СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие духовной культуры личности средствами музыки как одно из условий фгос

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живёт такая личность. Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Можно кратко дать ответ – духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знание и свет, который несёт человек, обладающий этим качеством души.

Просмотр содержимого документа
«Развитие духовной культуры личности средствами музыки как одно из условий фгос»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

г. Сафоново Смоленской области









Доклад

на тему

«Развитие духовной культуры личности средствами музыки

как одно из условий ФГОС»










Учителя музыки

первой квалификационной категории

Левкиной Натальи Валентиновны





















2016

«О, грянь, орган, над головою

И каждого, как светом в полдень,

Навек духовностью наполни...

В век бездуховный и слепой»

Л.Болеславский



Духовность – свойство природы самого человека. Дух – это мышление, и сознание, и воля, которые составляют особенность человека. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги. Отличительная черта духовного человека – это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живёт такая личность. Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Можно кратко дать ответ – духовность это любовь, доброта, красота, творчество, знание и свет, который несёт человек, обладающий этим качеством души.

Музыка открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире, постижения гармонического единства с миром. Особая роль в работе с учащимися принадлежит детской музыке, которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания. Тем более это относится к детской народной музыке, имеющей давние традиции. Выразительные средства народной музыки способствуют развитию моральных чувств, глубокому осмыслению духовных представлений таких как, дружба, сотрудничество, взаимоуважение, взаимообогащение. Поэтому обращение к традициям способствует осуществлению плодотворного духовного воспитания учащихся. Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе задатков формируется духовная культура.

Музыка – это древняя и естественная форма эмоционального состояния, помогает снять накопленное психологическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться, является и лечебным средством. В Древней Греции Пифагор в своём университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером – успокоиться и настроиться на отдых.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Эти мудрые слова принадлежат Конфуцию. Формирование будущего невозможно без анализа культурно-исторических оснований всей предшествующей культуры. В современном понимании классическая музыка – это музыкальные шедевры прошлого и настоящего, произведения исключительных художественных достоинств, которые составляют золотой фонд мировой музыкальной культуры: сочинения Баха, Бетховена, Глинки, Чайковского, Шостаковича, Рахманинова и многих других выдающихся композиторов. Это самая сложная область музыкального искусства, поскольку классическая музыка обращается к вечным вопросам Бытия. В центре классических музыкальных произведений стоят нравственные, религиозные и философские проблемы, поэтому не только восприятие, но и осмысление музыкальных шедевров требует специальной интеллектуальной подготовленности школьников.

Духовное возрождение предполагает эффективное сохранение историко-культурного наследия, значительной частью которого является музыкальное наследие.

Идеи всеобщего духовного воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась на протяжении ХХ века такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учёными и педагогами, как А.Г.Рубинштейн, Б.В.Асафьев, Д. Б.Кабалевский и другие. Б.Асафьеву принадлежит замечательная мысль о том, что в музыке ценно не только то, что звучит, но то, какие мысли она рождает.

Влияние духовного воспитания на успешное развитие школьников отмечалось А.С.Макаренко, Н.А.Ветлугиной, В.А.Сухомлинским и многими другими.





«Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта,

а воспитание человека»

В.А.Сухомлинский





Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Главная цель – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.

Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и в связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.

Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках музыки.

Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:

  • Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.

  • Активизация познавательной деятельности учащихся.

  • Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.

  • Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально-теоретических знаний и навыков.

Для решения поставленных задач необходимо задуматься над следующими проблемами. Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру.

Одним из факторов успешного развития личности детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса, создание у школьников целостного представления об окружающем мире. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.

Одна из проблем современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно-нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство.

В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития.



СЛУШАНИЕ.

Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие.

Процесс слушания музыки обладает катастрофической функцией, т.е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора.

Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.

Перед слушанием музыки целесообразно рассказать ребятам о реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Этим ребята настраиваются на восприятие произведения.

Слушая музыку вокальную и инструментальную, связывая ее с выразительным, художественным словом, перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому, осуждение зазнайства, одобрение скромности. В вокальном произведении воспитательный акцент делается на раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном – на проясняющем слове.

Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, сколько через процесс активного наблюдения – переживания окружающего мира в доступной обучающимся форме (наблюдение за сменой времен года, повадками животных, сочувствие людям, пережившим наводнение и т.д.)

Ребенку легче ощутить доброе начало, если оно дается в противопоставлении злу, легче воспринять радость, если она оттенена грустью, почувствовать умиротворение после пережитого волнения и тревоги. Метод контрастного сопоставления облегчает восприятие произведений музыкального искусства. Внимание ребят направлено на поиск идентичного или противоположного эмоционального состояния, помогает разобраться в положительных и отрицательных эмоциях, что формирует музыкальное и интеллектуальное мышление.

Беседуя о музыке, учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, интересными сведениями. Так они узнают, что композитор – это человек, который сочиняет музыку, вальс – это танец, наездник – человек, скачущий на лошади, шарманка – это старинный музыкальный инструмент, а полонез – старинный танец. Словесный запас ребят обогащается новыми словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания в процессе слушания музыки необходимо использовать информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность материала. Обучающие с большим интересом рассматривают произведения изобразительного искусства, соответствующего содержания, видео фрагменты балетов, опер, сказок.





ПЕНИЕ является одним из ведущих видов музыкальной деятельности.

Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Песня вводит ребят в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, школе. Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.



МУЗЫКАЛЬНО–РИТМИЧЕСКИЕ

ДВИЖЕНИЯ так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности молодого человека. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно – физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку.

Из всех образовательных областей единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы развиваем и учим.



СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ на уроках музыки создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успехам других. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. Для того, чтобы деятельность детей была продуктивной, определяются ближние и дальние цели, на занятиях создаются ситуации творческого поиска и мотивов их деятельности, что является своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует творческому осуществлению выполняемой деятельности. В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения.

Обязательным элементом на уроке является ОБРАЩЕНИЕ К ЛИЧНОМУ ОПЫТУ ДЕТЕЙ и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.










4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!