Дополнительная образовательная программа «Эстрадный вокал»
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Упр.1. Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.
Упр.2. Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.
Упр.3. Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево – вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево – вправо.
Упр.4. Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки, поднимаются боковые стенки и кончик языка или паруса, рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов.
Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.
Упр.5. 3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.
Упр6. Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам. Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.
Работать надо ритмично, в удобном темпе, до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Надо научиться дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следует следить за дыханием, осанкой, не напрягать плечи и шею.
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
Покусывание кончика языка, повторяя эту операцию 4-8 раз, чтобы почувствовать активизацию работы слюнных желез.
«Шинковать» язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы дойти до его середины. (4-8 раз)
Щелкать языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Протыкать» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется «иголочка». (3-4 раза)
Проводить языком между деснами и губами. Упражнение называется «щеточка», как бы чистим языком зубы.
Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо – обрадованное лицо.
Артикуляционные упражнения:
Для освобождения нижней челюсти используются распевания на слова: дай, май, бай.
Для активизации языка и губ поются упражнения на слоги: бри, бра, брэ, а также ля, ле и др.
Если в речевом произношении неударные гласные часто изменяются (хобот – хобыт, пятачок – пятачок), то в пении изменяется только неударный «о», который переходит в «а» (ок-но – акно, волна – вална). В остальных случаях звук не должен заменяться другим.
Звонкие согласные, находящиеся в конце слова, в пении переходят в глухие: ослаб – аслап; клад – кат; березка – береска; друг – друк.
Сочетание «тс» в пении произносится как «ц»: детский – децкий; скрываться – скрываца; светский – свецкий.
Окончания ся и сь в пении произносятся твердо, как са. Окончания его и ого меняются на ево и ово.
Как и в речи, в пении при произношении могут выпадать отдельные буквы: честный – чесный; солнце – сонце. «Ч» и «сч» в отдельных словах могут произноситься соответственно как «ш» и «щ»: что – што; счастье – щастье.
В пении существует правило переноса согласных с конца слога одного слова на начало другого. Например, фраза «Вот мчится тройка почтовая» исполняется так: «Во-тмчи-тца-тро-йка-по-что-ва-я». Подобное перенесение дает возможность, как можно дольше тянуть гласные, что необходимо для протяжного пения.
Скороговорки
помогают развитию артикуляционного аппарата, что самым положительным образом влияет на качество исполнения произведения. Необходимо использовать скороговорки, распевания на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ, упражнения на слоги «бри», «бра», «брэ», «ля», «ле» и др., следить, чтобы рот и губы, язык были активными, упруго произносились согласные звуки в конце слова («но-но», «гоп-гоп», «цок-цок», «стоп-стоп»)