одного вида отличаются; 
3)5 — группа лягушек не является популяцией, так как группа особей одного вида считается популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и то же пространство. 

Пример

Почему летом при длительной жажде рекомендуется пить подсоленную воду? 

Ответ: 
1)летом у человека усиливается потоотделение; 
2) C потом из организма выводятся минеральные соли; 
3)подсоленная вода восстанавливает нормальный водно-солевой баланс между тканями и внутренней средой организма. 

Пример

Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих? 

Ответ: 
1)сходством строения систем органов; 
2)наличием волосяного покрова; 
3)развитием зародыша в матке; 
4)выкармливанием потомства молоком, заботой о потомстве. 

Пример

Какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека? 

Ответ: 
1)процессы в буферных системах поддерживают реакцию среды (рН) на постоянном уровне; 
2)осуществляется нейрогуморальная регуляция химического состава плазмы. 

Пример

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 
1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2.Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяций, всегда стабильна. 

Ошибки допущены в предложениях: 1) 4) 5)
1)1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции; 
2)4 — популяция является структурной единицей вида; 
3)5 — численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы. 

Пример

Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль. 

Ответ: 
1)подкожная жировая клетчатка предохраняет организм от охлаждения; 
2)потовые железы образуют пот, который при испарении защищает от перегревания; 
3)волосы на голове защищают организм от охлаждения и перегревания; 
4)изменение просвета капилляров кожи регулирует теплоотдачу. 

Пример

Приведите не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции. 

Ответ: 
1)увеличение мозга и мозгового отдела черепа; 
2)прямохождение и соответствующие изменения в скелете; 
3)освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца. 

Пример

Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чём оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит. 

Ответ: 
1)сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза; 
2)все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды); 
3)образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом. 

Пример

Чем отличается артериальное кровотечение от венозного? 

Ответ: 
1)при артериальном кровотечении кровь алого цвета; 
2)бьёт из раны сильной струей, фонтаном. 

Пример

Схема какого процесса, происходящего в организме человека, изображена на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните. 

Ответ: 
1)на рисунке изображена схема газообмена в лёгких (между лёгочным пузырьком и капилляром крови); 
2)в основе газообмена лежит диффузия — проникновение газов из места с большим давлением в место с меньшим давлением; 
3)в результате газообмена кровь насыщается кислородом и превращается из венозной (А) в артериальную (Б).

 Пример

Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека? 

Ответ: 
гиподинамия приводит: 
1)к понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе тела; 
2)ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и снижению выносливости организма; 
3)застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению кровообращения. 
Пример
Какие особенности имеют растения, обитающие в засушливых условиях? 

Ответ: 
1)корневая система растений глубоко проникает в почву, достаёт до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы; 
2)у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах; 
3)листья покрыты восковым налётом, опушены или видоизменены в колючки или иголки. 

Пример

С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните. 

Ответ: 
1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов; 
2)эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа. 

101. По каким сосудам и какая кровь поступает в камеры сердца, обозначенные на рисунке цифрами 3 и 5? С каким кругом кровообращения связана каждая из этих структур сердца? 

Ответ: 
1)в камеру, обозначенную цифрой 3, поступает венозная кровь из верхней и нижней полых вен; 
2)в камеру, обозначенную цифрой 5, поступает артериальная кровь из легочных вен; 
3)камера сердца, обозначенная цифрой 3, связана с большим кругом кровообращения; 
4)камера сердца, обозначенная цифрой 5, связана с малым кругом кровообращения. 

Пример

Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека? 

Ответ: 
1)витамины — биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах; 
2)они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ; 
3)повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток. 

Пример

Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки? 

Ответ: 
1)появление у особей разнообразных наследственных изменений; 
2)сохранение естественным отбором особей с измененной формой тела; 
3)размножение и распространение особей с формой тела, напоминающей лист. 

Пример

Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации? 

Ответ: 
1)большинство ферментов — белки; 
2)под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента. 

Пример

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в ко-торых они сделаны, исправьте их. 
1. Растения, как и все живые организмы, питаются, дышат, растут, размножаются. 2. По способу питания растения относят к автотрофным организмам. 3. При дыхании растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Все растения размножаются семенами. 5. Растения, как и животные, растут только в первые годы жизни. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)3 — при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 
2)4 — размножаются семенами только цветковые и голосеменные, а водоросли, мхи, папоротники — спорами; 
3)5 — растения растут в течение всей жизни, имеют неограниченный рост. 

Пример

С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните. 

Ответ: 
1)ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов; 
2)гемоглобин эритроцитов обеспечивает транспорт кислорода и углекислого газа, так как способен связываться с этими газами; 
3)поступление кислорода необходимо для энергетического обмена клетки, а углекислый газ — его конечный продукт, подлежащий удалению. 

Пример

Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Приведите не менее трех доказательств. 

Ответ: 
1)сходство строения, процессов жизнедеятельности, поведения; 
2)генетическое единство — одинаковый набор хромосом, их строение; 
3)от межрасовых браков появляется потомство, способное к размножению. 

Пример

В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое обоснование этого процесса. 

Ответ: 
1)глотание — сложный рефлекторный акт, который сопровождается слюноотделением и раздражением корня языка; 
2)при сильном волнении резко тормозится слюноотделение, во рту становится сухо, и глотательный рефлекс не возникает. 

Пример

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтез. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород.

5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами. 

Ошибки допущены в предложениях: 
1)2 — первым звеном являются продуценты; 
2)3 — консументы не способны к фотосинтезу; 
3)4 — кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза. 

Пример

Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трёх возможных причин. 

Ответ: 
1)большие кровопотери; 
2)неполноценное питание (недостаток железа и витаминов и др.); 
3)нарушение образования эритроцитов в кроветворных органах. 

Пример

Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности. 

Ответ: 
1)тип приспособления — мимикрия, подражание окраски и формы тела незащищенного животного защищенному; 
2)сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным; 
3)муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу. 

Пример

Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консументов третьего порядка в составленной цепи. 

Ответ: 
1) перегной — комнатная муха — паук-крестовик —большая синица —ястреб; 
2) консумент третьего порядка — большая синица. 

Пример

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среза других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из одинаковых члеников. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой. 

Ответ: Ошибки допущены в предложениях: 
1) 2 — Кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему; 
2) 4 — Кольчатые черви имеют полость тела; 
3) 5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела. 

Пример

Назовите не менее трёх ароморфозов у наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте. 

Ответ: 
1) возникновение покровной ткани — эпидермиса с устьицами, — способствующей защите от испарения; 
2) появление проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ; 
3) развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию. 

Пример

Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах. 

Ответ: 
1)Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция); 
2) природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию; 
3)на других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими. 

Пример

Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными? 

Ответ: 
1)являются хищниками, питаются сходной пищей; 
2)обитают в одном водоёме, нуждаются в сходных условиях для жизни, взаимно угнетают друг друга. 

Пример

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 
1. Основные классы типа членистоногих — Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары. 3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные. 4. У Паукообразных на брюшке расположены паутинные бородавки. 5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей. 

Ответ: Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5
1)2 — насекомые имеют три пары ног, а паукообразные — четыре пары; 
2)3 — речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик — простые; 
3)5 — у майского жука нет лёгочных мешков, а имеются только трахеи. 

Пример

Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее четырех особенностей. 

Ответ: 
1)имеют грибницу и плодовое тело; 
2)размножаются спорами и грибницей; 
3)по способу питания — гетеротрофы; 
4)большинство образуют микоризу. 

Пример

Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу. 

Ответ: 
1)появление лёгочного дыхания; 
2)формирование расчлененных конечностей; 
3)появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения. 

Пример

Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоёме хищных рыб? 

Ответ: 
1)уничтожение хищников приводит к резкому возрастанию численности растительноядных рыб и усилению конкуренции между ними; 
2)большая численность растительноядных рыб способствует уменьшению кормовой базы, распространению среди них различных заболеваний, это приведёт к массовой гибели рыб. 

Пример

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом. 

Ответ:

ошибки допущены в предложениях: 2, 5, 6
1) 2 — мономерами белков являются аминокислоты; 
2) 5 — наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК; 
3) 6 — в состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК. 

Пример

По каким признакам царство грибов отличается от царства растений? Назовите не менее трёх признаков. 

Ответ: 
1) грибы — гетеротрофы, не способны к фотосинтезу; 
2) грибы отличаются строением и химическим составом клетки: не имеют хлоропластов, клеточная стенка содержит хитин, запасное питательное вещество — гликоген; 
3) тело грибов образовано гифами. 

Пример

В промышленных районах Англии на протяжении XIX—XX веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора. 

Ответ: 
1)в потомстве популяции бабочек рождаются и светлые, и тёмные формы; 
2)в загрязненных копотью промышленных районах с потемневших стволов птицами устраняются светлые особи, поэтому через ряд поколений преобладающей формой в популяциях стали бабочки с тёмной окраской; 
3)изменение окраски в популяциях бабочек — проявление движущей формы естественного отбора. 

Пример

Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации? 

Ответ: 
1)содержат ДНК, в которой закодирована наследственная информация; 
2)способны к самоудвоению за счёт репликации ДНК; 
3)способны равномерно распределяться в клетках при делении, обеспечивая преемственность признаков. 

Пример

Зачем человек разводит в специальных лабораториях небольших насекомых из отряда перепончатокрылых – яйцеедов и наездников? 

Ответ: 
1)эти хищные насекомые откладывают свои яйца в яйца и личинки насекомых вредителей; 
2)этим они сокращают численность насекомых – вредителей сельского хозяйства. 

Пример

Почему человек без опасных последствий употребляет в пищу белки в виде мяса, рыбы, яиц, а вводить белки сразу в кровь для питания больных ни в коем случае нельзя? 

Ответ: 
1)белки в пищеварительном тракте, в желудке, в кислой среде расщепляются до аминокислот ферментами пептидазами; 
2)в кровь попадают уже аминокислоты и разносятся к клеткам тканей; 
3)введение в кровь чужеродных белков вызовет иммунную реакцию, отторжение, возможна даже гибель больного.



26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!