СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие чувства цвета через использование дидактических игр у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены дидактические игры, которые научат ваших малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине (большой, средний, маленький, будут способствовать развитию моторики пальцев рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие чувства цвета через использование дидактических игр у детей»

Развитие чувства цвета через использование дидактических игр у детей

среднего дошкольного возраста

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка, сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая восторг и радость. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

«Поиграй со мной!»- как часто мы слышим эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серьезным волком.

Однако игра-это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, мышление, память ребенка, т. е те качества, какие необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В умственном развитии дошкольника главное-знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение- вот то, что привлекает ребенка. Для развития сенсорных способностей очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляя восприятие этих предметов испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними.

В детском саду мы обучаем детей рисованию, лепке, конструированию, знакомим с разными явлениями природы. Овладение знаниями и умениями в этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам и признакам предметов, их учета и использования. Необходимо чтобы во всех видах деятельности детей усвоение материала не было стихийным, а проходило под педагогическим руководством взрослых, иначе познания детей будут поверхностными и неполноценными.

Важной формой сенсорного воспитания в повседневной жизни являются дидактические игры и упражнения, которые возникают по желанию детей или проводятся с помощью воспитателя в разные периоды дня.

Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей.



Дидактические и логические игры с цветными крышками.

Сенсорные игры - это игры дарящие ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения моторики могут быть самые разные: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, они способствуют развитию мелкой и крупной моторики, развитию восприятия, внимания и познавательной деятельности.

В период дошкольного детства происходит интенсивное сенсорное развитие ребенка: совершенствуются его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и во времени.

В данной работе представлены дидактические игры, которые научат ваших малышей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине (большой, средний, маленький, будут способствовать развитию моторики пальцев рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Вы познакомитесь с уникальным по своим дидактическим возможностям материалом- цветными крышками. Как известно, когда ребенок видит, ощущает, ощупывает предмет, обучать его значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей является наглядность. Для занятий пригодятся любые цветные крышки от пищевых продуктов. «Но почему именно крышки?»- спросите вы.

Крышки легко брать руками, они не ломаются, поэтому их можно использовать долгое время.

Крышки от пищевых продуктов, значит, допущены санитарными нормами.

Крышки удобны в работе как с одним ребенком, так и с группой детей.

Играть крышками можно как за столом, так и на ковре.

С маленькими детьми уместно начать изучать цвет, нанизывать и приставлять крышечки, что полезно для развития тонкой моторики. Научившись различать цвета и размеры, дети могут перейти к «конструированию» несложных рисунков и орнаментов.

Рекомендации по проведению игр.

• Поощряйте творческую инициативу ребенка.

• Ни в коем случае не ругайте ребенка за ошибки, не насмехайтесь даже «над самыми нелепыми попытками решения».

• Обязательно говорите ребенку, что он умный, способный. Разуметься, не нужно захваливать малыша, но начинать всегда следует с похвалы.

• Не спешите подсказывать, старайтесь, чтобы ребенок находил правильный ответ хоть с вашей помощью, но все же самостоятельно.

• Учите ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать собственную точку зрения — это закрепляет его уверенность в себе, в своих силах. Поэтому, даже если ответ не правильный, всегда надо спросить: «Почему ты так думаешь?»

• Старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры.

• Игры должны вызывать положительные эмоции, тогда у ребенка будет формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности. Избегайте принуждения. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности, в том числе и учебной. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходиться сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С ЦВЕТНЫМИ КРЫШКАМИ

Подбери по цвету

Дидактические задачи. Закрепить представления детей об основных цветах. Учить детей выделять цвета.

Материалы

Раздаточной: бумажные тарелочки одного из четырех цветов (1-4 шт., крышки разных цветов (8—10 шт. на каждого ребенка).

Демонстрационный: мешочек с крышками у воспитателя.

Ход работы

Воспитатель предлагает детям рассмотреть бумажные тарелочки, которые есть у каждого из них, и определить, чем они отличаются (цветом). Если дети затрудняются с ответом, воспитатель помогает им.

Вариант 1. Дети сидят в кругу на ковре. Цветные крышки у воспитателя в мешочке. Воспитатель достает крышке по одной и спрашивает: «У кого таре5лочка такого цвета, как эта крышечка?» Затем дает крышку тому ребенку, который правильно определит цвет.

Вариант 2. Дети сидят в кругу на ковре, цветные крышки лежат на полу перед ними. Воспитатель по очереди спрашивает каждого ребенка, какую крышечку он положит на свою тарелочку (такого же цвета).

Вариант 3. Дети сидят в кругу на ковре. Цветные крышки лежат на полу перед детьми. Дети самостоятельно отбирают крышечки-каждый для своей тарелочки.

Вариант 4. Дети раздается по две тарелочки разного цвета. Цветные крышки лежат на полу перед детьми. Дети самостоятельно отбирают крышечки для своих тарелочек.

Вариант 5. Детям раздается по четыре тарелочки разного цвета. Цветные крышки лежат на полу перед детьми. Дети самостоятельно отбирают крышечки для своих тарелочек.

Собери гусеницу

Дидактические задачи. Закрепить представления детей о четырех основных цветах. Учить детей выделять цвета. Развивать мелкую моторику пальцев.

Материалы

Раздаточный: крышечки с нарисованной мордочкой гусеницы одного из четырех цветов, крышки разных цветов на каждого ребенка. Для второго варианта игры к первой крышечке прикрепляется шнурок, а в остальных проделываются отверстия.

Демонстрационный: картинки с изображением гусеницы у воспитателя.

Ход игры

Воспитатель показывает детям картинку с изображением и спрашивает: «Кто это?» Дети узнают гусеницу. Воспитатель предлагает рассмотреть головки гусеничек разного цвета на крышках и побуждает детей собрать гусениц из цветных крышек.

Вариант 1. Дети на ковре или за столом. Каждый берет первую крышку (с головой гусеницы, отбирают крышечки того же цвета и приставляют их к «голове», образуя «туловище» гусеницы.

Вариант 2. Дети на ковре или за столом. Воспитатель раздет им крышечки с нарисованной мордочкой гусеницы, к которым прикреплены шнурки для нанизывания, и цветные крышечки с заранее проделанными в них отверстиями. Дети подбирают крышечки того же цвета, что и первая, и нанизывают их на шнурок, образуя «туловище» гусеницы.

Собери осьминога

Дидактические задачи. Закрепить представления детей о четырех основных цветах. Учить детей выделять цвета. Развивать мелкую моторику пальцев.

Материалы. Крышечки с мордочкой осьминога, крышки четырех цветов (10—12 шт. на каждого из детей). К первой крышке («мордочек») прикреплены четыре шнурка того же цвета для нанизывания, в остальных крышках проделывается отверстия.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображения мордочки осьминога и определить, кто это. В случае затруднения воспитатель помогает детям. Затем дети под руководством воспитателя отбирают крышечки, соответствующие имеющейся у них «мордочке», и нанизывают их на шнурки, собирая «щупальца осьминога». В конце работы воспитатель закрепляет концы «щупалец», чтобы они не рассыпались.

Сделаем бусы для кукол

Дидактические задачи. Закрепить у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на шнурок. Развивать мелкую мотивацию пальцев.

Материалы. Бусинки-крышки шести цветовых тонов по 6 шт. каждого цвета на каждого ребенка; 6 кукол, одетых в однотонные платья тех же шести цветов.

Ход игры

Воспитатель показывает детям кукол и говорит, что куклы пришли к ним в гости. Затем рассказывает, что куклы принесли с собой «бусинки» и нитки (шнурки) разного цвета, они хотят сделать себе бусы, но не умеют. Педагог предлагает детям помочь куклам.

Вначале воспитатель просит каждого ребенка выбрать «бусинки» одного цвета из предложенных. после того как все дети сделают свой выбор, воспитатель раздает им шнуры и предлагает нанизать на них «бусинки». На одном конце шнура следует заранее завязать узел, чтобы нанизанные бусинки не соскакивали.

В ходе занятия воспитатель помогает затрудняющимся детям нанизывать бусинки. После того как все бусинки будут нанизаны, воспитатель завязывает концы шнуров узлом. Поочередно он предлагает детям найти ту куклу, для которой сделаны бусы, и надеть их. При выполнении задания воспитанники ориентируются на слова «такая же бусинка», «такого же цвета».

Когда всем куклам будут надеты бусы, воспитатель спрашивает у детей, показывая на куклу в белом наряде: «Кот знает, какого цвета платье у этой куклы? Правильно, белого». Показывая на рядом сидящую куклу, взрослый сам называет цвет её платья: «А у этой куклы платье фиолетового цвета». Педагог не требует при этом от детей повторения и заучивания названий цвета.

Нанизываем крышечки

Дидактические задачи. Закрепить представления детей о четырех основных цветах. Учить детей выделять цвета. Развивать мелкую моторику пальцев.

Материалы. Палочка одного из четырех цветов, крышки разных цветов (8—10 шт.) с дырочкой для нанизывания на каждого из детей.

Ход игры

Воспитатель раздает детям разноцветные палочки и предлагает собрать на них крышки одного цвета, соответствующего цвету палочки.

Собираем неваляшку

Дидактические задачи. Закрепить представления детей о четырех основных цветах. Учить детей выделять цвета. Учить соотносить по величине два предмета и обозначать их словами «большой», «маленький».

Материалы

Раздаточный: цветные крышки разных размеров и цветов на всех детей.

Демонстративный: игрушка – неваляшка у воспитателя.

Ход игры

Воспитатель показывает детям куклу – неваляшку и говорит, что игрушка пришла к ним в гости. Далее педагог рассказывает детям, что неваляшке скучно и грустно жить одной, и предлагает малышам сконструировать для куклы друзей из крышек разного размера. Перед выполнением задания детям необходимо подобрать крышки соответствующих цветов и размеров.

Собери пирамидку

Дидактические задачи. Закреплять представления детей о четырех основных цветах. Учить детей выделять цвета. Учить соотносить по величине три предмета и обозначать их словами «большой»,«маленький»,«средний»;«больше»,«меньше»;«самый большой»,«самый маленький».

Материалы

Раздаточный: цветные крышки разных размеров и цветов на всех детей.

Демонстрационный: игрушка – пирамидка у воспитателя.

Ход работы

Воспитатель приносит в группу маленькую пирамидку и предлагает детям сделать из крышечек такие же для малышей ясельной группы.

Подбери цвета

Дидактические задачи. Знакомить детей с пятью цветами путём подбора по образцу. Обогащать активный словарь за счет названий цветов: «красный» «желтый» «зеленый» «синий» «белый».

Материалы. Логические карточки на каждого ребенка. Крышки разных цветов.

Ход работы

Воспитатель предлагает детям подобрать крышки и поставить их на карточку в соответствии с образцом. Карточки у всех детей разные, когда дети справляются с заданием на своей карточке, они могут поменяться с другом. Игра продолжается.

Воздушные шары

Дидактические задачи. Знакомить детей с шестью цветами. Обогащать активный словарь детей за счет названий цветов: «красный» «оранжевый» «желтый» «зеленый» «синий» «фиолетовый».

Материалы

Раздаточный: узкие полоски бумаги или картона (150,5 см) шести цветов. Шесть крышек тех же цветов (это ниточки и шарики).

Демонстративный: цветные полоски и шарики для фланелеграфа.

Ход игры

Воспитатель показывает детям разноцветные полоски бумаги и крышечки и говорит, что это ниточки воздушных шариков и сами шарики. Затем вертикально размещает на фланелеграфе на равных расстояниях шесть полосок в спектральном порядке, по очереди названия их цвета. Затем предлагает детям «привязать шарики к ниточкам» и демонстрирует образец правильности выполнения задания, приложив к «ниточке» «шарик» соответствующего ей цвета. После этого двое – трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики, называя цвет каждого. Если ребенок затрудняется с выполнением задания, воспитатель помогает ему. Затем воспитатель быстро раскладывает раздаточный материал (крышки на подносах, и дети проделывают ту же работу самостоятельно.

Лото «Цвет и величина»

Дидактические задачи. Закреплять представления детей о шести спектральных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); учить ориентироваться на два признака (цвет и величину) одновременно.

Материалы

Раздаточный: восемь карт, на каждой из которых в разном порядке расположены круги разного цвета, цветные крышки на всех детей.

Демонстрационный: мешочек с цветными крышками у воспитателя.

Ход игры

В игре могут участвовать от одного до восьми детей. Воспитатель берет на себя роль ведущего (в дальнейшем ее можно передать ребенку). Дети получают карты (от одного до трех – в зависимости от количества играющих и их опыта).ведущий держит мешочек или коробку с крышками так, чтобы их не видели играющие. Воспитатель по очереди достает крышечки, показывает детям и предлагает им определить, у кого на карточке есть отметка такого же цвета и размера. Выигрывает ребенок, первым заполнивший все клеточки на своей карточке.

Впоследствии, когда дети закрепят знания о четырех основных цветах, карты можно усложнить, добавить другие цветовые оттенки.

Мозаика из цветных крышек

Дидактические задачи. Закреплять умение подбирать фигуры, ориентируясь на цвет.

Материалы

Раздаточный: «бабочка», крылышки которых могут быть одного цвета, а могут быть и разными, по числу детей цветные крышки.

Демонстративный: образцы трех орнаментов.

Ход игры

Воспитатель показывает детям «бабочку» и читает отрывок из «Доктора Айболита».предлагает побыть Айболитами и починить крылышки «бабочек», заполнив крылышками нужного цвета отверстия на крыльях.

Если дети разложили фигурки правильно, педагог предлагает им поменяться «бабочками», и игра продолжается.