РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Развитие читательской грамотности у
младших школьников»
2021 – 2022 учебный год
Учитель: Васильева Евгения Сергеевна
МОБУ Ушумунская СОШ
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Развитие читательской грамотности у младших школьников»
Предметные результаты:
Учащийся научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
писать отзыв о прочитанной книге.
Личностные результаты:
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам,
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
начнёт понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
освоят восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
полюбит чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
приобретёт первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока, занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание курса
2 класс
Во втором классе обучающиеся знакомятся с произведениями разных жанров современных отечественных писателей (веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина из сборника «Карусель в голове», В. Ю. Драгунского из сборника «Денискины рассказы», рассказы о красоте природы и животных и др.). В круг чтения второклассников входят произведения классиков зарубежной литературы: сказки датского «короля сказок» Х.К. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас»; семейная сказка английского писателя А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б.В. Заходера, отрывки из древнегреческих мифов «12 подвигов Геракла» в пересказе В. Смирновой.
3 класс
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу 3 класса включены рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Содержание литературного образования в третьем классе представлено пятью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров.
В первый раздел «Все мы родом из детства...» включены рассказы о детстве И.М. Пивоваровой из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса», рассказы о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день».
Второй раздел «Думают ли звери?» посвящен литературе о природе и животных. Сюда вошли рассказы современных писателей (В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»).
В третьем разделе, озаглавленном «Школьные годы чудесные», представлены произведения, посвященные школьной тематике: «История Ивана Семенова, второклассника и второгодника» Л.И. Давыдычева, «История с азбукой».
Произведение, включенное в раздел «Преданья старины глубокой», знакомит учащихся в художественной форме с историей Отечества (отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге»).
Завершает программу для 3 класса раздел «Обыкновенное чудо», состоящий из произведений сказочного и фантастического характера: сказки Н.К. Абрамцевой, сказочная повесть классика шведской детской литературы Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».
4 класс
В программу для четвертого класса вошли в большинстве своем крупнообъемные произведения (повести, романы). Эти книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность.
В первый раздел программы «Все мы родом из детства» включены произведения, поэтизирующие мир детства: повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» и классика американской литературы Марка Твена «Приключения Тома Сойера», сказочные повести французского писателя и летчика А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и английского писателя Д. Барри «Питер Пэн».
Во втором разделе, озаглавленном «Мир удивительных путешествий и приключений»), представлены увлекательные сказочные повести и романы, уже давно ставшие классикой мировой литературы: «Чудесное путешествие Нильса с гусями» шведской писательницы Сельмы Лагерлеф, «Приключения Робинзона Крузо» английского писателя Даниеля Дефо, «Дети капитана Гранта» французского писателя Жюля Верна. Сюда же включена повесть отечественного писателя Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Завершает программу для 4 класса раздел «Страна Фантазия», состоящий из произведений мировой сказочной литературы, таких, как: повести английских писателей «Приключения Алисы в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла, «Хоббит, или Туда и обратно».
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ урока | Тема занятия | Основные знания | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Король сказок Г.Х.Андерсен | Давать характеристику главному герою. | 1 | | |
2 | Приключения в цветочном городе – сказки Н.Носова | Слушание и выразительное чтение. | 1 | | |
3 | Приключения кузнечика Кузи – М. Пляцковский | Выразительно читать, инсценировать. | 1 | | |
4 | Рассказы В. Ю. Драгунского. | Давать характеристику главному и второстепенному герою произведения. | 1 | | |
5 | Бежал ежик по дорожке – рассказы Н.И. Сладкова | Слушание, выразительное чтение, словесное рисование. | 1 | | |
6 | Веселые истории из Простоквашино – сказки Э.Н.Успенского | Характеризовать книгу, героев. | 1 | | |
7 | Жили – были еж, белка – книги И. Акимушкина. | Давать характеристику главному и второстепенному герою произведения. | 1 | | |
8 | Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина | Слушание, выразительное чтение. | 1 | | |
9 | Мифы древней Греции. Самый известный герой мифов | Чтение, слушание. | 1 | | |
10 | Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» | Уметь пересказывать. | 1 | | |
3 класс
№ урока | Тема занятия | Основные знания | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Раздел 1. «Все мы родом из детства» |
| Странички дневника нашего детства. И.М. Пивоварова «Секретики», «Как меня учили музыке» из сборника «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса» | Давать характеристику главному и второстепенному герою произведения | 1 | | |
| Наши самые близкие люди. С.Г. Георгиев «Ошейник», «Дедушка» | Давать характеристику главному герою. Уметь закончить рассказ | 1 | | |
| Что такое счастье? А.Г. Алексин «Самый счастливый день». | Уметь задавать проблемные вопросы при обсуждении | 1 | | |
| Раздел 2.«Думают ли звери» | | |
| Мы хозяева нашей земли. B.П. Астафьев «Белогрудка». | Уметь сравнивать персонажи, задавать проблемные вопросы при обсуждении, кратко пересказывать | 1 | | |
| Друзья моего детства. Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч» | Уметь составлять аннотацию прочитанного произведения. Выразительно пересказывать прочитанное | 1 | | |
| Раздел 3. « Школьные годы чудесные…» | | |
| Трудно ли учиться в школе? Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова» | Уметь инсценировать фрагмент повести | 1 | | |
| Поиграем в школу. Э.Н. Успенский. «Меховой интернат» | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | | |
| Раздел 4. « Преданья старины глубокой» | | |
| Кто наши предки? Великие русские князья. «Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет» | Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. | 1 | | |
| Раздел 5. « Обыкновенное чудо» | | |
| Сказки для добрых сердец Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса, да и только», «Что такое зима» | Научится пользоваться библиотечным фондом; рассматривать обложки книг; анализировать содержание и титульный лист; находить автора книги; рассматривать иллюстрации в книге; анализировать главную мысль произведения. | 1 | | |
| О чудесах дружбы. А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше» | Составлять рассказ по предложенному плану | 1 | | |
4 класс
№ урока | Тема занятия | Основные знания | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
| Раздел 1. «Все мы родом из детства» | |
| Подвиги моего детства. Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Глава «Старый колодезь» | Иметь представления о творчестве писателя, его биографии. Уметь выразительно читать по ролям. Уметь сравнивать и обобщать | 1 | | |
| Мечты моего детства. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Уметь вести диалог при обсуждении проблемного вопроса. Уметь выразительно читать по ролям. Уметь сравнивать и обобщать | 1 | | |
| Приключения моего детства. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» | Иметь представление о творчестве американского писателя. Уметь определять героя произведения по портретным характеристикам | 1 | | |
| Сказки моего детства. Д. Барри. «Питер Пэн» | Иметь представления об истории создания книги, биографии автора. Уметь соотносить героя по его характеру, внешнему виду, поступкам | 1 | | |
| Раздел 2. «Мир удивительных путешествий и приключений» | |
| Сказочное путешествие по Швеции. С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». | Уметь кратко пересказывать понравившийся эпизод. Уметь давать характеристику главному герою по его внешнему виду, характеру, поступкам. Выразительно читать. | 1 | | |
| Удивительный мир растений и насекомых. Я. Ларри «Приключения Карика и Вали» | Умение задавать и отвечать на вопросы. Умение пересказывать понравившиеся отрывки. Выразительно читать. | 1 | | |
| Приключение длиною в жизнь. Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо» | Умение вести диалог, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать. | 1 | | |
| Отважные капитаны. Ж. Верн «Дети капитана Гранта» | Умение кратко пересказывать. Умение составлять рассказ от лица героя | 1 | | |
| Раздел 3. «Страна Фантазия» | |
| Самая необычная сказка. Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес» | Умение отвечать на вопросы, подтверждая выборочным чтением. Умение кратко пересказывать. Выполнять индивидуальные творческие задания. Давать развёрнутую характеристику главной героине | 1 | | |
| Неведомое Средиземье…Самая героическая сказка. Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно». | Иметь представление об истории создания книги. Знать главных героев. | 1 | | |
1