Развитие двигательной активности в школе для детей с интеллектуальными нарушениями.
Учитель физкультуры Третьякова С.А.
Одной из главных задач «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1» является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ). Переход к новым отношениям в обществе объективно порождает потребность в физическом образовании, столь необходимом для развития физической культуры личности. В условиях постоянно меняющихся жизненных ситуациях изменяется и позиция ученика: от объекта получателя информации до активного субъекта общения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже создающего для этого необходимые способы действий. Меняется и позиция учителя.
Учителя, воспитатели, инструкторы - методисты по физкультуре, адаптивной и лечебной физкультуре, работающие в сфере адаптивного физического воспитания, должны знать и использовать на занятиях (уроках):
- шкалы развития и проявления жизненной компетенции в возрастном аспекте (навыков самообслуживания, пространственно-временной ориентировки, социально-бытовой ориентации, коммуникативной деятельности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в обществе, жизненного кругозора, профессионального самоопределения, социальной мобильности.);
- способы оценки в рамках материала по своей дисциплине уровня достижений по каждой из указанных выше шкал жизненной компетентности;
- разделы программ по адаптивному физическому воспитанию, в рамках которых можно целенаправленно формировать жизненную компетентность у разных категорий детей;
- новые компоненты действующих программ, с помощью которых формирование жизненной компетентности у разных нозологических групп детей с отклонениями в развитии будет наиболее эффективно;
- условия (в том числе нетрадиционные) для внедрения программ целенаправленного формирования жизненной компетентности. Двигательная активность в рамках нашего учебного заведения формируется у детей на:
- уроках физической культуры, двигательной активности
- занятиях физической двигательной рекреации;
- спортивных соревнованиях
Они охватывают все возможные виды физкультурной деятельности детей с ограниченными физическими и умственными отклонениями здоровья, помогают им адаптироваться к условиям окружающей среды, так как обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизических способностей, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Каждый вид двигательной активности имеет своё назначение:
- уроки физкультуры, лфк, предназначены для формирования базовых основ физкультурного образования.
- двигательная рекреация необходима для здорового досуга, активного отдыха, игр и общения (физкультминутки на уроках, подвижные игры в группах продлённого дня, спортивные праздники и соревнования, викторины, конкурсы, развлечения);
- спорт нужен нашим ребятам для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых качеств и способностей (выступления на городских, международных соревнованиях);
Физическая культура является составной частью образовательного стандарта, в то время как лечебная физкультура, двигательная активность являются вспомогательными дисциплинами для учащихся, имеющих заболевания с умеренной умственной отсталостью. Работая в едином направлении над проблемами каждого ребёнка, все дисциплины по двигательной активности объединяются в один блок , который имеет свою цель и задачи.
Цель: воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, гармонически и творчески развитого человека, у которого сформировано осознанное отношение к своим силам, воспитана готовность к смелым и решительным действиям, способность преодолевать необходимые для полноценного функционирования
субъекта физических нагрузок, а также развита потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и ведении здорового образа жизни.
Задачи: коррекция основного дефекта занимающегося путём обеспечения его рациональной двигательной деятельности;
- коррекция сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом;
компенсация наличных возможностей ребёнка с отклонениями в состоянии здоровья путём развития, сохранения и использования в новом качестве сохранных телесно-двигательных характеристик;
- профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;
- обучение жизненно и профессионально важным знаниям, умениям и навыкам; развитие и совершенствование физических и психических качеств и способностей занимающихся; воспитание основных свойств личности.(4)
Применительно к содержанию деятельности педагогов по двигательной активности все задачи можно классифицировать по направленности этого содержания.
К первой группе задач относится формирование знаний, умений и навыков общекультурного плана, направленных на приобщение занимающихся к общекультурным ценностям данного вида культуры, и соблюдению норм и философии здорового образа жизни.
Ко второй группе задач необходимо отнести создание условий для планомерной и целенаправленной подготовки учащихся к жизни в обществе и профессиональному самоопределению (задачи формирования жизненной компетентности).(5)
Правильная организация двигательной активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как в режиме учебного дам, так и за пределами образовательного учреждения, позволяет формировать ключевые и жизненные компетентности. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ:
1) компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников, в том числе внешкольных, и развитии умений учащихся к самостоятельности, способности к самоорганизации (выполнение индивидуальных домашних заданий по физкультуре);
2) компетентность в сфере социально-трудовой деятельности: оценивание собственных профессиональных возможностей, имение навыков самоорганизации,
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности (выбор профессии, связанный со спортивной деятельностью, взаимопомощь и взаимоподдержка на соревнованиях, подготовка показательных выступлений);
3) компетентность в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья, семейного быта, такие качества личности, как терпимость к чужому мнению (самостоятельное (по мере возможности) выполнение заданий учителя, обязательное развитие навыков самообслуживания, участие в спортивном празднике «Папа, мама, я - спортивная семья», теоретические уроки по предмету на различные темы);
4) компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности: выбор путей и способов использования свободного времени (прогулки и экскурсии, дни здоровья, занятия в летних оздоровительных лагерях и санаториях, занятия и игры в семье, в реабилитационных центрах,); жизненные компетентности:
- умения и навыки, позволяющие человеку перемещаться в пространстве (ходьба, бег, лазанье и переползание, перекатывание и др.);
- умения и навыки, дающие возможность правильно ориентироваться во времени (умения определять временные интервалы, умения дифференцировать временные сигналы);
- умения и навыки пространственно-временной ориентировки (определение времени заданных пространственных перемещений и др.);
- компоненты жизненной компетентности (преодоление различных препятствий: перелезание, подползание, обход препятствий) и навыки сохранения равновесия (статического и динамического);
- навыки жизненной компетентности, дающие возможность перемещения груза (перенос груза, подбрасывание и ловля мячей различного веса, ловля мячей после отскока, метание мячей и других предметов на точность и дальность, катание и толкание предметов и др.);
- навыки выполнения упражнений пальцами и кистями рук - важнейшие для жизни и, в частности, для самообслуживания.(7)
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний. В школе для детей с умеренной умственной отсталостью включает следующие формы:
а) урок физической культуры - как один из основных учебных предметов, обязательный для всех учащихся;
6) физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня - физкультминутки на уроках, подвижные игры и элементы релаксации на переменах, спортивные, физкультурно-оздоровительные секции во внеурочное время;
в)коррекционные курсы « Двигательное развитие»;
г) спортивно-массовые мероприятия как внутри школы, так и внешкольные.
Цель всех форм организации - расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной инициативы и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.