СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

задания для развития функциональной грамотности на уроках истории

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках истории»

«Всеобщие кормильцы»

Так с полным на то основанием называли крестьян многие средневековые писатели. Крестьяне составляли огромное большинство населения Европы в 9-11 вв. За их счет жили все господа - церковные (епископы, начальники монастырей - аббаты и др.) и светские (герцоги, графы, бароны и др.). Большая часть земель, на которых работали крестьяне, в 11 в. принадлежала уже не им, а всем этим господам.

Время непрерывных междоусобных войн, когда никто из крестьян не был спокоен за свое хозяйство и жизнь семьи, заставляло искать защиты у соседнего сеньора или монастыря. Найдя могущественного покровителя, крестьянин вынужден был признать свою зависимость от него, передать ему в собственность свой земельный надел.
Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своем наделе, но за пользование им господин требовал исполнения барщин и уплаты оброков.
Барщиной называют все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала (обработка господской пашни, строительство домов и сараев, возведение оборонительных сооружений, ловля рыбы, заготовка дров и т. п.). Оброком называют платежи крестьян владельцу земли - продуктами (зерном, скотом, птицей, овощами) и изделиями своего хозяйства (полотном, кожами).
Власть феодала над крестьянином выражалась не только в том, что тот работал на барщине и платил оброк (поземельная зависимость); крестьянин и лично был подвластен феодалу (личная зависимость):
землевладелец судил его в своем суде;
крестьянин не имел права без позволения своего господина переселиться в другую местность (в действительности многие крестьяне убегали из родных деревень).
Личная зависимость некоторых крестьян была особенно велика (во Франции их называли сервы, в Англии - вилланы}. Такой крестьянин, выдавая дочь замуж в другое владение, должен был заплатить за нее выкуп своему господину. После смерти такого крестьянина его сын при получении наследства был обязан отдать господину лучшую голову скота.
Положение крестьян в средневековой Европе не было легким. Они были принижены и лишены большинства прав, которыми пользовались господа. Однако, несмотря на поземельную и личную зависимость от феодала, крестьянин не был бесправен. Сеньор не мог казнить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и отдельно от семьи.
Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычаи, который соблюдали как крестьяне, так и сеньоры. Размеры оброка, виды и продолжительность барщинных работ не менялись из поколения в поколение. То. что было раз и навсегда установлено, считалось разумным и справедливым. Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности.
Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были "всеобщими кормильцами", от других трудовой люд ждал защиты и покровительства.


Задания.

I. Ответь на вопросы.

  1. Кто составлял огромное большинство населения Европы в 9-11 веках?

  2. Как крестьяне потеряли землю и свободу?

  3. Что требовал господин от зависимых крестьян за пользование земельным наделом?

II. Вставь вместо пропусков подходящее по смыслу слово.

Слова для справок: оброк, барщина, вилланы, сервы.

_____________- все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала.

____________________- платежи крестьян владельцу земли - продуктами и изделиями своего хозяйства.

____________________- зависимые крестьяне во Франции.

____________________- зависимые крестьяне в Англии.

III. На основе текста докажите утверждение.

- крестьянин лично был подвластен феодалу:

- крестьянин не был бесправен:

- огромную роль в жизни средневековых людей играл обычаи:

IV. Напишите возможный сценарий развития дальнейших отношений крестьян и феодалов.

V. Оцените утверждение.

Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были "всеобщими кормильцами", от других

трудовой люд ждал защиты и покровительства.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!