СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие физических качеств у школьников".

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педопыта по теме "Развитие физических качеств".

Просмотр содержимого документа
«"Развитие физических качеств у школьников".»












Тема педагогического опыта

«Развитие физических качеств у школьников»











Учитель

Первой квалификационной категории:
Баранченко Вера Васильевна











Раздел I. Информационно-справочный

I. 1. Тема опыта: «Развитие физических качеств у школьников»

За последние годы вопросы физического воспитания все больше и боль­ше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской об­щественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья де­тей, гармоничного физического развития личности, повышение работоспо­собности организма и расширения функциональных возможностей. В на­стоящее время достаточно четко определены основные формы организации физического воспитания школьников. Это урок физической культуры, физкультурно-оздоровительные формы занятий физическими упражнениями в режиме дня школьника и внеклассные формы занятий. Установлены общие требования к содержанию и методике занятий физическими упражнениями с детьми разного школьного возраста. Продолжаются исследования по выяв­лению возрастных особенностей формирования двигательных умений и на­выков в процессе физического воспитания. Выявляются особенности содер­жания и методики занятий со школьниками, нуждающимися в лечебном воз­действии физических упражнений, ведутся поиски оптимального объема двигательной деятельности в условиях школы и семьи для детей низкого фи­зического развития, для детей, имеющих недостаточное развитие основных физических качеств. Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств: быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности и т.д.

Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зре­лые годы и обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.


Раздел II. Технологическая характеристика опыта

II. 1. Развитие силы

Сила - это физическое качество, с помощью которого можно преодолеть противодействие, перемещая снаряд или собственное тело.

Силой принято называть способность преодолевать внешнее сопротив­ление посредством мышечных напряжений. Сила проявляется в большей или меньшей степени в любых движениях. Для школьников, важнее всего разви­вать динамическую силу. Это нужно делать методом непредельных нагрузок и выполнять их в медленном, плавном темпе. При работе в непредельном режиме надо выбирать такие нагрузки, чтобы школьник мог выполнить каж­дое упражнение примерно 10-15 раз. Между сериями таких нагрузок необхо­димо делать небольшие паузы отдыха от 1 до 3 минут. Одним из вариантов метода повторных непредельных нагрузок является постепенное повышение усилий. Например, выполнение упражнения в три подхода. В первом - уча­щийся 10 раз поднимает штангу весом 10 кг. Во втором - 10 раз поднимает штангу весом 20 кг. В третьем - 10 раз по 25-30 кг. Этот метод может быть рекомендован для самостоятельных занятий учащихся.

В занятиях с подростками я применяю и упражнения в изометрическом режиме, то есть статические напряжения. Этот метод имеет две разновидно­сти: первая - удержание различных позиций тела, а вторая - произвольное сокращение мышц. Первый способ пригоден для развития мышц спины, жи­вота, боковой поверхности тела. К числу упражнений, используемых при данном способе можно отнести - удержание ног в положении угла в висе, в упоре на брусьях или на полу.

Вторая разновидность способа имеет то преимущество, что не требует каких-либо специальных снарядов или инвентаря, и поэтому может быть ис­пользована при занятиях в домашних условиях, в школе, в перерывах между уроками.

Примерами высоких проявлений силы могут служить упражнения со штангой, подтягивание на руках, лазанье по вертикальному у канату без по­мощи ног, толкание ядра и другие.

В физическом воспитании для развития силы можно применять упраж­нения с предметами различного веса (набивные мячи, гантели, мешки с пес­ком, гири), упражнения в преодолении сопротивления партнера, упражнения с упругими предметами (резиновые мячи, эспандеры), упражнения с элемен­тами борьбы, игры с перетягиванием, упражнения в висах, упорах, метания и толкания мячей, прыжки в длину и т.д.

II. 2. Развитие ловкости

Ловкость - это способность координировать движения, уметь быстро переключаться от одних движений и к другим в зависимости от требований изменяющейся обстановки. Ловкость - это способность за короткое время овладевать новыми движениями, правильно реагировать на быстро сменяю­щиеся ситуации.

Упражнения для развития ловкости различаются по степени координа­ционной сложности, степени точности и по скорости. Координационную сложность повышают путем подбора упражнений с однонаправленными или разнонаправленными движениями и с движениями выполненными одновре­менно или разновременно. В уроки физической культуры мной включаются следующие упражнения для развития ловкости. Это гимнастические или ак­робатические упражнения со сменой позиций тела. Например, быстро сме­нить следующие положения - сидя, лежа, стоя, в положение вперед, повер­нувшись боком и т.д. Упражнения выполняются с дополнительными движениями рук с предметами или без них. Например, подбросить мяч, быстро по­вернуться кругом и поймать мяч; подбросить мяч, сесть, встать и поймать мяч и т.д.

В течение урока мной используются не более 4-5 упражнений на разви­тие ловкости. Время отдыха меду сериями - 0,5-1мин. Наиболее эффективно ловкость проявляется и развивается при выполнении сложных гимнастиче­ских и акробатических упражнений на снарядах, в спортивных играх, в прыжках в воду, фигурном катании на коньках, прыжках в высоту и т.д.

III. 3. Развитие гибкости

Гибкость - это свойство организма человека, характеризующееся под­вижностью звеньев опорно-двигательного аппарата. Гибкость - это способ­ность выполнять движения с большой амплитудой.

В комплексах ОРУ движения, которые помогают повысить гибкость те­ла, необходимо проводить последовательно одно за другим или в чередова­нии с упражнениями для развития силы. Целесообразно на каждом уроке часть упражнений на гибкость направлять на развитие какой-либо опреде­ленной группы мышц связочного аппарата и суставов, добиваясь их хорошей разработки. Упражнений на гибкость нейтрализуют закрепляющие действия силовых упражнений. Обязательным условием успешного проведения уп­ражнений этого рода является предварительный разогрев мышц, так как тем­пература в большой степени предопределяет податливость мышц и связок к их растягиванию. К 14-15 годам подросток становится особенно гибким. Подростковый возраст благоприятствует проведению упражнений на гиб­кость. У девочек гибкость на 20-30% выше, чем у мальчиков, поэтому по­следним требуется больше соответствующих упражнений и более много­кратное их повторение.

У многих школьников гибкость довольно быстро улучшается. Но ее уро­вень нужно постоянно поддерживать, иначе он быстро снижается. Поэтому я рекомендую постоянно включать упражнения на гибкость в комплекс утрен­ней гимнастики.

Наиболее эффективным видом упражнений на гибкость являются уп­ражнения на растягивания с отягощениями, выполняемые с постепенно уве­личенной амплитудой. Это следующие упражнения: махи руками и ногами, пружинистые сгибания и разгибания тела. Кроме этого я использую и реко­мендую пассивные упражнения, то есть выполняемые за счет самозахватов или при помощи партнеров, и статические, в которых ставлю задачу достичь максимального угла сгибания или разгибания суставов и после этого удер­живать тело в принятом положении.

Чтобы достичь эффекта в развитии гибкости упражнения нужно выпол­нять до появления легкой болезненности. Для этого необходимо и достаточ­но 40-50 повторений. Упражнения на гибкость не только повышают подвиж­ность суставов, но и укрепляют связки, повышают эластичность мышц, что является важным условием предупреждения травматизма. Необходимо доби­ваться, чтобы школьники научились выполнять упражнений на гибкость не только под руководством учителя, но и самостоятельно.

Одним из показателей гибкости служит амплитуда движений. Амплиту­да движений влияет на проявление быстроты, ловкости и других физических качеств. Для развития гибкости мной применяются упражнения для растяги­вания, то есть упражнения с увеличенной амплитудой движений. Это, прежде всего, упражнения для рук, но, туловища, головы, различные виды ходьбы и бега длинными шагами, «прыжки в шаге», прыжки на месте, сгибая ноги к груди, глубокие приседания по всей ступне, упражнения у гимнастической стенки и другие.

II. 4. Развитие быстроты

Быстрота - это способность человека выполнять движения с возможно большей скоростью. Быстрота - это способность увеличивать и поддержи­вать скорость движения. Развитие этого качества в первую очередь обусловлено повышением с возрастом подвижности, силы и уравновешенности про­цессов возбуждения и торможения нервной системы.

Различают быстроту движений, например, в беге на короткие дистанции быстроту двигательной реакции, например, реагирование на внезапный сиг­нал - старт в беге, плавании, игре и т.д. В физическом воспитании для разви­тия качества быстроты мной применяются различные упражнения в быстром темпе, старты, бег на короткие дистанции с максимальной скоростью, бег с ускорением, эстафетный бег, прыжки в длину с разбега, прыжки с длинной и короткой скакалкой, игры, требующие быстрой реакции и двигательных дей­ствий. Для повышения быстроты отдельных движений применяются сле­дующие упражнения:

1. В прыжке вверх - хлопки руками впереди и за спиной, двойное касание ногой о ногу.

2. В прыжке поймать мяч, брошенный партнером и до приземления бросить его обратно.

3. Имитация ударов бокса.

4. Выполнение высокого или низкого старта по сигналу

5. Во время игры по особому сигналу учителя - быстро принять по­ложение приседа или др.

II. 5. Развитие выносливости

Выносливость - это способность организма противостоять утомлению при какой-либо двигательной деятельности.

Различают выносливость общую и социальную. Общая выносливость -это способность к непрерывной деятельности с умеренным напряжением в течение длительного времени (например, ходьба, бег, передвижение на лы­жах, плавание). Основные средства развития общей выносливости: продол­жительный бег до 3 км, спортивные и более простые подвижные игры (до 15 мин), кроссовый бег с интенсивностью 50-60% от максимальной (до 15 мин), переменный бег (до 1 мин), бег с максимальной интенсивностью 60-90% от максимума (мальчики – 200-800 м; девочки - 200-600 м), плавание на 500-800 м.

Специальная выносливость - выносливость в определенной деятельно­сти. Средствами для развития этого вида выносливости служат различные физические упражнения, которые требуют умеренного напряжения, но вы­полняются продолжительное время (ходьба, бег, бег на лыжах, коньках, пла­вание, гребля, прыжки со скакалкой, подвижные и спортивные игры).

II. 6. Развитие прыгучести

Прыгучесть - это способность высоко прыгать для выполнения постав­ленной цели.

Прыгучесть зависит от развитой мышечной массы и скорости сокраще­ния мышц. Для проявления прыгучести необходима взрывная сила - способ­ность проявлять максимальную величину силы в наименьшее время.

Средства тренировки: упражнения с отягощениями, упражнения в пре­одолении собственного веса тела, имитационные упражнения и основные уп­ражнения по технике игры.

Вот примерные упражнения для развития мышечной массы:

1. Приседания со штангой на плечах весом 60-70% от веса тела спортсмена.

2. Вырывание гири весом 24 кг, стоящей между двух скамеек из положения приседа на скамейках за счет разгибания ног (выпрыгивание).

3. Прыжки на месте со штангой (20-30 кг) на плечах.

4. Приседание на одной ноге.

5. Передвижение в положении приседа

6. Упражнения «ножницы» с грузом на обеих стопах (гантели по 1 кг) лежа на возвышении лицом вверх или вниз, граница возвы­шения чуть ниже пояса

Для развития скорости сокращения мышц, мной используются следую­щие упражнения:

1. Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

2. Прыжок в длину с места.

3. Многоскоки.

4. Прыжки на носках.

5. Прыжки через барьеры.

6. Прыжки на возвышение.

7. Прыжки с высоты.

8. Прыжки через гимнастические Скамейки или на них.

Рекомендую примерную продолжительность упражнений: одна серия должна состоять из 10-15 прыжков, интенсивность максимальная, пауза от­дыха между повторениями - 1-2 мин, количество серий - 4-6.

Мышечную массу и скорость мышечных сокращений рекомендуется развивать параллельно.

II. 7. Развитие координации

В качестве тестов, определяющих уровень развития координации движений детей разных возрастов, мной рекомендуются следующие упражне­ния:

1. Упражнение цикличного характера с перекрестной координацией, выполняемой со сменой плоскостей: исходное положение - пра­вая рука отведена в сторону, левая - вниз. Далее выполняются та­кие движения: правая рука - вниз, левая - вперед; правая рука -вперед, левая - вниз; правая рука - вниз, левая - вперед и возврат в исходное положение.

2. Последовательное упражнение, выполняемое со сменой плоско­стей: исходное положение - правая рука отведена в сторону, ле­вая - вниз. Далее выполняются такие движения: правая рука - вверх, левая - в сторону; правая рука - вперед, левая - вверх; пра­вая рука - вниз, левая - вперед и возврат в исходное положение. 3. Разноритмичное упражнение, выполняемое по фронтальной плос­кости: исходное положение - правая рука вверх, левая - вниз. Да­лее выполняются такие движения: правая рука - вниз, левая - вверх; правая рука - вверх; правая рука - вниз; правая рука вверх, левая - вниз; левая рука - вверх; правая рука - вниз; правая рука - вверх и возврат в исходное положение.


Раздел Ш. Внедрение опыта


III. 1. Воспитание физических качеств как единый процесс.

Воздействуя в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем и на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин:

1. Применяемых нагрузок

2. Уровня физической подготовленности

У людей с низким уровнем физической подготовленности упражнения, требующие преимущественно проявления одного физического качества, предъявят значительные требования и к другим. Например, для новичков бег на 100 м явится испытанием не только их быстроты, но и в значительной ме­ре и силы, выносливости, ловкости. Много раз было показано, что на началь­ных этапах тренировки развития силы, быстроты или выносливости приво­дит к совершенствованию и других качеств. Однако в дальнейшем, подобный параллельный рост прекратится, так как тот же спринтерский бег будет предъявлять уже слишком малые требования в отношении силы, выносливо­сти, ловкости. Произойдет так называемая диссоциация физических качеств; упражнения, которые раньше вызывали развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее влияние лишь на некоторые из них.

В последующем, могут проявляться даже отрицательные отношения ме­жду отдельными качествами. Так оказываются несовместимыми задачи од­новременного достижения максимальных показателей силы, например, в поднимании тяжестей и максимальных показателей выносливости, к примеру, в марафонском беге.

Следует, однако, учитывать, что наивысшие показатели в одном из фи­зических качеств, могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных. Поэтому воспитание физических качеств должно обес­печивать их гармоничное развитие в необходимом соотношении. У начи­нающих наиболее разносторонне воздействуют на организм упражнения на быстроту, применяемые в виде циклических движений максимальной интен­сивности. Такие упражнения влияют на развитие, как анаэробных возможно­стей, так и дыхательных. Это приводит к улучшению выносливости.

III. 2. Условия функционирования опыта

Для того, чтобы данный опыт жил и действовал, необходима определен­ная спортивная база и оборудование. В нашей школе имеется и хорошо обо­рудован «спортивный городок». Имеется небольшой спортзал для занятий гимнастикой и акробатикой. Есть стадион, где находятся волейбольная и баскетбольная площадки, поле для игры в футбол, а также беговые дорожки для кроссов. Из спортивного оборудования есть гимнастические маты, бру­сья, козел, различные мячи, гантели, гири, штанги, эспандеры и др. Есть маг­нитофон, проигрыватель. Занятия нередко проводятся под музыкальное со­провождение.

III. 3. Перспективы применения опыта

Предлагаемый опыт может быть использован учителями физкультуры как в плане теоретических знаний, так в плане практических навыков и уме­ний. Естественно, для того, чтобы развивать физические качества у учащихся на уроках физкультуры и во внеурочное время, необходима хорошая спортивная база. Это спортплощадки, современный спортинвентарь и др. Опыт показывает, что, воспитав у учащихся вышеописанные качества, можно быть уверенным в том, что школьники будут самостоятельно их развивать и со­вершенствовать и вне школы.

III. 4. Результативность опыта

Вся эта работа по развитию основных физических качеств у учащихся обеспечивает устойчивые показатели качества знаний, умений и навыков в соответствии с учебной программой.

За время работы в школе и применения этого опыта были подготовлены чемпионы и призеры городских спортивных соревнований по различным ви­дам спорта.

Молодежь любит спорт и активно участвует во всех мероприятиях и соревнованиях.