СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Нестеровская средняя школа имени В.И. Пацаева «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ОСНОВЫ КОМПЕТЕНЦИИ XXI ВЕКА»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Нестеровская средняя школа имени В.И. Пацаева

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ОСНОВЫ КОМПЕТЕНЦИИ XXI ВЕКА»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И.Г. Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г. Песталоцци

Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей.  Что такое «функциональная грамотность»?

Одна из важнейших задач, стоящих

перед педагогами, – формирование

функционально грамотных людей.

Что такое «функциональная

грамотность»?

Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий  личность  функционировать  грамотность

Давайте попробуем это выяснить,

оттолкнувшись от понятий

личность

функционировать

грамотность

Используя каждую букву слова

Используя каждую букву слова

"личность", напишите

личностные качества.

Любознательность  Инициативность  Человечность  Нестандартность  Ответственность  Cамостоятельность  Tворчество

Любознательность

Инициативность

Человечность

Нестандартность

Ответственность

Cамостоятельность

Tворчество

Подберите слова - синонимы к слову

Подберите слова -

синонимы к слову

"функционировать".

Работать  Действовать  Внедрять  Применять

Работать

Действовать

Внедрять

Применять

Дайте определение слову

Дайте определение

слову "грамотность".

Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Грамотность — степень владения

человеком навыками письма и

чтения на родном языке; фундамент,

на котором можно построить

дальнейшее развитие человека.

Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие

Опираясь на наши результаты

работы, попробуйте

сформулировать понятие

"функционально

грамотная личность"

"функционально грамотная

личность" (это человек, думающий и

действующий с высокой степенью

самостоятельности и ответственности,

умеющий добывать нужные ему знания,

способный свободно использовать их для

решения жизненно необходимых задач)

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный

ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил

языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так

далее. Разве нет? Вроде бы все логично.

Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные

жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями»,

«функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».

Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре». Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. И особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно

функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре». Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная

цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную

личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. И особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

Впервые термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957г. и понимался как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни».    Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Впервые термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957г. и понимался как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни».

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Математическая Финансовая Естественнонаучная ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Глобальные компетенции Читательская Критическое мышление

Математическая

Финансовая

Естественнонаучная

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Глобальные компетенции

Читательская

Критическое мышление

Формируем и оцениваем функциональную грамотность обучающихся  Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Ребенку важно обладать: *Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром. * Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. *Способностью строить социальные отношения. *Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию». Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова  

Формируем и оцениваем функциональную грамотность обучающихся

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Ребенку важно обладать:

*Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

* Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.

*Способностью строить социальные отношения.

*Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Российский педагог, член-корреспондент РАО

Наталья Федоровна Виноградова

 

Цель учителя - развить ребёнка. -Развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое. -Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие. -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику. - Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.  

Цель учителя - развить ребёнка.

-Развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику.

- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

 

Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?  Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.  

Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована

у ученика?

Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!