«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом (воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи).
Зачем развивать фонематический слух?
В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.
Нужно ли развивать фонематический слух?
Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет.
Как развить фонематический слух?
Работа воспитателей, логопеда, и родителя заключается в том, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:
• правильно ставить ударение;
• делить на слоги;
• понимать смысл и значение каждого звука в слове;
• выделять согласные и гласные звуки.
Научив детей решать эти задачи, можно отлично подготовить их к важнейшему этапу обучения – учению анализировать звуковой состав слова. Научившись дифференцировать звуки и правильно произносить их, малыши быстро овладеют основами правильного чтения и правописания.
Что же помогает развитию фонематического слуха?
Игры и упражнения! в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.
Существует методика, которая строится на последовательной отработке шести этапов:
Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти.
На cамых первых занятиях можно предложить детям закрыть глазки и послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.
На втором этапе необходимо учить ребенка различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
- Игра «Далеко - близко». Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты. Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как – когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко».
На третьем этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
• Игра «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Взрослый говорит слово, а ребёнок выбирает верную картинку.
На четвертом этапе учим детей различать слоги.
• Игра «Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.
На пятом, самом главном этапе – учим детей различать звуки. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. Начинать нужно с дифференциации гласных звуков, затем с согласных.
• Игра «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.
Шестой этап – формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
Учим детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трёхсложные слова; выделять звук на фоне слова и определять его места
(начало, середина и конец слова).
Игра «Звуковая полянка» Перед ребенком 3 цветочка: 1цв.- звук в начале слова, 2цв.- звук в середине, а 3цв.- звук в конце. Называйте ему слова со звуком [Р], а он должен посадить Звуковую пчелку на тот цветочек, где слышит этот звук.
Спасибо за внимание!!!