СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности»

зачетная работа

по нормативно-правовым и оценочно-диагностическим материалам


ФИО (слушателя курсов) Якупова Фатима Фаильевна

Сроки обучения 26.10.21-27.11.21




Развитие читательской грамотности

Тема урока « Текст, его особенности»

Класс 6

УМК

Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Троснецова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская учебник «Русский язык»

Планируемые предметные результаты (примерная программа + универсальный кодификатор)

Предметные результаты:  знают признаки текста; умеют определять тему, идею, тип и стиль текста, строить текст как речевое высказывание, выполнять языковые разборы; имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем;  говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц.+ Универсальный кодификатор. Понятие о тексте. Основные признаки текста, Тема и главная мысль текста, Абзац как средство членения текста на композиционно- смысловые части, Способы связи предложений в тексте, Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные

местоимения, повтор слова и др.), Информационная переработка текста, Простой и сложный план текста, Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.


Планируемые метапредметные результаты (примерная программа + универсальный кодификатор)

Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения.. + Универсальный кодификатор. Понятие о тексте. Основные признаки текста, Тема и главная мысль текста, Абзац как средство членения текста на композиционно- смысловые части, Способы связи предложений в тексте, Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные

местоимения, повтор слова и др.), Информационная переработка текста, Простой и сложный план текста, Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.


Понятийное поле урока: перечень предметных и межпредметных терминов (примерная программа + универсальный кодификатор)

Текст, жанры, ключевые слова, признаки текста, тема, основная мысль, замысел + Понятие о тексте. Основные признаки текста, Тема и главная мысль текста, Абзац как средство членения текста на композиционно- смысловые части.

Текст 1: В жаркий летний полдень.

                    Медом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день свежее сено.

На крутом берегу, там, где начинается сосновый бор, высыпало земляники видимо-невидимо.

  Качается под ветром сухая трава. Гоняются над лугом друг за другом веселые стрекозы и перепархивают разноцветные бабочки.

Между травинками по сухим земляным комочкам, по сухой траве спешат-бегут хлопотливые муравьи, несут травинки — строить себе высокий дом.

  Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами. И, глядя в небо, слушать кукушку «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» — Это вам на счастье. «Ку-ку! ку-ку! ку-ку!» — Это вам на радость. «Ку-ку ку-ку! ку-ку!» — Это вам на веселье.

                        (И. Соколов-Микитов)

Задание к тексту 1: 1. Прочитать текст про себя и пересказать его.

2. О чем говорится в тексте?

3. Определите его тему и основную мысль.

4. Что отражает заглавие этого текста?

5. Озаглавьте отрывок по выраженному в нем чувству автора.

Текст 2: Маскировка

  1. Как животным удается не подпускать к себе близко врагов? (2) Некоторые сразу же

обращаются в бегство. (3) Другие прячутся или притворяются мертвыми. (4) Многие умеют

отлично маскироваться. (5) Они так хорошо приспосабливаются по форме и окраске к

окружающей природе, что их практически не видно. (6) Случайно можно заметить движущиеся ветки, подпрыгивающие желтые листья или сверкнувшие посреди заснеженного ландшафта

глаза. (7) Некоторые животные (например, белая куропатка) изменяют свой внешний вид в

зависимости от времени года. (8) Хамелеоны и многие виды рыб могут изменять свою окраску в

течение нескольких минут.

(9) Живущий у побережий Австралии морской конек –тряпичник так хорошо маскируется по морские водоросли, что хищник вряд ли сможет заметить его среди растений.

(10) Если палочник, длина которого бывает до 30 см, ведет себя абсолютно спокойно, его невозможно заметить среди веток кустарника. (11) Зелено-бурое насекомое активизируется ночью, а в течение всего дня спит, крепко ухватившись за веточку, у которой точно такая же окраска, как у него.

(12) В холодную зиму присутствие белой куропатки на заснеженных просторах Арктики могут выдать лишь ее темные глаза. (13) Орлы, совы и горностаи едва ли могут различить её на белом снегу. (14) Весной куропатка начинает линять и становится коричнево-белой в крапинку, что хорошо маскирует ее в изменившемся ландшафте. (15) Летом оперение куропатки становится коричневым, чёрным, жёлтым и белым-точно таким, ка окружающая растительность.

Задание к тексту 2.

1. Прочитайте текст. Каково его основная мысль?

2. Определите тип и стиль речи текста.

3.Разделите текст на части, каждую из них озаглавьте.

4. Найдите в 1 абзаце и выпишите слова, которые являются синонимами к слову маскироваться.

5. Найдите в тексте и выпишите слова (термины), которые чаще всего употребляются в научной стиле.


Задание к тексту 1 и 2:

1. О чем говорится в тексте?

2. Определите его тему и основную мысль.

3. Определите тип и стиль речи текста.

4.Разделите текст на части, каждую из них озаглавьте.

Текст 3: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. 


Задание к тексту 3:

1. О чем говорится в тексте?

2. Определите его тему и основную мысль.

3. Определите тип и стиль речи текста.

Задание к тексту 1, 2, 3

1. О чем говорится в тексте?

2. Определите его тему и основную мысль.

3. Определите тип и стиль речи текста.

4. Найдите в тексте и выпишите слова (термины), которые чаще всего употребляются.

Рекомендации для учителя

Рекомендации ученика (самостоятельная работа):

  1. Подобрать тексты, в которых достаточно элементов для возможных вопросов.

  2. Избегать текстов с быстро устаревающими темами

  3. Текст должен соответствовать кругу интересов диагностируемых

  4. Сложность, тема, стиль, синтаксис и лексика текста должны соответствовать уровню диагностируемых

  5. Построение текста должно быть логичным

  6. Текст должен представлять собой единое целое с четким началом и концом

  7. Главные герои и их отношения должны быть ясно описаны (если необходимо, добавьте пояснительное введение)

  8. Иллюстрации к тексту (если они есть) должны поддерживать понимание текста, а не сбивать читателя с толку

  1. Понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?);

  2. Увидеть внешнюю сторону образа;

  3. Вникнуть в смыслы (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?);

  4. Понять внутреннюю сторону образа;

  5. Найти языковые средства, приемы, способы создания образа;

  6. Ответить на вопрос: как «сделан» образ?

  7. Перечитывание текста.

  8. Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.

  9. Постановка вопросов к тексту и к автору.

  10. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  11. Обращение к отдельным фрагментам текста.

  12. Беседа по содержанию в целом.

  13. Обобщение прочитанного.

  14. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту.

  15. Постановка к тексту обобщающих вопросов.





*Легенда – это вымышленная ситуация, которая описывает основную цель чтения текста или ряд текстов в разделе.

Чтение является целенаправленной деятельностью; это процесс, когда читатель желает достичь определенной цели, например, найти необходимую информацию, чтобы заполнить форму, или понять определенную тему, чтобы поддержать беседу с коллегами. Традиционно цель заданий по читательской грамотности заключается в том, чтобы ответить на несколько вопросов на общую тему текста и затем перейти к следующему заданию.

Таким образом, читателю даны контекст и цель, которая позволяет определить способы поиска, понимания и интеграции информации.

Категории ситуаций:

Личные ситуации относятся к текстам, которые предназначены для удовлетворения личных интересов, как практических, так и интеллектуальных. К этой категории относятся личные письма, мгновенные сообщения, блоги, художественная литература, биография и информационные тексты, которые предназначены для удовлетворения любопытства, а также для досуга.

Общественная категория описывает чтение текстов, которые относятся к деятельности и заботам общества. Тексты данной категории включают официальные документы, информацию об общественных событиях, форумы, новостные веб-сайты и общественные заметки.

Тексты для учебных ситуаций по оценке читательской грамотности конструируются непосредственно для целей и задач исследования. Классическими примерами таких текстов являются школьные учебники или интерактивные обучающие программы. •

Деловая ситуация - это задание, которое включает в себя выполнение какого-то безотлагательного дела. К этой категории относятся тексты для поиска работы; например, объявления или веб-сайты вакансий, а также тексты, содержащие условия работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!