СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности у младших школьников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности у младших школьников»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Развитие читательской грамотности у

младших школьников»


2021 – 2022 учебный год



Учитель: Васильева Евгения Сергеевна




















МОБУ Ушумунская СОШ




Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Развитие читательской грамотности у младших школьников»

Предметные результаты:


Учащийся научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;

  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

  •  писать отзыв о прочитанной книге.

Личностные результаты:

  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам,  

  • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

  • получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;

  • начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;

  • освоят восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;

  • полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;

  • приобретёт  первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока, занятия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.


Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.



Содержание курса

2 класс

Во втором классе обучающиеся знакомятся с произведениями разных жанров современных отечественных писателей (веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина из сборника «Карусель в голове», В. Ю. Драгунского из сборника «Денискины рассказы», рассказы о красоте природы и животных и др.). В круг чтения второклассников входят произведения классиков зарубежной литературы: сказки датского «короля сказок» Х.К. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас»; семейная сказка английского писателя А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б.В. Заходера, отрывки из древнегреческих мифов «12 подвигов Геракла» в пересказе В. Смирновой.


3 класс


К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу 3 класса включены рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Содержание литературного образования в третьем классе представлено пятью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров.


В первый раздел «Все мы родом из детства...» включены рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день».

Второй раздел «Думают ли звери?» посвящен литературе о природе и животных. Сюда вошли рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»).

В третьем разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные», представлены произведения, посвященные школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л.И. Давыдычева, «История с азбукой».


Произведение, включенное в раздел «Преданья старины глубокой», знакомит учащихся в художественной форме с историей Отечества (отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге»).


Завершает программу для 3 класса раздел «Обыкновенное чудо», состоящий из произведений сказочного и фантастического характера: сказки Н.К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».


4 класс

В программу для четвертого класса вошли в большинстве своем крупнообъемные произведения (повести, романы). Эти книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность.


В первый раздел программы «Все мы родом из детства» включены произведения, поэтизирующие мир детства: повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» и классика американской литературы Марка Твена «Приключения Тома Сойера», сказочные повести французского писателя и летчика А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и английского писателя Д. Барри «Питер Пэн».

Во втором разделе, озаглавленном «Мир удивительных путешествий и приключений»), представлены увлекательные сказочные повести и романы, уже давно ставшие классикой мировой литературы: «Чудесное путешествие Нильса с гусями» шведской писательницы Сельмы Лагерлеф, «Приключения Робинзона Крузо» английского писателя Даниеля Дефо, «Дети капитана Гранта» французского писателя Жюля Верна. Сюда же включена повесть отечественного писателя Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».


Завершает программу для 4 класса раздел «Страна Фантазия», состоящий из произведений мировой сказочной литературы, таких, как: повести английских писателей «Приключения Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, «Хоббит, или Туда и обратно».






Календарно-тематическое планирование


2 класс

урока

Тема занятия

Основные знания

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

1

Король сказок Г.Х.Андерсен

Давать характеристику главному герою.

1



2

Приключения в цветочном городе – сказки Н.Носова

Слушание и выразительное чтение.

1



3

Приключения кузнечика Кузи – М. Пляцковский

Выразительно читать, инсценировать.

1



4

Рассказы В. Ю. Драгунского.

Давать характеристику главному и второстепенному герою произведения.

1



5

Бежал ежик по дорожке – рассказы Н.И. Сладкова

Слушание, выразительное чтение, словесное рисование.

1



6

Веселые истории из Простоквашино – сказки Э.Н.Успенского

Характеризовать книгу, героев.

1



7

Жили – были еж, белка – книги И. Акимушкина.

Давать характеристику главному и второстепенному герою произведения.

1



8

Веселые рассказы
о школьной жизни В.В. Голявкина

Слушание, выразительное чтение.

1



9

Мифы древней Греции.
Самый известный герой мифов

Чтение, слушание.

1



10

Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»

Уметь пересказывать.

1




3 класс

урока

Тема занятия

Основные знания

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Раздел 1. «Все мы родом из детства»

Странички дневника нашего детства. И.М. Пивоварова «Секретики», «Как меня учили музыке» из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса»

Давать характеристику главному и второстепенному герою произведения

1



Наши самые близкие люди.

С.Г. Георгиев «Ошейник», «Дедушка»

Давать характеристику главному герою. Уметь закончить рассказ

1



Что такое счастье?

А.Г. Алексин «Самый счастливый день».

Уметь задавать проблемные вопросы при обсуждении

1




Раздел 2.«Думают ли звери»



Мы хозяева нашей земли.

B.П. Астафьев «Белогрудка».

Уметь сравнивать персонажи, задавать проблемные вопросы при обсуждении, кратко пересказывать

1



Друзья моего детства.

Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»

Уметь составлять аннотацию прочитанного произведения. Выразительно пересказывать прочитанное

1




Раздел 3. « Школьные годы чудесные…»



Трудно ли учиться в школе?

Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова»

Уметь инсценировать фрагмент повести

1



Поиграем в школу. Э.Н. Успенский. «Меховой интернат»

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1




Раздел 4. « Преданья старины глубокой»



Кто наши предки? Великие русские князья. «Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет»

Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.

1




Раздел 5. « Обыкновенное чудо»

Сказки для добрых сердец

Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и только», «Что такое зима»

Научится пользоваться библиотечным фондом; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения.

1








О чудесах дружбы. А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше» Составлять рассказ по предложенному плану 1



4 класс

урока

Тема занятия

Основные знания

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт


Раздел 1. «Все мы родом из детства»


Подвиги моего детства. Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Глава «Старый колодезь»

Иметь представления о творчестве писателя, его биографии. Уметь выразительно читать по ролям. Уметь сравнивать и обобщать

1



Мечты моего детства. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


Уметь вести диалог при обсуждении проблемного вопроса. Уметь выразительно читать по ролям. Уметь сравнивать и обобщать

1



Приключения моего детства. М. Твен.

«Приключения Тома Сойера»


Иметь представление о творчестве американского писателя. Уметь определять героя произведения по портретным характеристикам


1



Сказки моего детства.

Д. Барри. «Питер Пэн»


Иметь представления об истории создания книги, биографии автора. Уметь соотносить героя по его характеру, внешнему виду, поступкам

1




Раздел 2. «Мир удивительных путешествий и приключений»


Сказочное путешествие по Швеции.

С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями».


Уметь кратко пересказывать понравившийся эпизод. Уметь давать характеристику главному герою по его внешнему виду, характеру, поступкам. Выразительно читать.

1



Удивительный мир растений и насекомых. Я. Ларри «Приключения Карика и Вали»

Умение задавать и отвечать на вопросы. Умение пересказывать понравившиеся отрывки. Выразительно читать.

1



Приключение длиною в жизнь. Д. Дефо.

«Приключения Робинзона Крузо»

Умение вести диалог, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать.

1



Отважные капитаны. Ж. Верн

«Дети капитана Гранта»

Умение кратко пересказывать. Умение составлять рассказ от лица героя

1




Раздел 3. «Страна Фантазия»


Самая необычная сказка. Л. Кэрролл

«Приключения Алисы в Стране Чудес»


Умение отвечать на вопросы, подтверждая выборочным чтением. Умение кратко пересказывать. Выполнять индивидуальные творческие задания. Давать развёрнутую характеристику главной героине

1



Неведомое Средиземье…Самая героическая сказка. Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».

Иметь представление об истории создания книги. Знать главных героев.

1




1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!