СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презетации рассказывается о том, что такое читательская грамотность и как развивать читательскую грамотность младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности»

 Формирование читательской грамотности младших школьников Люди перестают мыслить,  когда перестают читать.  (Дени Дидро ) Презентацию составила учитель начальных классов: Н.В. Пономаренко

Формирование читательской грамотности младших школьников

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дени Дидро )

Презентацию составила учитель начальных классов: Н.В. Пономаренко

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей

  • Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
Основные содержательные составляющие функциональной грамотности Читатель ская Математи- ческая Естественно-научная Финансовая Глобальные компетенции Креативное мышление

Основные содержательные составляющие функциональной грамотности

Читатель

ская

Математи-

ческая

Естественно-научная

Финансовая

Глобальные компетенции

Креативное мышление

 Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации.  Чтение и работа с текстом, а не слово учителя – основа современных образовательных технологий.  Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение , фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном.

Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации.

Чтение и работа с текстом, а не слово учителя – основа современных образовательных технологий.

Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение , фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном.

 дети имеют низкую скорость чтения;  не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении; не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста; затрудняются кратко пересказать содержание;
  • дети имеют низкую скорость чтения;
  • не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
  • не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
  • затрудняются кратко пересказать содержание;
Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
  • Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Особенности формирования читательской грамотности в начальной школе:   1. Овладение умением читать (обучение грамоте); 2. Формирование навыка чтения: • его составляющие: правильность, беглость (оптимальный темп чтения), осознанность, выразительность; 3. Формирование интереса к чтению: • под «интересом к чтению» мы понимаем наличие избирательноположительного отношения обучающегося к литературным произведениям, определение значимости и эмоциональной привлекательности которых соответствует его потребностям в чтении. • под «формированием интереса к чтению» у младших школьников мы понимаем организацию читательской деятельности, в процессе которой они учатся ориентироваться в мире литературных произведений, общаться с автором, выносить определенное мнение из прочитанного.

Особенности формирования читательской грамотности в начальной школе:

1. Овладение умением читать (обучение грамоте);

2. Формирование навыка чтения:

• его составляющие: правильность, беглость (оптимальный темп чтения), осознанность, выразительность;

3. Формирование интереса к чтению:

• под «интересом к чтению» мы понимаем наличие избирательноположительного отношения обучающегося к литературным произведениям, определение значимости и эмоциональной привлекательности которых соответствует его потребностям в чтении.

• под «формированием интереса к чтению» у младших школьников мы понимаем организацию читательской деятельности, в процессе которой они учатся ориентироваться в мире литературных произведений, общаться с автором, выносить определенное мнение из прочитанного.

Задания для 1 класса    1. Прочитать скороговорку тихо, громко, шепотом, немое кино - беззвучно. Лена искала булавку. Булавка упала подлавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день.  2. Читаем гласные с ударением на одном из них:  ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ.

Задания для 1 класса

1. Прочитать скороговорку тихо, громко, шепотом, немое кино - беззвучно.

Лена искала булавку.

Булавка упала подлавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

2. Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ.

Задания для 1 класса Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ  Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

Задания для 1 класса

  • Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

  • Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А

СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

  • Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О

МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

Задания для 1 класса  Прочитай слова без лишнего слога  тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка  Читай только первые слоги.  канат лентяй дача рисунок  сани ракета фантазия  концерт феникс тарелка  фикус аллея карандаш

Задания для 1 класса

  • Прочитай слова без лишнего слога

тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка

  • Читай только первые слоги.

канат лентяй дача рисунок

сани ракета фантазия

концерт феникс тарелка

фикус аллея карандаш

Задания для 1 класса  В каждой строчке найди 5 слов Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ  фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл  Р кошка тигр ппед кенгуру нблрае петух имтоьлбттрго верблюд мнгщ фы киви вишня вапроапельсинлдсми слива пролд виноград укенгшщзл

Задания для 1 класса

В каждой строчке найди 5 слов

  • Ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ
  • фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл

  • Р кошка тигр ппед кенгуру нблрае петух имтоьлбттрго верблюд мнгщ

фы киви вишня вапроапельсинлдсми слива пролд виноград укенгшщзл

Задания для 1 класса  Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: о я д лео лушкяга з млн е якиа фрноаь с з т екроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя

Задания для 1 класса

  • Слово упало и разлетелось на кусочки.

Помогите - вновь из букв его сложите:

  • о я д лео лушкяга з млн е якиа фрноаь с з т екроа пиодмор
  • сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя

Задания для 1 класса Прочитай слова, вернув буквы А на место  слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш

Задания для 1 класса

Прочитай слова, вернув буквы А на место

  • слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш
Задания для 2 класса  Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.  L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T Один костёр - весь мир согревает.  ( Солнце)

Задания для 2 класса

  • Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте.
  • L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
  • Один костёр - весь мир согревает.

( Солнце)

Задания для 2 класса  Читай предложение наоборот справа налево:  вомод хашырк ан илсивоп икьлусос еикьненот. Прочитай поговорку правильно:  Дерево живёт друзьями, а человек корнями. Труд портит, а лень - кормит. За одним зайцем погонишься – двух поймаешь. Один раз отмерь – семь раз отрежь.

Задания для 2 класса

  • Читай предложение наоборот справа налево:

вомод хашырк ан илсивоп икьлусос еикьненот.

  • Прочитай поговорку правильно:
  • Дерево живёт друзьями, а человек корнями.
  • Труд портит, а лень - кормит.
  • За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.
  • Один раз отмерь – семь раз отрежь.

Задания для 2 класса  Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.  Терпенье и прут всё перетрут. Здоровому - грач не нужен. Торопливый человек дважды одно тело делает.

Задания для 2 класса

Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

  • Терпенье и прут всё перетрут.
  • Здоровому - грач не нужен.
  • Торопливый человек дважды одно тело делает.

 Задание на развитие грамотности  по литературному чтению во 2-х классах   1.Солнце закрыла большая тёмная _________. 2.Стало ____________. 3.Подул свежий ___________. 4.Закачались ___________________. 5.Притихли ____________. 6.Молния ___________. 7. Гром ___________________. 8. Упали первые капли _____________. 9. Ребята побежали прятаться _____ель. 10. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и _____. 1. Вставь подходящие по смыслу слова в места пропусков. 2. Правильно ли сделали ребята, спрятавшись под дерево?

Задание на развитие грамотности по литературному чтению во 2-х классах

1.Солнце закрыла большая тёмная _________. 2.Стало ____________. 3.Подул свежий ___________. 4.Закачались ___________________. 5.Притихли ____________. 6.Молния ___________. 7. Гром ___________________. 8. Упали первые капли _____________. 9. Ребята побежали прятаться _____ель. 10. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и _____.

1. Вставь подходящие по смыслу слова в места пропусков.

2. Правильно ли сделали ребята, спрятавшись под дерево?

Задания чаМет ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.

Задания

чаМет

  • ыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи.

Задания  Вставь подходящие по смыслу слова.  Скворец В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял.

Задания

Вставь подходящие по смыслу слова.

Скворец

  • В комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю.
  • Слова для справок: подлечил, был, выпустил, вбежал, отнял.

Приёмы и упражнения для развития навыков чтения -Приём “Шесть шляп” -Приём “Маша-растеряша” - «Прыжки» (через слово, через строчку); - «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену); - «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение); - «Прятки» (найти слово с определённым признаком); - «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного); - Антиципация слов, предложений, пословиц; - Чтение через решётку (из полосок бумаги); - Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений; - Работа над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании); - Чтение одного предложения с разной интонацией; - «Эхо» (за учителем)

Приёмы и упражнения для развития навыков чтения

  • -Приём “Шесть шляп”
  • -Приём “Маша-растеряша”
  • - «Прыжки» (через слово, через строчку);
  • - «Ловушка» (с заменой слов, ищут замену);
  • - «Голова и хвост» (находят и дочитывают начатое предложение);
  • - «Прятки» (найти слово с определённым признаком);
  • - «Фотоглаз» (чтение за короткое время, воспроизведение прочитанного);
  • - Антиципация слов, предложений, пословиц;
  • - Чтение через решётку (из полосок бумаги);
  • - Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
  • - Работа над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);
  • - Чтение одного предложения с разной интонацией;
  • - «Эхо» (за учителем)
 Тренажёр

Тренажёр "Работаем над техникой чтения"

Для чтения текста отводится одна минута Выбери доступный тебе уровень и читай вслух текст до 100 слов текст до 90 слов текст до 40 слов текст до 20 слов

Для чтения текста отводится одна минута

Выбери доступный тебе уровень и читай вслух

текст

до 100 слов

текст

до 90 слов

текст

до 40 слов

текст

до 20 слов

При использовании на уроках разных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность» . учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;  увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;  совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;  вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;  обостряется любознательность, наблюдательность;  развивает активное слушание;  повышается самооценка.

При использовании на уроках разных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность»

  • . учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

  • увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;

  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

  • обостряется любознательность, наблюдательность;

  • развивает активное слушание;

  • повышается самооценка.
Уровни читательской грамотности Высокий уровень  говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени.  Средний уровень  понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Низкий уровень  понимания текстов.

Уровни читательской грамотности

  • Высокий уровень  говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени.
  • Средний уровень  понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения.
  • Низкий уровень  понимания текстов.

Аналитические умения

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.

Высокий уровень

Средний уровень

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др.

Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Низкий уровень

Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом.

Умение воспринимать образ – персонаж.

Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя.

Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы.

Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку

Умение видеть авторскую позицию.

Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ.

При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей.

Умение осознать идею произведения.

Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя.

Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию.

Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ.

Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Не обращает внимание на чувства, переживания героев.

Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры.

 

Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий.

При определении основной мысли требуется помощь учителя.

Оценка уровня сформированности читательской грамотности: Тест на оценку сформированности навыков чтения. Тест грамотности чтения художественных текстов. Анкета для читателя. «Хороший ли я читатель?»

Оценка уровня сформированности читательской грамотности:

  • Тест на оценку сформированности навыков чтения.
  • Тест грамотности чтения художественных текстов.
  • Анкета для читателя. «Хороший ли я читатель?»
Модель развития и формирования читательской грамотности  Дерево – читательская деятельность  Вода – педагогические средства  Лейка - учитель  Яблочки – читательская грамотность обучающихся

Модель развития и формирования читательской грамотности

  • Дерево – читательская деятельность
  • Вода – педагогические средства
  • Лейка - учитель
  • Яблочки – читательская грамотность обучающихся
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Использовала интернет-ресурсы: Инфоурок Образовательная социальная сеть nsportal/ru https:// ds05.infourok.ru/uploads/ex/00a9/00113eb8-5656fcd2/2/img3.jpg https://det-rezh.ucoz.ru/NEW/1NG/Mkl/hello_html_m23145641.jpg
  • Использовала интернет-ресурсы:
  • Инфоурок
  • Образовательная социальная сеть nsportal/ru
  • https:// ds05.infourok.ru/uploads/ex/00a9/00113eb8-5656fcd2/2/img3.jpg
  • https://det-rezh.ucoz.ru/NEW/1NG/Mkl/hello_html_m23145641.jpg