СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Тимонина Ю.Н

Прокофьева Елена Александровна

Педагогический колледж №1 им. М.Горького

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования грамотного чтения, где система заданий способствует формированию читательской грамотности младших школьников, что является основной задачей функциональной грамотности.


Ключевые слова: читательская грамотность, культура чтения, младший школьный возраст, исследования PISA.


Актуальность

Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований государственного образовательного стандарта.


Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Одним из главных путей формирования функционально-грамотного обучающегося, является введение новых знаний через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей. В этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих.

В связи с этим становится актуальным коммуникативно - деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока. В 3 - 4 классах, когда у обучающихся сформирован сам навык чтения, упор в работе с текстом делают на само литературное произведение и его смыслы и понимание содержания.

Чтение как предмет и как средство обучения существует в начальных классах параллельно. Ученик младшего школьного возраста играет две роли: собственно, читателя, мотивированного личным интересом, и читающего ученика - в процессе выполнения учебного задания, когда чтение выступает средством его реализации. Научить пользоваться чтением как средством обучения — важная задача, ибо работа с учебными материалами требует не только владения технической стороной навыка чтения, но и содержательной, то есть. понимания разных по форме, структуре и логике текстов.

Навык и умение в читательской грамотности

Усилия учителей начальных классов должны быть направлены не только на формирование навыка чтения как необходимого условия полноценной читательской деятельности, но и на формирование и развитие читательских умений младшего школьника. Именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного - главные факторы, определяющие успешность развития личности в целом и являются составляющей развития читательской грамотности. На разнообразных ступенях обучения дублируются умения и навыки, без которых на сегодняшний день невозможно справляться с решением жизненно важных задач: осознанно читать и воспринимать на слух, а также анализировать тексты разнообразных типов, уметь извлекать информацию из разнообразных источников; учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета в целом, уметь пользоваться данными ему источниками и ссылаться на них; осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с текстом.


Вывод

Если систематически и целенаправленно применять методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет содействовать развитию читательской самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неопровержима. Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1)Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.

2)Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ А.И. Савенков. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. - 208 с.

3) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!