Автор: Попкова Мария Михайловна, учитель начальных классов МБОУ Соленоозерная СШ № 12.
Тема: «Развитие этнических культурных традиций на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе»
«Народное творчество – живой источник,
который никогда не иссякнет. Из этого источника черпали вдохновение наши величайшие поэты».
( Демьян Бедный )
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», записанной в Законе об образовании, нам учителям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции, посещение музеев. В них фокусируются накопленные веками наблюдения людей за особенностями времён года, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Дети участвуют в таких праздниках как «Масленица». Масленица - переломная пора, любимый народный праздник.
Масленица - праздник, сохранившийся с языческих времен. Очень нравится детям, так как всю неделю готовятся к празднику. Узнают много интересного о каждом дне недели.
Масленица начинается в понедельник, который называется «встреча». В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горки.
Вторник - «заигрыши». Строят снежные и ледяные крепости, взрослые с детьми переодеваются скоморохов поют частушки.
Среда - «лакомка». В этот день зятья приходят на блины к тещам.
Четверг - «разгул», «разгуляй - четверток», самый веселый день. Катаются, песни поют, начинают колядовать.
Пятница - «тещины вечерки». Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
Суббота - «золовкины посиделки».
«Прощеное воскресенье» или «проводы». Последний день Масленицы. В этот последний день жители села вместе со школьниками устраивают большой хоровод, играют в народные игры, а затем за большим уличным столом пьют горячий чай с пирогами, которые несут сами жители. Праздник заканчивается сжиганием чучела Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Заканчивается гулянье, дети катаются на ледяных горках.
Проживая в селе, в котором живут люди разных национальностей: русские, украинцы, хакасы, татары, немцы знакомлю детей с культурой этих народов. Говоря о праздниках: Рождество, Новый год сообщаю детям о том, что не у каждого народа эти праздники отмечаются в одно и тоже время.
Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию. Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает». Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Когда в школе проводится праздник «Немецкое рождество», дети не только принимают в нем участие, но и вместе с родителями готовят национальное блюдо. Внеурочная деятельность этнокультурного направления представлена проведением таких праздников «Праздник Урожая», акция «Кормушка», праздник «Прилет птиц». В нашем селе есть Дом-музей рода Кожуховских, где собраны экспонаты, некоторым из них 100 и более лет. Предметы народного быта, увиденные в музее, отсутствующие в современной жизни, помогают лучше понять фольклорные произведения, познакомиться с жизнью и бытом народа, проживающего в данной местности в то время. Своеобразным накопителем и транслятором этнических традиций, норм, ценностей, обеспечивающих преемственность воспитания, является семья. Это первая и наиболее значимая для ребенка социальная ячейка, в которой он начинает осознавать свою этническую принадлежность. Отсюда одним из непременных условий эффективности этнокультурного образования школьников является сотрудничество школы с родителями – привлечение их к сбору материала для пополнения развивающей среды и экспозиций школьного музея, привлечение к организации и участию в мероприятиях, проводимых учителем с учениками класса,
Приобщать школьников к народной культуре я стараюсь не только во внеурочное время, но и в урочное время. Для этого мною был подобран интересный в познавательном отношении дополнительный материал, составлены целенаправленные задания, изготовлен необходимый дидактический материал. Так, на уроках русского языка я знакомлю учащихся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки. Крупнейший собиратель фольклора В. И. Даль во второй половине XIX века сформулировал такое определение пословицы: “Пословица – коротенькая притча».
В своей работе использую следующие методы и приёмы:
1.разбор пословиц и поговорок перед чтением художественных произведений;
2.самостоятельный подбор пословиц и поговорок, соответствующих содержанию текста;
3.выбор пословиц и поговорок из предложенных учителем и соответствующих характеру героя, определённому сюжету;
4.придумывание рассказа, сказки, соответствующих пословице или поговорке.
Так, во время прописывания на уроке во втором классе мягкого знака (Ь) и соединений с данной буквой предлагаю детям списать пословицу Больше дела, меньше слов. Выясняю смысл пословицы. Тут же предлагаю прочитать другие пословицы из книги по чтению об умении и трудолюбии. Дети записывают: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
При изучении темы “Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу” дети записывают пословицу Жить – Родине служить. Выясняю смысловое значение пословицы: “Что значит Родине служить?” На дом предлагаю ученикам подобрать пословицы и поговорки, в которых встречаются слова с этими сочетаниями. При проверке домашнего задания заслушиваем пословицы и поговорки, а некоторые из них записываем. Знакомлю учащихся с мудрым словом не только на уроках русского языка, но и на других уроках, стараюсь заложить детям основу их нравственных поступков. Для нравственного воспитания особенно благоприятные условия создаются на уроках чтения. Например, изучается произведение М. Н. Пришвина “Моя Родина”. Ученики вспоминают пословицы, которые писали на уроках русского языка: Нет ничего краше, чем Родина наша; Родина краше солнца, дороже золота.
При работе над значением пословиц и поговорок на всех уроках провожу беседы о созидательном труде людей, о дружбе между людьми. Такие беседы имеют воспитательную направленность: воспитывают в детях чувство любви к Родине, гордости за свой народ.
Таким образом, пословицы и поговорки становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях народного творчества разных этнических групп занимают: уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей
Большое внимание на уроках уделяю загадкам. Загадка также позволяет обогатить словарный запас детей за счёт многозначности слов, помогает увидеть вторичные значения слов, формирует представления о переносном значении слова.
При изучении темы “Имя прилагательное” использую следующие загадки:
Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь)
Игривый, шаловливый, болтливый, говорливый, в голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (Ручей)
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Круглое, румяное с дерева достану я. (Яблоко)
Выросли на дереве вкусные сережки, круглые и красные, кислые немножко. (Вишни)
Детям предлагаю:
- найти слова, обозначающие признаки предметов;
- определить род и число имён прилагательных;
- найти прилагательные, к которым можно подобрать антонимы (синонимы);
- определить орфограммы, содержащиеся в прилагательных.
При изучении тем “Имя существительное”, “Глагол” осуществляю соответствующий подбор загадок:
Взойдёт Егор на бугор – выше леса, вы гор, с бугра спускается – за травой скрывается. (Солнце)
В землю – крошка, из земли – лепёшка. (Репа)
Заплата на заплате, а иглы не бывало. (Капуста, лук)
4. Мету, мету – не вымету, несу, несу – не вынесу, пора придёт – сам уйдёт. (Луч солнца)
5.Вечером на землю слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
6.Без рук, без ног, по полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет. (Ветер)
В своей работе предлагаю детям составить свои загадки, используя опорные слова или слова определённой части речи. Это развивает самостоятельность и оригинальность мышления.
При изучении многих тем по «Окружающему миру» нельзя обойтись без загадок, например: «Дикие и домашние животные», «Что окружает нас дома», «Какой бывает транспорт», «Круговорот воды в природе»
Отсюда следует, что загадка может служить своеобразным началом или завершением и обобщением процесса деятельности, помогая детям в освоении учебного материала.
Развитие этнических культурных традиций возможны так же через уроки физической культуры, технологии и ИЗО (приобщение детей к народной игрушке, знакомство детей с декоративно– прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, филимоновской игрушкой.)
На физминутках во время урока нашли свое применение пальчиковые народные игры. Они помогают не только организовать физкультминутку, развивать мелкую моторику рук, пространственную ориентировку и графические умения младших школьников, но и знакомят учащихся с новым видом народных игр.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка.
Народная игра является феноменом традиционной культуры, она служит одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект патриотического воспитания. На уроках физической культуры нашли свое применение народные игры. Дети с удовольствием знакомятся с играми разных народов, находят общие воспитательные признаки, так как имеют многовековую историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколения. Одно из достоинств народных игр заключается в том, что они имеют понятные для играющих правила. Дело в том, что народ создавал игры, наиболее простые с точки зрения организации, игры, не требующие обязательного руководства и контроля со стороны взрослых, доступные для проведения самими детьми («Салки – пятнашки» , « Колдуй-расколдуй», «Гуси –лебеди»)
Примеры:
1.Игра «Поздороваемся». Цель: сплочение коллектива. Надо поздороваться локтями, плечами, ушами, спинами, щеками. Всё под русскую народную музыку.
2. Игра «Жаворонок»:
По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие и бегает в нём. Все говорят:
- В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине, прятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт, будет весел целый год.
Играющие закрывают глаза, «Жаворонок» выбегает за круг и осторожно кладёт колокольчик за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
3. Викторина: «Заморочки из бочки»
-Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
-Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
-Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
-В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
-Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
-Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)
-Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)
- Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)
- Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)
-Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью (басня).
Заключение:
Я познакомила вас с имеющимся у меня и применяемым мной материалом в единой системе “урок – внеклассная работа”. Считаю, что такая работа способствует развитию личностной культуры ребёнка как основы его любви к родине. В современных условиях жизни, когда не только представление школьников, но и взрослых людей о русской культуре отрывочны и поверхностны, считаю проведение такой работы значимой и актуальной.