РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. Важность формирования эмоционально – волевой сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках физической культуры, занимает огромное место в усвоении знаний, умений и навыков. А так же не менее важным в социализации с окружающим миром. Развитие обучающихся с ОВЗ можно разделить на две группы: внутреннюю – к которой можно отнести врожденные качества обучающихся, а так же внешнюю – отношения с семьей и окружающими. Так как в настоящее время к обучающимся с ОВЗ с каждым годом предъявляют все больше различных требований, то и возрастает требование к воспитанию преодолевать трудности и самостоятельно решать различные ситуации, все это будет непосредственно связано с развитием эмоционально – волевых качеств.
Ключевые слова. Ограниченные возможности здоровья, физическая культура, социум, качество.
Если обратиться к психологам, то многие обращают свое внимание на те моменты, что обучающимся с ОВЗ сложно дается преодоление эмоциональной сферы над своей волей. Что может проявиться в эмоциональной нестабильности, частой раздражительности, вспыльчивости, а некоторые даже могут проявлять агрессию не только к себе, но и к окружающим.
Педагоги же в свою очередь формируют личность подростка и очень серьезно подходят к формированию и воспитанию воли, так как это одно из важных особенностей подрастающего поколения которые особенно нуждаются в индивидуальном подходе.
Стоит заглянуть в словари психологических терминов, где увидим, что понятие эмоционально – волевой сферы – характерное свойство для содержания, качества и динамики развития различных эмоций и чувств у личности. Стоит разобраться, а что же все – таки понимается под эмоциями и волей? Опять же обращаемся к психологам и видим, что эмоции – это определенная форма переживаний и отношение к какой-либо ситуации. Эмоции можно разделить – положительные, отрицательные и нейтральные.[5, 49].
Воля – осознанное понимание личных поступков, действий и поведения. Воля помогает справиться с различными ситуациями, встречающимися в жизни. Воля у обучающихся с ОВЗ имеет проблемы в инициативе, неумением контролировать свои действия, социализации. Что непосредственно оказывает большое влияние на поведение.[1, 25].
На развитие эмоционально – волевой сферы у обучающихся с ОВЗ будет оказывать все, что его окружает. Но если посмотреть, то самое важное в психическом развитии обучающихся с ОВЗ является эмоционально волевая сфера. Эмоции сопровождают каждого на протяжении всей жизни, взаимоотношения с окружающими, личные действия и поступки, а так же могут быть противоположны: во-первых, контроль над поведением, а во-вторых, затормаживать, подавлять или угнетать.
Когда обучающийся с ОВЗ приходит в школу, то в этот период у него и происходит первый этап в развитии эмоционально – волевой сферы. От обучающихся сразу начинают требовать дисциплину, сдержанность, поведение. Со временем можно заметить, что обучающийся проявляет упорство в решении задач, устойчивость наблюдения. Так же начинают проявлять настойчивость при занятиях физической культурой. Обучающийся если не любит предмет, он будет показывать низкие результаты и наоборот, если предмет нравится, то с удовольствием можно бежать на урок и показывать высокие результаты. Но многие обучающиеся с ОВЗ в начальных классах показывают волевую активность лишь для того, чтобы заслужить расположение взрослых.[2, 75].
В подростковом возрасте уже происходит максимальное изменение не только в организме, но и в волевой активности. Они становятся весьма противоречивы, это связано с тем, что в их возрасте происходит не сформированность волевой активности. Начинают проявлять характер и забывают о правилах приученных ранее. Они думают, что стали независимы, а значит все. Начинается переходный возраст «я прав», «я знаю лучше» и многое другое. Все это связано так же с процессом полового созревания, что в большинстве случаев приводит к изменению волевой сферы. Возбуждение преобладает над торможением, что в свою очередь затрудняет работу запрещающих санкций, снижение выдержки, самонаблюдение.
Педагогу по физической культуре (ФК) следует помнить, что проявление эмоционально – волевых качеств может проявляться мотивами обучающегося, но и его нравственными установками, врожденными особенностями, а так же приобретенными. Ведь при выполнении упражнений страх может быть сильнее слабости. Поэтому обучающимся с ОВЗ труднее быть смелыми, чем здоровому ребенку. На уроках ФК как правило такие обучающиеся нерешительны, несмелы, а это значит он будет считать, что хуже всех остальных.[3,108].
Педагогическое мастерство состоит в том, что необходимо правильно подбирать материал для развития эмоционально – волевой сферы. А значит и с трудностями придется сталкиваться постоянно. Необходимо подобрать такой комплекс подвижных игр, которые помогут обучающимся с ОВЗ справиться и развить эмоционально – волевую сферу.
Перед педагогом встает решение задач: учить детей выражать чувства, эмоции, так же видеть эмоциональное состояние обучающихся с ОВЗ, повышать интерес, уверенность, двигательную активность.
Примерные подвижные игры для развитие эмоционально – волевой сферы: «Мы весёлые ребята», игры с элементами спорта: «Мяч о стенку», «Мышеловка», «Найди себе пару», «Стоп», «Ловишки с ленточками», «Охотники и зайцы» и др.[4, 66].
Таким образом на уроках ФК можно развить у обучающихся с ОВЗ эмоционально – волевую сферу, снизить отрицательные эмоции, научить обучающихся правильно выражать эмоции и быть более сдержанными, воспринимать одноклассников и взрослых. Именно поэтому развитие эмоционально – волевой сферы очень актуально.
Библиографический список
Брихцин М. Воля и волевые качества/ М. Брихцин // Психология личности в социалистическом обществе.– М., – 2015, – С. 298
Выготский Л.С. Собрание сочинений // – М.,– Том № 4, – 2017.
Дмитриев А.А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании. – М., Академия, – 2002, – С. 176.
Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С. П. Евсеев // Советский спорт / Под редакцией С. П. Евсеева. – М. – Том 1, – 2005.
Ильин Е.П. Психология воли. – СПб., – 2000, – С. 155.