Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Детская школа искусств
Белокалитвинского района
Методический доклад:
«Развитие эмоциональности и творческих способностей в младшем хоре»
Разработала Васильченко О.И.
2022г.
Музыкальное искусство - величайший источник эстетического и духовного воспитания. Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
В последние годы появляется все больше детей с нарушением психоэмоционального развития – это эмоциональная неустойчивость, равнодушие к происходящему и к окружающим, враждебность, агрессивность, тревожность. В итоге это приводит к трудностям во взаимоотношениях. Замыкаясь в своем мире сидя в компьютерах, телефонах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Таким образом, эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в детстве и играет решающую роль в становлении личности ребёнка.
«Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего – ребенка» (Л. Выготский). Искусство дает ребенку возможность освоить богатейшую гамму человеческих эмоций и чувств. Осваивая мир художественных образов, ребенок способен научиться воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в окружающей жизни, человеческих отношениях. Он приобретает возможность ценить добро и красоту в их неразрывном единстве, творить "по законам красоты".
Художественные эмоции и жизненные чувства при всем их различии оказывается тесно связаны между собой. Поэтому в хоровой работе над произведением придается огромное значение эмоциональному отношению певцов к исполняемому произведению и хоровому искусству, именно от этого во многом зависит эмоциональная выразительность исполнения хоровых сочинений. Педагог должен объяснять детям эмоциональный настрой каждого произведения на исполнении каждой музыкальной интонации, динамическом рисунке произведения. Высокий уровень выражения эмоции – полное соответствие исполнения и внешнего облика настроению произведения.
Пение является средством выражения эмоциональных состояний человека, поэтому образные, эмоциональные характеристики звука (радостный, ласковый, драматический и т.п.) целесообразны при певческом обучении детей.
Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.
Движение и пение.
Движение в певческом процессе выступает в роли необходимого компонента в работе с младшим школьным возрастом. Оно помогает не только развивать певческие навыки, работать над художественным содержанием произведения, но качественно ускоряет и улучшает учебные процессы, доставляет детям радость, помогает эмоционально раскрыться, снимает усталость от занятий.
Для маленьких детей познание мира через движение – главное условие развития. Только с движением происходит постепенное формирование интеллектуальных механизмов мышления. Это могут быть ладовые жесты, показ руками звуковысотности, свободное дирижирование детей во время пения, иллюстрация текста смысловыми жестами, театрализация.
Принцип положительного фона обучения, методы, приемы обучения.
Эмоции играют немаловажную роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка увлекают детей, процесс обучения дает хороший результат, и наоборот. Концентрация внимания и, в конечном счете, успешность обучения ребенка опирается на интерес.
Одной из самых значительных областей общего феномена «интерес» выступает познавательный интерес. Л. Н. Толстой подчеркивал, что ученик хорошо учится тогда, когда он учится охотно, для чего необходимо создавать следующие условия развития интереса на уроке: естественную, свободную атмосферу, которая вызывает подъем душевных сил ребенка; обеспечивать эмоциональный подъем и увлеченность через доступность преподавания, его занимательность, которая «отвечает опыту» ребенка; бережно относиться к индивидуальности ребенка.
Основная задачка учителя – заинтересовать и увлечь учащихся певческой деятельностью. А для этого на разных этапах работы по развитию эмоциональной отзывчивости важно использовать комплекс различных методов обучения:
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет несколько разновидностей:
наглядно-слуховой (показ педагогом вокального произведения, прослушивание аудиоматериала и т.п.);
наглядно-зрительный (показ репродукций, иллюстраций, наглядно-образных пособий и т.д.);
наглядно-двигательный (использование движений рук, пластическое и мануальное интонирование).
Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает определенные положительные эмоции, что стимулирует ученика к дальнейшему творчеству.
Словесный метод – беседа с детьми, рассказ, диалог и т.п.
для развития эмоциональной отзывчивости детей целесообразно использовать «Словарь эстетических эмоций» В. Ражникова, ведь музыкальное искусство – искусство эмоций и образов, и язык, которым мы описываем эмоциональные состояния, должен быть соответствующим.
Практический метод, его еще называют художественно-практическим - это формирование у учащихся умения понимать, оценивать и анализировать средства художественной выразительности произведений, а также умения применить эти знания на практике, в частности, в процессе пения.
В музыкальной педагогике существуют свои, специфические методы, направленные на более глубокое понимание музыкального языка:
1. Метод сопереживания позволяет учащимся сравнить и почувствовать музыкальное произведение через актуализацию собственного жизненного опыта;
2. В процессе вокально-хорового воспитания важно использовать метод сравнения и сопоставления, а также прием контрастного сопоставления – сравнение двух и более различных образов, выявление их сходств и различий;
3. Для того чтобы активизировать творческую деятельность ученика, его ассоциативно-образное мышление, в музыкальной педагогике используется метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам, сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния, находит в нем определенный эмоциональный отклик;
4. Близко к этому методу стоит эмоционально-образный метод, который основывается на образном и ассоциативно – образном мышлении учащихся.
Дети младшего школьного возраста большие фантазеры, они отзывчивы, восприимчивы и любознательны, поэтому работать с ними – удовольствие. Но прежде, чем разговаривать с ребенком на языке чувств и эмоций, нужно правильно «настроить канал общения». Для этого необходимо искренне увлечься материалом урока, сформировать дружественность в общении с детьми, в разговоре с ними быть выразительным в своей интонации, мимике и жестах, иногда даже позе, немного «уподобиться» возрасту ребенка: смеяться и шутить на их уровне, но при этом, не переходя грань «учитель - ученик». Только в этом случае дети будут доверять и слушать.
Поэтому в процессе своей хоровой практики использую разнообразные приемы:
- различные типы дидактических музыкальных игр (музыкальные игры Т.Э. Тютюнниковой «Сундук с бирюльками». Игровые распевания и приемы, основанные на ассоциативно-образном мышлении активно развивающие эмоциональную отзывчивость детей. (Приложение №1);
- артикуляционная гимнастика и интонационно-фонетические упражнения из работы В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» (прил. №2)
- дыхательные упражнения и игры помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха, способствуют развитию правильных вокальных данных ребёнка. (использую различные методики, прил. №3)
- слушание сказок и коротких историй совместно с учениками, можно сочинять самим (сюжеты для попевок, упражнений, сказок о ступенях лада, регистрах, интервалах и т.д., интересные и увлекательные сказки есть в учебнике Татьяны Яценко «Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках»);
- использование музыкально-театральных игр (интонационно-музыкальные, интонационно-речевые, ритмические, координационные упражнения «речь+руки», импровизации (методическое пособие Гильченок Н.Г.)
- совместное с учениками сочинение ступеневых и мелодических вариантов упражнений, распевок и т.д.);
- совместное обсуждение постановок театрализованных песен и концертных программ.
Таким образом, своевременное и грамотное использование всех этих приемов и методов в работе над музыкальным произведением или в упражнениях позволяет наиболее эффективно развивать эмоциональную отзывчивость детей младшего школьного возраста на занятиях хора. И конечно же результатом успешности системы работы будет качественное и выразительное исполнение произведений во время выступления на концертах и мероприятиях, конкурсах разного уровня (внутришкольные, зональные, областные, всероссийские, международные).
Используемая литература:
Роганова И.В. Работа с младшим хором. – СПб.: Композитор, 2019
Гильченок Н.Г., Музыкально-театральные игры. – СПб.: Композитор, 2015
Роганова И.В. Сборник методических статей. – СПб.: Композитор, 2014
Тютюнникова Т.Э. Музыкальные игры. Сундучок с бирюльками. – М., 2009
Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. – М., 1989.
Формирование интереса к учению у школьников. / под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб., 2000.
Медведева Е. Средства музыкальной выразительности. – М., 1982
https://www.maam.ru/detskijsad/dyhatelnye-uprazhnenija-na-zanjatijah-po-vokalu-v-dou.html
Приложение №1
Игра «Десять птичек» предназначена для моделирования звуковысотной шкалы на пальцах руки. Пять пальцев левой руки от большого до мизинца – это пять звуков гаммы (до, ре, ми, фа, соль). Звук «ля», верхнее «до» показывается выше мизинца в воздухе, чтобы дети понимали, куда идет движение голосом. При пении моделирую мелодию на пальцах. Сначала учим первую половину песни, затем вторую половину показываю на другой руке.
Игра «Пой за мной» - разучиваю детский канон как игру «Эхо» (сначала поет учитель, а дети повторяют), и только потом пробуем вступать каноном в конце каждой фразы.
«Гости» - русская народная, игровая. Поем и все вместе выполняем движения персонажей».
«Ветер и эхо» - речевая двухголосная игра. Разучиваем «эхо» между преподавателем и детьми». Когда дети хорошо выучивают текст, можно предложить исполнить эту игру двумя группами, а я вступаю со вторым голосом чуть позже.
«Долговязый журавель» - игровая песня. Движение в песне исполняем соответственно тексту.
Приложение №2
В начале занятия я провожу разогревание голоса, с помощью артикуляционной гимнастики (по системе В. Емельянова). Каждое упражнение выполнить по четыре раза)
Чок, чок, чок, чок, покусаем язычок. (по четыре раза слегка прикусывать кончик языка)
Язычок свой без приказа покусаем до отказа. (высунуть язык до отказа, слегка прикусывая от начала языка)
Жвачки все мы пожуём (покусать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его)
Танец выполнять начнём: меж зубами и губами языка начнём круженье.
Выполняй скорей движенье! (сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении)
Язычком мы словно шпагой поработаем с отвагой (упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щёку, в левую щёку, как бы протыкая насквозь)
Язычком активно щёлкай, как лошадка звонко цокай (пощёлкать языком, изменяя форму рта)
Что – то нам обидно стало, настроение пропало (вытянуть нижнюю губу, обнажив дёсны)
Постарайтесь улыбнуться, от обиды отвернуться (приподнять верхнюю губу, обнажив дёсны)
Массажируем лицо, сразу видно мастерство (пройтись по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем)
Пальчиками поколотим, чтоб лицо зарделось очень (пройтись по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев, чтобы лицо загорелось)
Пальцы ставим под глаза, играем мышцами лица (поставить указательные пальцы горизонтально под глаза, пытаться приподнять пальцы мышцами лица, контролируя активность мышц)
Интонационно – фонетические упражнения.
1. Раскрыть рот, показав зубы и дёсны – «А». Показ рукой на уровне рта.
Каждый звук по четыре раза:
Ш,С,Ф, К,Т,П,Б,Д,Г,В,З,Ж. (Рот активен.)
П и Б – вытянутыми в трубочку губами («Пух», «Бух».)
2. «Страшная сказка» - У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ. (Произносить без видимых движений губ и челюсти).
3. Как №2 – (вопрос- ответ.)
4. Штро – бас (А). хххА; хххАО; хххАОУ.
5. Рисуем динозаврика.
6. Глиссандо в любом направлении:
Ушу, ушо, уша, уше, уши
Усу, усо, уса, усэ, усы,
Уфы, уфо, уфа, уфэ,уфы,
Уку, уко, ука, укэ, укы
Уту, уто, ута, утэ, уты
Упу, упо, упа, упэ, уты.
7. Вопрос – ответ :
У – шу – жу? У- шу – жу!
У- со- зо
Уфава
Укэгэ
Утыды
Упобо
Голосовые сигналы доречевой коммуникации
Мы рекорд с тобой побили
По езде в автомобиле «тпр» - вибрация губ на одном уровне
Выше в горку поднялись, «тпр»- вибрация губ на глиссандо вверх.)
А потом спустились вниз «тпр» - вибрация губ на глиссандо вниз
Тут препятствие объедем «тпр»- вибрация губ на небольшом глиссандо
И до садика доедем. Тпр» - выбрация губ на одном уровне
2. Упражнение «Волна» : ххххА; хххА; хххА.
3. От шопота до крика – раз – два – три – четыре- 5.6.7.8.9.10!
4. Крик – вой: А,О,У.
5. Волна, крик, вой ххх «А».
6.«Волна с криками чаек.»
7.«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;
8. «Воздушный шарик»- вдох носом, а выдох долгий на звук «ш-ш-ш»;
9. «Комарик»- вдох нижне - рёберный и долгий выдох со звуком «З-з-з»
10. «Лошадка» - прищелкивание язычком, останавливание лошадки - «Тпру-у-у»
11. «Машина» - вибрация губ; используя соответствующие картинки
12. «Самолёт» - на звук «У-у-у» - петь протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос.
Приложение №3
«Зевок и потягивание». Руки вверх как при пробуждении (естественное, правильное дыхание без поднятия плеч).
«Обжорка». Исходное положение, лёжа на спине, вдох живот надуть, выдох… у-у-у-ух. При это верхний плечевой пояс почти не подвижен.
«Подними тетрадку». Исходное положение, лёжа на спине. На живот ребёнку положить тетрадь средней толщины (48-96 листов, ребёнок должен поднять тетрадь животом (дыханием). (По В. Емельянову.)
«Надуваем шарик». Вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох ….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.
«Рыбка» руками обхватить рёбра, имитируем дыхание рыбы через жабры. По В. Емельянову.
«Раздуваем меха» или «Аккордеон». Руками обхватить рёбра. На согласный звук «Х» быстро берём короткий вдох и выдох.
«Летит самолёт». Вдох- живот надули (заправили самолёт, выдох-гласная у-у-у-у-у-у-у-у-у (самолёт полетел).
«Зеркальце». Глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки. (По В. Емельянову.)
«Ворона». Села на забор и решила развлечь всех своей песней. Дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно «Кар!» 5-6 раз. Ворона так громко каркала, что охрипла. Дети выполняют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз. (По М. Гоголевой.)
«Чайник». Из положения на корточках постепенно встают, руки поднимают вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук Ф-Ф-Ф-Ф.
«Колокол». Глубоко вдохнём и на выдохе произнесём «Бом-Бом-Бом», одновременно хлопая в ладоши.
«Суслик». Приседая, дети прижимают к груди согнутые в локтях руки и резко произносят звук «Х».
«Ёжик». Дети делают резкий и короткий вдох и выдох носиком. Ёжик сопит.
«Осы». Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе пропеть «З-з-з-з-з». По Б. Толкачёву.
«Аромат цветов». Долгий вдох носом (нюхаем цветок, задержка, на выдохе «А-а-а-ах».
«Как подул Дед Мороз». Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, пока читается стих.
Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,
Полетели, закружились ледяные звёзды.
Окружаться снежинки в воздухе морозном
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. (Н. Нищева)
«Пчёлка» Дети пропевают на выдохе звук «Ж», можно вращать перед собой указательными пальцами.
Пчёлка гуди, в поле лети,
С поля лети – мёдик неси. (нар. приговорка).
«Коровка». Дети прикладывают указательные пальцы себе к голове (рожки, и на выдохе продолжительно тянут «Му-у-у-у-у» (чья корова дольше мычит, тот и выиграл.)
«Вертолёт». Переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить (хвост вертолёта, крутить большими пальцами, пропевая на выдохе звук «Р-р-р-р».
Быстро лопасти крути! Вертолёт, лети, лети!
«Колючки». Вдох носом, выталкиваем дыханием слог «А-а-а» как будто трогаем колючки ёжика.
«Волчок». Дети вращают перед собой кулачки и пропевают на одном дыхании звук «Ж-ж-ж-ж», по хлопку воспитателя или музыкального руководителя быстро кладут руки на колени, со словами "волчок" игра начинается заново.
«Пароход» (дыхание + интонация). Дети пропевают на выдохе в позиции «крыска» (рот растянут, чтобы были видны верхние зубы) звук «Ы-ы-ы-ы-ы».
Пароход плывёт по речке,
И пыхтит он словно печка.
«Барабан и дудочка»
Барабан мы в руки взяли
На нём звонко заиграли.
Дети на коротком дыхании произносят звук «Д-д-д-д-д»
Вот играет дудочка,
Дудочка – погудочка.
Губы трубочкой, пропевается звук «У-у-у-у».
Можно чередовать барабан и дудочку.
«Греем ручки». Согреваем замёрзшие ручки, произнося на
выдохе «Ф-ф-ф».
«Ветер». Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф….
(выдох спокойный ненапряжённый).
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф-ф-ф…
(активный выдох).
«Осенние листочки»
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а-а-а-а-а-а….
Рябиновый – и-и-и-и-и-и-и….
Берёзовый – о-о-о-о-о-о-о….
Дубовый – у-у-у-у-у-у-у….
(дети хором могут пропеть каждый своё дерево)
«Синьор-помидор» (по М. Лазареву). Кисти на грудной клетке, на вдохе руки сопротивляются расхождению рёбер. Пауза. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создаёт сопротивление на выдохе.
«Шарик» (по Б. Толкачёву).
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик!
Вернись.
Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш-ш».
«Шарик сдулся» (по Б. Толкачёву).
Надувала кошка шар,
А котёнок ей мешал,
Подошёл и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «Ш» Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
«Пузыри». Эй, мышонок, посмотри,
(Звать, к себе помахивая кистями.)
Мы пускаем пузыри:
(Перед тем как назвать каждый цвет, сильно надуть щёки и
быстро выдохнуть.)
Синий, красный, голубой,
Выбирай себе любой.
(русская нар. потешка).
«Пчела». Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «Ж». В конце сделать активный короткий вдох, и быстро выдыхая сказать «Ай!»
Пчёлка, гуди,
В поле лети,
С поля лети,
Медок неси. Ам!
«Дятел» (по Б. Толкачёву).
Дети на выдохе произносят как можно дольше д-д-д-д,
ударяя кулачками, друг о друга.
«Ёжик» (по Б. Толкачёву).
После активного вдоха через нос ребята на выдохе
произносят пых-пых, энергично работая мышцами живота.
«Гармошка».
Поросёнок восхищён!
Как гудит аккордеон.
Очень мне по сердцу он.
Я бы хвостиком вертел,
Если бы играть умел.
Руки на рёбрах, на выдохе громко пропевать – ш-ш-ш-ш
выжимая из лёгких воздух.
«Колокола». Глубоко вдохнём и на выдохе пропеваем «Бом-бом-бом», одновременно сжимая рёбра, как бы выдавливая воздух.