МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
(ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»)
Институт естественных наук и математики
Кафедра физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности
Направление подготовки 44.03.05. Педагогическое образование.
Профили: Безопасность жизнедеятельности; Физическая культура
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
по дисциплине Б1.О.05.01 Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Выполнил:
Сагалаков Владимир Валерьевич
Группа: БФ - 41
Курс: 4
Форма обучения: очная
Абакан, 2024
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации занятий в секции по волейболу, направленных на развитие скоростно-силовых способностей 6
1.1. Особенности волейбола как вида спорта, физическая подготовка в волейболе 6
1.2 Понятие о скоростно-силовых способностях 9
1.3 Особенности физического развития и физических качеств юных волейболистов 13-14 лет 11
Глава 2. Методические аспекты проведения занятий в секции по волейболу 14
2.1 Методы развития скоростно-силовых способностей в волейболе 14
2.2. Методика формирования скоростно-силовых качеств в волейболе 17
2.3. Применение метода круговой тренировки при проведении занятий в секции по волейболу 21
Заключение 26
Список используемой литературы 28
Введение
Сегодня трудно найти спортивную команду, в которой не было бы волейбольной секции. Правильная организация занятий волейболом может стать прекрасным средством физического развития учащихся, а также помочь решить важные воспитательные задачи. Эмоциональная окраска этой игры связана с относительно простым оборудованием. Достаточно потратить некоторое время, чтобы изучить правила игры в волейбол и ее суть.
Основная направленность волейбола – возможность играть без какой-либо подготовки. Это мнение неверно. Как известно, один процесс волейболистов состоит из шести органически связанных типов: физического, технического, тактического, психологического, теоретического и игрового. В настоящее время особенно актуальны проблемы, связанные с повышением качества подготовки спортивных резервов в волейболе. Причем в широком смысле этого понятия, т.е. обеспечить такую базовую подготовку юных волейболистов, на основе которой они смогут успешно тренироваться на этапе совершенствования спорта. Одним из основных направлений повышения качества подготовки юных волейболистов является физическая подготовка, являющаяся основой совершенствования техники и тактики игры. Поэтому совершенствование физической подготовленности юных волейболистов является одной из важнейших задач, которую детские тренеры пытаются решать каждый день на тренировках.
Изучение литературы показывает, что очень важной проблемой является создание и экспериментальное обоснование эффективных мер и методов развития скоростно-силовых качеств у волейболистов, особенно в подростковом возрасте, так как этот возраст является максимальным этапом. в биологическом развитии данного физического признака. Успешное выполнение игровых заданий во многом зависит от умения волейболиста быстро и высоко прыгать, активных технико-тактических действий, т. д.
Предпосылкой для проведения нашего исследования послужило отсутствие конкретных экспериментальных исследований возможности использования специального тренировочного модуля, стимулированного формированием скоростно-силовых способностей.
Цель: теоретически обосновать особенности развития скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет.
Задачи:
Рассмотреть волейбол как вид спорта;
Охарактеризовать понятие о скоростно-силовых способностях;
Описать анатомо-физиологические особенности волейболистов в возрасте 13-14 лет;
Охарактеризовать методы и методику проведения занятий в секции по волейболу;
Рассмотреть упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств юных волейболистов.
Объект исследования – процесс развития скоростно-силовых качеств юных волейболистов.
Предмет исследования – методика проведения занятий в секции по волейболу.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды следующих авторов: Ю.Д. Железняк, В.М. Зациорский, Ю.Н. Клещев, В.С, Кузнецов, В.И. Лях, Л. П. Матвеев и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты настоящего исследования дополняют теорию и методику спортивной тренировки положениями, обосновывающими подходы физической подготовки в волейболе.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная нами методика работы в секции волейбола может использоваться педагогами по физической культуре общеобразовательных школ, тренерами детских юношеских спортивных школ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации занятий в секции по волейболу, направленных на развитие скоростно-силовых способностей
Особенности волейбола как вида спорта, физическая подготовка в волейболе
Следует отметить, что само понятие «Волейбол» различные авторы трактуют по-разному. Так автор книги «Волейбол, учебно-методическое пособие», а также преподаватель СКФУ («Северо-Кавказский федеральный университет») Астахова М.В. даёт следующие определения: «Волейбол – динамичная, технически сложная игра с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Цель игры направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника» [1, с. 19].
Волейбол - эффективный способ укрепить здоровье и физическое развитие. Все движения в волейболе носят естественный характер, основаны на беге, прыжках, бросках, что способствует развитию силы, ловкости, выносливости и гибкости.
Игровая деятельность способствует улучшению всех функций организма. Во время игры те, кто интересуется, проявляют положительные эмоции. Благодаря своей эмоциональности волейбол является средством не только физического развития, но и активного отдыха.
Под понятием «волейбол» Родионов А.В. понимает: «Волейбол - это вид спорта, в котором две команды соревнуются на игровом поле, разделенном сеткой. Для разных условий предусмотрены разные варианты игры, чтобы универсальность игры была доступна для всех» [14, c. 85].
Волейбольная игра проводится на площадке 18х9 метров, которая разделена посередине сеткой, закрепленной на высоте 2,43 м (а для женщин – 2,24 м). Целью игры в волейбол выступает перебрасывание мяча (длина окружности которого достигает 65-67 см, вес соответственно – 260-280 гр) над сеткой так, чтобы мяч коснулся площадки соперника, не давая при этом совершить этот же принцип противнику. Подобные игры были известны издавна во многих странах мира (в Древнем Риме, Древней Греции, средневековой Японии). Современный же волейбол зародился в Америке в 1895 году [3].
Фомин Е.В. в своих трудах отмечает, что волейбол отличается сложностью выполнения технических элементов. Ключевое различие между техникой волейбола заключается в прямом кратковременном контакте с мячом, исключающее удары и захваты. В процессе тренировок волейболисту необходимо овладеть целой системой двигательных навыков, состоящей из большого количества приемов защиты и нападения. Действия игроков напрямую зависят от действий партнеров и, в частности, противника. Создание ситуаций, в которых появляется наилучшая возможность для отработки намеченных приемов, предъявляет высокие требования к тактическому мышлению волейболистов; для того чтобы безошибочно выполнять технико-тактические действия, спортсмену необходимо хорошо ориентироваться и на высоком уровне развивать координационные способности. Ловкость, необходимая при выполнении различных падений и ударов при подборе летящих вдаль мячей, с одной стороны, способствует принятию смелых решений, а с другой - исключает серьезные травмы [21].
Игровые навыки в волейболе принципиально отличаются от других игровых видов спорта, улучшение оптимальной пропорции и техники в развитии физических характеристик волейболистов может создать максимально возможные условия для эффективного занятия этим видом спорта.
По В. Л. Свиридову игровая деятельность волейболистов характеризуется постоянной сменой обстановки: волейболист должен учитывать положение всех игроков на площадке и положение мяча, ждать действий партнеров и быстро обнаруживать планы действий противника, своевременно реагировать на изменения текущей ситуации (часто очень быстро) принять решение о наиболее оптимальном образе действий [22].
Фомин Е.В. отмечает, что при выполнении приемов волейболисту необходимы следующие физические качества, которые проявляются на этапах выполнения данного приема:
- ловкость - при выполнении подач, передач, атакующих бросков, приемов мяча и блоков это физическое качество необходимо для выполнения всех приемов игры;
быстрота - при выполнении передач, совершении атак, приеме мяча и блокировании (реализуется в движении игрока, при выполнении ударного движения в атакующем броске (реализуется в одной скорости движения);
- сила (конкретные группы мышц) - при выполнении всех технических приемов и т.д. почему особенно важна сила мышц ног, плечевого пояса, рук и кистей;
- прыгучесть - при выполнении передач (если они выполняются в прыжке), атакующих ударов, блоков;
- гибкость – это способность атаковать во время подачи [21].
Волейбол требует хорошего владения своим телом в самых разных условиях. В любом игровом приеме есть элементы бега, прыжков. Броски в различных направлениях при ударе выполняются в безопасном положении, когда они сталкиваются с мячом на неопределенной высоте. Все это осложняется условиями игры и сопротивлением противника.
Свиридов В.Л. в своих трудах говорит: «исследование функции координационных способностей волейболистов имеет значения, т.e. для волейбола характерны различные позы, быстрая смена последних во время игры, безопасное положение тела при перехвате и приеме мяча при падениях. Это в определенной степени требует отличного развития и подвижности нервных процессов в функционировании механизмов, обеспечивающих поддержание определенной осанки без потери равновесия. При подготовке юных волейболисток необходимо учитывать анатомические и физиологические, психологические особенности детского организма. Степень нагрузки должна соответствовать возрастным характеристикам учащегося» [3, c. 147].
Волейбол - это вид спортивной игры, для которого характерны нестандартные ациклические движения различной интенсивности. Включение волейбола в школьную программу. Занятия волейболом способствуют развитию задействованных двигательных способностей.
1.2 Понятие о скоростно-силовых способностях
Анализ скоростно-силовых свойств возможен с двумя свойствами силы и скорости.
Между физическими свойствами силы и скорости существует отрицательная взаимосвязь, в чем и заключается своеобразие этой связи. Таким образом, максимальное выражение напряжения мышц возможно только при относительно медленном их сокращении, а максимальная скорость возможна только при минимальном весе [2].
В зоне максимальных показателей силы и скорости находится зона проявления скоростно-силовых качеств человека. Для проявления скоростно-силовых качеств необходимо уметь сочетать скоростные и силовые возможности на высоком уровне. При этом чем больше внешнее сопротивление, тем больше составляющая силы, меньше вес и тем быстрее движение.
Скоростно-силовых способности играют важную роль в тренировке волейболистов. Одним из задействованных факторов являются внутренние механизмы мышечного сокращения, в этом случае наибольшие мышечные свойства достигаются только при медленных сокращениях, а наибольшая скорость движения достигается только в условиях их наименьшее отягощения. Некоторые формы силы скорости называются «взрывной силой». При этом в направлении движения определяется возможность достижения высоких значений внешне выраженной мощности, максимальное, кратчайшее время (оценивается по градиенту мощности или скоростно-силовому показателю, рассчитываемому как отношение максимальной величины) [5].
В.М. Зациорский под определением «сила» понимает способность спортсмена преодолевать внешние сопротивления или предотвращать их за счет мышечной силы. Скоростно-силовые способности характеризуется способностью спортсмена производить ограниченную или максимальную мощность за короткий промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды [10].
Скоростно-силовые качества это не обычное соединение скорости и силы. Различные исследования показали, что нет существенной корреляции между результатами скоростно-силовых тестов, как с силовыми, так и со скоростными. Большинство авторов, занимающихся этой проблемой, анализируют скоростно-силовые характеристики как отдельное качество двигателя, а не как вид [9].
Способность человека к проявлению скоростно-качественных признаков определяется рядом морфофункциональных факторов, важнейшими из которых являются:
1. Частота и сила первых импульсов;
2. Смесь быстрых и медленных мышечных волокон;
3. Толщина мышечных волокон;
4. Количество сократительных белков в мышечных волокнах;
5. Уровень мышечной координации;
6. Количество нейромоторных единиц, участвующих в работе;
7. Механические условия сокращения мышц (специфические связки тела) [11].
Выражение скоростно-силовых способностей во многом зависит от генетики, генотипа и, прежде всего, от состава мышечных волокон, независимо от того, являются ли мышечные волокна быстрыми или медленными. Большое количество быстросокращающихся мышечных волокон демонстрируют лучшую выраженность скоростно-силовых свойств.
Подробно показаны морфологические особенности человеческого тела и отдельных его частей. Наблюдая за спортсменами разного пропорционального строения тела, было установлено, что результаты прыжков лучше у тех, у кого преобладает нижние части тела над туловищем и голени над бедром. В результате последние два фактора являются генетическими и не поддаются тренировки [9].
Наличие хорошей генетической предрасположенности не означает, что скоростно-силовые качества развиты в достаточной степени. Непременным условием качественной работы являются регулярные занятия спортом. Во время тренировок в результате регулярного применения скоростно-силовых тренировок происходят значительные изменения в быстрых мышечных волокнах. Волокна увеличиваются в диаметре, а значит и мышца в целом. Реакция сокращения мышц усиливается повышенным содержанием белков актина и миозина. Такая мышца требует большего энергоснабжения. Повышается содержание миоглобина, служащего основным источником энергии
1.3 Особенности физического развития и физических качеств юных волейболистов 13-14 лет
В ряде научных работ показана связь и преемственность биологического возраста с функциональными показателями качества. Исходя из утверждений Н.А. Фомина, функциональные показатели этих подростков зависят в большей степени от биологического возраста, а не от паспортного. Подростки, опережающие своих сверстников по уровню биологической зрелости, могут характеризоваться наиболее высоким уровнем двигательных навыков.
13-14 лет соответствуют среднему школьному возрасту. Особенностью среднего школьного возраста является то, что в это время в организме начинается половое созревание. В период полового созревания скорость роста скелета значительно увеличивается до 7-10 см, масса тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают от девочек по темпам увеличения массы тела и длины тела на 1-2 года. Процесс окостенения еще не закончен. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища, мышечные волокна не успевают развиться, длина трубчатых костей увеличивается [23].
Состояние мышечного напряжения и пропорции тела меняются. У мальчиков в возрасте 13-14 лет мышечная масса увеличивается быстрее, чем у девочек. К 14-15 годам строение мышечных волокон приближается к морфологической зрелости [4].
Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему повышенные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается артериальное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро появляется усталость. Кровоток затруднен, часто возникает одышка, возникает ощущение стеснения в области сердца.
Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, поэтому дыхание становится частым и поверхностным, хотя легкие увеличиваются в размерах и дыхание улучшается. Жизненная емкость легких увеличивается, со временем формируется тип дыхания: брюшное у мальчиков, грудное у девочек [17].
Гендерные различия мальчиков и девочек влияют на размер тела и функциональность тела. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинный торс, короткие ноги, большой тазовый пояс. Все это снижает их способность бегать, прыгать, бросать по сравнению с мужчинами. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мужчин, и это влияет на такие результаты, как метание, подтягивание, носка, лазание, но они могут лучше справляться с ритмичными и пластичными движениями, упражнениями на равновесие и точностью движений [12].
Функциональное состояние нервной системы находится под повышенным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерны повышенная раздражительность, утомляемость, нарушение сна. Подростки очень чувствительны к несправедливым решениям и действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны раздражителям, которые их вызывают [8].
Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, чрезмерно реагируют на любые нарушения своего достоинства, не переносят особо длительных физических нагрузок.
Таким образом, особенности физиологического развития подростков, их психоэмоциональное состояние, способность к адаптации к двигательной активности позволяют сделать вывод о том, что описанный выше возраст школьников является наиболее оптимальным для интенсивного физического развития.
Глава 2. Методические аспекты проведения занятий в секции по волейболу
2.1 Методы развития скоростно-силовых способностей в волейболе
К основным методам, направленным на воспитание различных видов силовых способностей, относят: 1) метод динамических усилий; 2) метод непредельных усилий; 3) метод изометрических усилий; 4) метод максимальных усилий; 5) изокинетический метод; 6) статодинамический метод; 7) «Ударный» метод; 8) метод круговой тренировки; 9) игровой метод. [18]
Выбор конкретного метода определяется целями и задачами учебно-воспитательного процесса с учетом уровня развития способностей учащихся [9].
Метод динамических усилий характеризуется формированием максимального силового напряжения при работе с неограниченными весами с максимальной скоростью. Этот метод используется для развития способности выполнять большие усилия в условиях быстрого движения.
Метод непредельных усилий характеризуется использованием неограниченных весов без максимального количества повторений. В зависимости от увеличения веса и направления силовых тренировок количество повторений колеблется от 10-12 до 100. При утомлении мышечная сила должна приближаться к своему максимуму в конце упражнения.
Метод изометрического усилия характеризуется приложением изометрической силы различной величины. Для развития максимальной мышечной силы изометрическая сила используется на 80-90 процентов в течение 4-6 секунд и на 100 процентов в течение 1-2 секунд. Для тренировки общей силы изометрические усилия используются на уровне 60-70 процентов от максимума, при этом каждое повторение длится 10-15 секунд. 4-8 повторений в упражнении. При использовании этого метода необходимо учитывать, что суставные углы, где выполняются эти упражнения, имеют большую степень силы [16].
Метод максимального усилия характеризуется выполнением заданий, связанных с необходимостью преодоления наибольшего сопротивления. Этот метод обеспечивает формирование максимальной концентрации нервно-мышечных сил. Это необходимо для развития максимальной силы.
Изокинетический метод характеризуется использованием специального оборудования, благодаря которому внешнее сопротивление движению изменяется автоматически, ограничивая скорость и давая наибольшую нагрузку на мышцы во всем диапазоне движения. Подчеркнем, что задается скорость движения, а не величина внешнего сопротивления. С увеличением скорости увеличивается внешнее сопротивление движению. Изокинетический тренажер настолько замедляет темп движения, что практикующий может полностью использовать весь диапазон движения для развития мышечной силы.
Статодинамический метод характеризуется альтернативным сочетанием выполнения 2-х систем работы мышц - динамической и изометрической, выражающихся в разных количественных характеристиках. Для наращивания силового потенциала используют 3-6 секунд изометрического напряжения на 75-85 процентов от предела с последующей взрывной динамической работой с большими перепадами до 20-30 процентов от предела. В противном случае в динамических и изометрических усилиях используется постоянный вес 70-80% от предельного. Этот метод более эффективен для формирования специальных силовых способностей в режиме различных вариантов работы мышц в практических условиях труда [11].
«Ударный» метод силовой тренировки характеризуется быстрым преодолением ударной нагрузки за счет выполнения специальных заданий. Например, прыжок с небольшой высоты с последующим мгновенным прыжком.
Метод круговой тренировки характеризуется комплексным воздействием на разные группы мышц. Упражнения выполняются в четкой последовательности, как схема, строго по объему нагрузки и времени отдыха. При выборе упражнения учитывается, что каждое предыдущее упражнение задействует новую группу мышц.
Игровой метод характеризуется формированием силовых возможностей в игровой деятельности, где разные игровые условия требуют изменения режима работы разных групп мышц на фоне утомления организма.
Среди широкого спектра упражнений для скоростно-силовой тренировки в наибольшей степени используются наиболее подходящие по скорости и уровню отягощения. Основную часть таких упражнений используют с определенными внешними отягощениями, время от времени меняя уровень сложности, т. к. повторение движений с нормальным весом, в том числе, если они выполняются с максимальной скоростью, последовательно стабилизируют уровень мышечного сокращения, что ограничивает формирование скоростно-силовых возможностей. Чтобы свести на нет такую устойчивость, используются и модифицируются вспомогательные грузы, на этой скорости, в нормальных условиях, без внешнего груза или с нормальным весом. Например, отягощающие манжеты на руках и ногах у волейболистов при выполнении различных упражнений. Основной методической проблемой в формировании скоростно-силовых способностей является проблема рационального сочетания силовых и скоростных данных движений в различных упражнениях. При тренировке скоростно-силовых способностей приоритет отдается упражнениям, выполняемым с максимальной скоростью, которые можно выполнять в условиях заданных весов и сохранения точной техники движений (так называемая управляемая скорость), в большинстве случаев не превышающих 30-40% личного максимума [20].
2.2. Методика формирования скоростно-силовых качеств в волейболе
Спортивная подготовка – это педагогический процесс, целью которого является обучение технико-тактическим действиям и приемам, совершенствование профессионального игрового мастерства, развитие физических качеств, психонравственной устойчивости, силы воли, создание условий для завоевания спортивных достижений.
Тренировка достигается за счет регулярных и систематических, логически и последовательно выстроенных уроков на протяжении многих лет. Задачи, мероприятия и методы в физической подготовке волейболистов определяются ее надежным местом в системе многолетней подготовки спортсменов.
Задача общей физической подготовки: укрепление и сохранение здоровья юных волейболистов, содействие физическому развитию, целенаправленное развитие двигательных физических качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости); улучшить двигательные навыки (бег, прыжки, метание, плавание, катание на лыжах и др.); укрепление опорно-двигательного аппарата, необходимых групп мышц, несущих основную нагрузку в игре и выполняющих специальные задачи в волейболе [13].
Средства, используемые для решения общих и специфических задач физической подготовки, можно разделить на две большие группы: общеразвивающие упражнения и другие виды спорта. Если волейболисты начнут изучать такие приемы и тактики, другие виды спорта могут иметь такой же эффект.
Основным средством специальной физической подготовки являются специальные подготовительные упражнения, способствующие развитию физических способностей, характерных для игры в волейбол. Среди них скорость двигательных реакций и ориентация в пространстве, наблюдательность, быстрота реакции и быстрота движений (работа ног), прыгучесть, слаженная работа мышц рук, способность к быстрому передвижению (из статики в динамику и внезапно останавливаться), необходимые для овладения правильной техникой волейбола; специальная выносливость (прыгучесть, скорость, сила) [11].
Также полезны для физического развития акробатические упражнения, технико-тактические упражнения, двусторонняя игра в волейбол.
По способу выполнения подготовительных упражнений они дифференцируются на упражнения с предметами (используются наполненные мячи различного диаметра, в том числе хоккейные мячи; канаты, резиновые амортизаторы, гантели и другие возможные отягощения, и без предметов). Особое внимание следует уделить специально подобранным играм и эстафетам для обучения волейболу.
Успех решения задач физической подготовки зависит от разумного и правильного выбора и умелого использования методов, а также определения мер и приемов. При выборе методики для тренеров по волейболу, направленной на развитие физических качеств юных волейболистов тренерский опыт и анализ методической литературы.
Таким образом, было принято решение отдать приоритет круговому методу тренировки в волейболе. Преимуществом данного метода является высокая двигательная плотность тренировочного процесса, а также широкий охват различных групп мышц, что приводит к развитию основных физических качеств. Упражнения подобраны так, чтобы в тренировке были задействованы основные группы мышц, а также суставы, чтобы показать быстроту реакции, скорость одного сокращения и частоту движения.
Круговая тренировка (КТ) - одна из эффективных форм организационного и методологического использования упражнений. Свое название он получил из-за того, что все упражнения выполняются как бы по кругу, выполняя их.
Круговая тренировка, разработанная английскими специалистами Р. Морганом и Г. Адамсоном. Независимо от них, идея кругового обучения пришла Б.Д Фрактману. Он изложил способы использования круговых тренировок и обосновал необходимость индивидуального дозирования октябрьских снарядов, что оказало благотворное влияние на развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости, что в конечном итоге способствовало улучшению его физической формы. Круговая тренировка длилась до 55% времени основной части тренировки [13].
Традиционная круговая тренировка включает в себя сбор групп на первом занятии и ознакомление их с комплексами упражнений «на станциях». Второй урок определяет максимальное количество повторений с учетом времени и без учета времени. Затем, в зависимости от индивидуальных особенностей и конкретных задач, участники проходят 1-3 раунда с максимальным количеством повторений 1/4, 1/3, 1/2.
В основе традиционного кругового обучения лежат три метода:
1. Непрерывно - поточны. Особенность этого метода заключается в том, что за счет увеличения рабочей силы (максимум до 60%) индивидуальная нагрузка постепенно увеличивается, увеличивая количество упражнений в определенной среде. В этом случае продолжительность упражнений сокращается (до 15-20 секунд), а время отдыха увеличивается (до 30-40 секунд). Этот метод, по мнению В.В. Чунина, способствует комплексному развитию двигательных качеств [18].
2. Поточно-интервальный метод - это метод интервала потока, основанный на простых технических упражнениях, которые длятся от 20 до 40 секунд с минимальным интервалом отдыха на каждой станции и возможностью работы на каждой станции (максимум 50%). Здесь интенсивность достигается за счет сокращения времени прохождения контроля на 1-2 оборота. Этот режим улучшает общую и силовую выносливость, улучшает дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
3. Интенсивно - интервальный, используемый в сочетании с повышенным уровнем физической подготовки занятых. Упражнения в этом режиме выполняются с продолжительностью до 75% от максимальной работоспособности и продолжительностью 10-20 секунд, при этом время отдыха остаются полными (до 90 секунд). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу.
B.A. Наумов считает, что суть метода круговой тренировки заключается в том, чтобы делать это, когда это возможно. Выполнение упражнения разного направления, сложности и интенсивности на большем количестве раундов. Он предполагает применение двух политик для изменения нагрузки в классах:
- Многократное повторение мышечной работы, в которых координация происходит в мышечной активности в сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах, что способствует повышению работоспособности;
- постоянное увеличение объема и интенсивности тренировочной нагрузки, адекватное состоянию организма [3].
Х.М. Муртазин отмечал, что с помощью круговой тренировки человек узнает необходимые двигательные качества, создает программу их развития и может наглядно видеть результаты работы. Он предлагает изменять нагрузку следующими способами:
- увеличение количества одновременных повторений;
- сокращение времени повторения одного и того же упражнения;
- повторение кругов (2 - 3);
- снижение времени отдыха;
- введение новых эффективных упражнений [19].
Таким образом, метод «круговой тренировки» ставит перед собой задачу комплексной тренировки физических качеств, включающей развитие скоростно-силовых качеств, активную самостоятельную подготовку юных спортсменов и контроль воздействия на системы организма. Эффективность этого метода заключается в значительном повышении двигательной плотности занятий, поскольку все учащиеся одновременно и единовременно выполняют упражнения соразмерно своим возможностям и усилиям.
2.3. Применение метода круговой тренировки при проведении занятий в секции по волейболу
Анализ методов обучения и обобщение опыта и их практическое применение позволяют выбрать метод круговой тренировки как наиболее подходящий для развития скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет. Суть его в том, что движения планируются в оптимальном темпе, большей амплитудой, на упражнение и отдых одновременно – по 30 секунд. Стандартная продолжительность труда и отдыха обеспечивает порядок и дисциплину, позволяет контролировать правильность выполнения заданий.
Круговая тренировка основана на непрерывном или интервальном (последовательном) повторении определенных видов физических упражнений, подобранных и сочетающихся по определенной схеме порядка - символа «круговой тренировки». Авторская схема М. Шолича подбора упражнений на разных станциях наиболее ярко отражает сущность кругового метода. Все станции необходимо выполнять в определенной последовательности, которая включает в себя 8-10 упражнений (для каждого из которых должным образом оборудованы места), которые можно выполнять в тренажерном зале или на открытой площадке, или подобным образом, и наиболее главное замкнутый контур [19].
На каждой станции повторяется одно и то же движение или двигательное движение. Большинство станций часто имеют относительно конкретное или общее направление движения, то есть воздействие больше на конкретную группу мышц (например, мышцы ног или рук, верх или низ тела) [7]. Количество повторений для каждой станции устанавливается индивидуально в зависимости от полученных показателей максимального теста (МТ) (другое название - максимальный повтор (МП) - определяется исходным тестом на возможный предел по количеству с использованием 1/2 или 1/3 до 2/3 от максимального теста).
Комплексы методов круговой тренировки представляют собой в основном технически относительно простые и хорошо изученные упражнения, в основном из общеобразовательной и вспомогательной спортивной гимнастики, а также тяжелой атлетики, легкой атлетики и других. Хотя преобладает характерная циклическая структура этих движений, некоторые варианты метода круговой тренировки обеспечивают искусственную цикличность за счет добавления повторений и тем самым дозируют нагрузку по типу циклической деятельности.
Весь «круг» выполняется 1-3 раза на отдельном занятии вместе или с интервалами (в зависимости от выбранного метода), включая общее время, интервалы отдыха (если есть) и количество повторений.
Круговая тренировка предполагает различные методические варианты, рассчитанные на комплексную тренировку всех основных физических качеств. Наиболее распространенные варианты:
- круговые упражнения по типу непрерывной длительной тренировки (в основном направленные на развитие общей выносливости);
- круговая тренировка в виде интервальной тренировки с ординарными интервалами отдыха (преимущественно на развитие силы и скорости);
- круговые упражнения типа интервальной тренировки с простыми интервалами отдыха (в основном направленные на развитие силовых и скоростных способностей с комплексным воздействием на другие компоненты общей физической работоспособности) [15].
Круговая тренировка избирательно направлена и сочетает в себе преимущества общих, комплексных воздействий, а также строго упорядоченных и вариативных воздействий. В частности, наряду с четким повторением тренировочных факторов широко используется эффект перехода (смены деятельности), что создает благоприятные условия для высокой продуктивности и проявления положительных эмоций.
Последовательное чередование с систематическим увеличением работы и отдыха улучшает комплексное развитие двигательных качеств - выносливости, скоростно-силовых качеств. Основной целью при использовании этого метода является достижение заданного эффекта или реакции основной системы человека, обеспечение высокой работоспособности в конкретных условиях спортивной деятельности. При использовании этого метода следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Нагрузка должна начинаться с 50% от максимально возможной для каждого волейболиста. Увеличение нагрузки следует производить за счет увеличения количества упражнений, времени и скорости их выполнения, а также уменьшения оставшегося времени между станциями.
2. Оптимальное количество упражнений находится в пределах 6-12, продолжительностью до 1 минуты, выполняемых в быстром темпе. Упражнения следует выбирать в соответствии со способностями участников, а их содержание может оставаться постоянным.
3. На каждом занятии рекомендуется использовать три повторения круга упражнений с определенным временем.
4. На следующих занятиях рекомендуется увеличить скорость кругов. После выполнения 6-12 упражнений необходимо отдохнуть 3-5 минут. Опыт показал, что метод «круговых упражнений» можно использовать во всей системе уроков (обучения, закрепления, совершенствования).
Работая над этой темой, мы разработали методику, согласно которой при разучивании материала, «круговую тренировку» можно использовать в конце основной части учебно-тренировочного занятия. Закрепляя материал по различным разделам программы, «круговую тренировку» использую уже во всей основной части. При совершенствовании учебного материала «круговая тренировка» применяется во всех частях урока. Когда проводится зачетное занятие, то используются 2-3 станции (например, 1-я станция – учет, 2-3 – совершенствование, или 1,3 – учет, 2-я – совершенствование).
На осенних занятиях, проводимых на уличной спортивной площадке (молодая, начало сентября), юные волейболисты осваивают легкоатлетические упражнения: бег, прыжки, метания, многие физические упражнения. Такие условия способствуют овладению техникой движений и развитию двигательных физических качеств, в том числе быстроты, гибкости, силы. Не снижая нагрузки, наоборот, продолжая работу над развитием двигательных качеств в целом, тренер должен планировать выполнение упражнений по методике «круговых упражнений» в основной части занятия.
Примерный комплекс упражнений:
1-я станция. Бег вдоль границ площадки. По сигналу последний в колонне ускоряет бег, обгоняя колонну, бежит впереди, затем обгон начинает следующий занимающийся и т.д. При обгоне применяются и другие перемещения.
2-я станция. Бег с изменением направления: обегания препятствий (стоек, набивных мячей) или занимающихся, передвигающихся в колонне.
3-я станция. Различные перемещения в сочетании с бросками и ловлей набивных мячей. Такие упражнения облегчают усвоение заданий с волейбольным мячом, наряду с развитием скоростно-силовых способностей, особенно тех, которые связаны с различными перемещениями волейболистов.
4-я станция. Бег с высокого и низкого старта 20-30 м с максимальной скоростью лицом вперед, спиной вперед, быстрое передвижение на сильно согнутых ногах. То же, но передвижение приставными шагами и левым боком вперед, лицом вперед, двойными шагами и скачками. (Во время передвижения одним из указанных выше способов выполнять ускорения в определенных зонах площадки или в ответ на сигнал тренера).
5-я станция. По зрительному сигналу бег 10–15 м из различных исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа на спине и на животе (по отношению к стартовой линии волейболист принимает самые разнообразные положения).
6-я станция. Обучающиеся передвигаются шагом вокруг зала, по сигналу они переходят на бег (8-10 м), затем снова переходят на ходьбу и т.п.
7-я станция. Во время перемещения, по сигналам: ускорение (имитация нападающего удара) или остановка (имитация приема мяча снизу).
8-я станция. И.п. стоя на гимнастической стенке, правая нога согнута, левая опущена вниз; держась руками за рейку на уровне груди, происходит быстрое разгибание ноги (при этом от стенки нельзя отклоняться). То же самое упражнение, но уже на левой ноге.
9-я станция. Стоя на расстоянии 2-2,5 м от стены с набивным мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх в стену, приземлиться, тут же снова подпрыгнуть и поймать мяч и т.д., прыжки производятся равномерно, без лишних подскоков. То же, но мяч подбрасывается вверх.
Заключение
Исходя из поставленной цели, выявлено и раскрыто основное содержание методики проведения занятий в секции волейбола юных волейболистов для развития скоростно-силовых способностей. Достижение поставленной цели было достигнуто путем решения нескольких задач:
- волейбол - одно из самых эффективных оздоровительных средств, оказывающее всестороннее положительное влияние на организм, занимающийся этим видом спорта. Волейбол - эффективное средство всестороннего физического развития, с помощью которого выполняются восстановительные задачи, повышается работоспособность школьников. Спортивные успехи школьных волейбольных команд во многом зависят от уровня их технических навыков. Тактическая экипировка игрока зависит от его технической готовности, необходимо соблюдать единство технической и тактической подготовки;
- одним из основных факторов физического развития и развития физических качеств юных волейболистов является учет возрастных и физиологических особенностей, что позволит тренеру рационально строить спортивную подготовку, а также не допускать серьезных ошибок в выборе приемов и обучения, соответствующих возрасту подопечных;
- в спортивной тренировке используются различные методы, определяют приемы и способы организации упражнений, задачи, требования. Основными методами спортивной подготовки волейболистов являются соревновательная, игровая, районная тренировка;
- структура тренировочного процесса волейболистов представляет собой относительно устойчивый порядок его компонентов (частей, аспектов), их постоянную взаимосвязь и общую согласованность. Физическая подготовка является органической частью спортсменов, укрепляя их органы и системы, повышая их функциональные возможности, развивая моторику, координацию движений и проявляя силу воли;
- важнейшим способом укрепления скоростно-силовых качеств юных волейболистов является физическая подготовка в прыжках и беге с дополнительными отягощениями и без них. Особое место занимают упражнения ударно-реактивного характера, но их использование допускается только после предварительной подготовки;
- разработанный комплекс упражнений для воспитания скоростно-силовых способностей включается в себя упражнения на развитие скорости и силы методом круговой тренировки.
Список используемой литературы
Астахова, М. В. Волейбол / М.В. Астахова, В.Ф. Стрельченко, Д.П. Крахмалев. - Пятигорск : ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный ун-т", 2014. - 113 с. - -Текст: непосредственный. - ISBN 978-5-600-00812-0.
Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. – Москва : Кронус, 2011. – 247с. - ISBN 978-5-406-05216-7. – Текст : непосредственный.
Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.А. Беляев, Л.В. Булыкина – Москва : Физкультура и Спорт, 2007. – 184с. - ISBN 978-5-278-00848-4. – Текст : непосредственный.
Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. – Москва : Владоспресс, 2002. – 105 с. - ISBN 5-305-00035-1. – Текст : непосредственный.
Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков. – Ростов –на- Дону : Феникс, 2008. – 381 с. – ISBN 978-5-22-14232-5. -Текст : непосредственный.
Волейбол [Текст] : энциклопедия : А - Я / [автор-составитель В. Л. Свиридов] ; Всероссийская федерация волейбола. - Москва : Человек : Спорт, 2016. - 589 с. : ил., портр.; ISBN 978-5-906131-79-9.
Гаврилов, М.А. «Волейбол» / М.А.Гаврило – Москва : «Физкультура, образование, и наука» 2000. – 294с. - Текст : непосредственный.
Дорохов, Р.Н. Физическое развитие детей школьного возраста / Р.Н. Дорохов. Медицина, подросток и спорт. – Смоленск, 1995. – 267 с. - Текст : непосредственный.
Железняк, Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д.Железняк. – Москва : Физкультура и спорт Москва, 2003.-294с. - ISBN 978-5-94578-095-8. - Текст : непосредственный.
Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. – Москва : Физкультура и спорт, 1982. – 223 с. - Текст : непосредственный.
Ивойлов, А.В. Волейбол : учебник для институтов физ. культуры. А.В. Ивойлов, Ю.Д. Железняк – Москва, 2000. - 230 с - ISBN 5-278-00325-1. - Текст : непосредственный.
Иорданская, Ф. А. Функциональная подготовленность волейболистов / Ф. А. Иорданская - Москва : Спорт, 2016. - 176 с. - ISBN 978-5-906839-69-5. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785906839695.html (дата обращения: 10.12.2022).
Клещев, Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов / Ю.Н. Клещев. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 294с. - ISBN 5-278-00740-0. - Текст : непосредственный.
Королев, М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. – 2009. – №4. – С.33-37. - Текст : непосредственный.
Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- Москва : Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с. - ISBN 978-5-7695-8434-3. – Текст : непосредственный.
Лепешкин, В. Волейбол / В. Лепешкин // Спорт в школе. – 2007 (№20). - Текст : непосредственный.
Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – Москва : 1991. – 103 с. - ISBN 5-345-00133-2. – Текст : непосредственный.
Матвеев, Л.П. Общая теория спорт / Л.П. Матвеев. – Москва : 2001. – 540 с. - ISBN 978-5-9718-0433-8. – Текст : непосредственный.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- Москва : Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с. - ISBN 978-5-4468-7256-5. – Текст : непосредственный.
Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека [Текст] : учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н. И. Федюкович. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 573 с. : ил., табл.; 21 см. - (Среднее медицинское образование).; ISBN 978-5-222-27049-3.
Фомин, Е.В. Волейбол. Начальное обучение / Е.В. Фомин, Л.В. Булыгина. – Москва : Спорт, 2015. – 88 с., ил. (Спорт в школе). – Текст : непосредственный. – ISBN 978-5-9906578-2-3.
Фурманов, А.Г. Волейбол, юный волейболист / А.Г. Фурманов.- Минск : Современный школьник, 2009. – 240 с. - Текст : непосредственный.
Шпаковская, Е. Ю. Анатомия и физиология человека : учеб. пособие / Шпаковская Е. Ю. , Яковлева Л. А. - 3-е изд. , стер. - Москва : ФЛИНТА, 2020. - 40 с. - ISBN 978-5-9765-2280-0. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859765228001.html (дата обращения: 10.12.2022)
14