Развитие эстетического направления в организации дополнительного образования через взаимодействие с детской школой искусств в условиях реализации ФГОС НОО
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Перед педагогическим сообществом стоит стратегическая цель создания в образовательном учреждении целостного образовательного пространства, обеспечивающего комплексное решение образовательных и социально-педагогических задач с учетом индивидуальных особенностей детей через интеграцию содержания общего и дополнительного образования.
Дополнительное образование – это действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Цель дополнительного образования – создание условий, которые дают ребенку ощущение, что он сам является источником своего поведения, познания мира.
Практика показывает, что для достижения вышеуказанных целей недостаточно школьных предметов эстетического цикла. Поэтому мы обратились за помощью в школу искусств.
Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство. Использование его в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем несравнимо по силе воздействия на растущего человека.
Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом.
Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей
Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.
В связи с этим возрастает необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания в начальной школе.
На протяжении многих лет мы ведем активное сотрудничество с Детской школой искусств. Эти взаимоотношения ОУ и ДШИ оформлены соответствующим договором о взаимном сотрудничестве по реализации ФГОС.
Интеграция со школой искусств предоставляет реальную возможность осуществлять полноценное эстетическое образование учащихся, формировать художественный вкус и эстетические потребности. Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к миру искусства приобщаются и их родители.
В организации культурной жизни всей школы активно участвуют специалисты высокого уровня (художники, преподаватели театрального искусства и ритмики).
«Театральное творчество» ведёт преподаватель театрального искусства Година Т.П., изобразительное искусство ведёт высококлассный специалист Чугунова Л.В., ритмику – Горбунова А.Н. (Приложение 1). Очень нравятся детям занятия по художественному творчеству, где они реализовывают свои способности с наибольшей полнотой. С детства на нас обрушивается поток визуальной информации (движение света, цвета, формы). Очень важно еще в детстве научить человека художественному видению, которое дает ему возможность осмысливать образы действительности.
Художественный вкус поможет сделать среду своего обитания более эстетичной. И, соответственно, привнести в свой мир радость и гармонию. Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного, им необходимо создать психологический комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться.
Контакты нашей общеобразовательной школы с детской школой искусств открыли новые возможности для воспитательной работы.
Управление работой осуществляют администрация нашей школы и администрация ДШИ. Общий контроль, создание нормативных документов, развитие материальной базы осуществляют директора обоих учреждений. Составление расписания, проверка занятий, замещения уроков, решение организационных вопросов – функции курирующих завучей двух школ. Это партнеры, делающие одно дело.
Дети набираются в первый класс по желанию и заявлению родителей, независимо от их способностей. Одновременно они зачисляются в школу искусств. В течение года во второй половине дня первоклассники занимаются театральным и художественным творчеством. Все занятия проводятся в здании школы, преподаватели сами приходят к ним. Это очень удобно.
Педагоги ставят цель: у всех детей развивать музыкальные и художественные способности, вызывать и поддерживать желание выражать себя в театральной и художественной деятельности, выявить талантливых детей. А вдруг природа одарила ребенка способностями, о которых никто не догадывается.
Занятия проходят в атмосфере взаимопонимания, непринужденности, дружелюбия, уважения к каждой личности индивидуально. Учитывается принцип постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям каждого ребенка.
Дети получают эмоциональный заряд, радость общения, становятся увереннее в себе, всесторонне развиваются.
Важным является вопрос о расписании. Все занятия проводятся во время пребывания ребенка в общеобразовательной школе (Приложение 2). Ученики первых и третьих классов занимаются в по программам 3-х видов искусств: изобразительное, хореографическое и театральное. С 16.00 ч. дети свободны, впереди полдня для приготовления уроков, прогулки, спорта, занятий по интересам, отдыха. Такая практика работы полностью себя оправдала: довольны и ученики, и родители.
К занятиям школы искусств дети относятся с искренним интересом. Они разучивают массу песен, танцев, игр, знакомятся с народными обрядами. Во всех классах готовятся мероприятия, связанные с традиционными праздниками народного календаря, мероприятия, согласно ранее разработанному плану, в которых участвуют и педагоги, и ученики. Эти мероприятия перерастают рамки обычных концертов: иногда они идут несколько дней. Школьные конкурсы чтецов, конкурсы рисунков проводятся совместно с педагогами дополнительного образования. Такая работа играет огромную роль в поиске и выявлении одаренных детей в области искусства, а также совместной реализации дополнительных общеразвивающих программ, проведения творческих, культурно- просветительских мероприятий, которое может включать в себя:
- организацию детских творческих коллективов (хоровых, театральных, танцевальных);
- методическое обеспечение реализации программ творческой направленности;
- реализацию различных творческих проектов.
По окончании 4 класса школьники получают свидетельства об окончании того или иного отделения ДШИ.
Результатом такого творческого сотрудничества стало:
Реализация школьного проекта «Неделя детской книги» 2016 г. (Приложение 3), который иллюстрирует данную область работы и показывает разнообразные формы по нравственно-эстетическому воспитанию детей.
Проведение масленичной недели (Приложение 4) - в форме коллективного творческого дела, в котором участвуют и взрослые, и дети - традиция нашей школы.
Проведение традиционного праздника для первоклассников «Прощание с Азбукой» (Приложение 5)
Проведение школьных конкурсов чтецов (Приложение 6).
Что же дает такое дополнительное образование всем участникам интеграционного процесса? Дети имеют возможность получить начальное профессиональное образование, а также индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе в основной общеобразовательной школе. Педагоги школы искусств помогают ребенку в изменении своего статуса.
Таким образом, интеграция школы и учреждения культуры активно способствует решению задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, которые поставлены перед образовательными учреждениями Правительством России.
Такая целенаправленная работа по эстетическому воспитанию дает положительные результаты.
Опыт показывает, если создать для всех детей благоприятные условия, то можно быть уверенным в том, что каждый из них будет успешно осваивать доступный ему опыт эстетической деятельности.
И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя – гуманиста Ф.М.Достоевского о том, что “красота спасёт мир”.