Рассматривая проблему формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка», считаю целесообразным описывать особенности этого процесса на примерах различных видов музыкально-практической деятельности учащихся:
восприятие музыки и размышления о ней;
певческая деятельность (хоровая, сольная, ансамблевая);
активное музицирование (игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации музыкальных сочинений, разного рода импровизации – речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные);
освоение музыкального языка в процессе изучения элементов музыкальной грамоты;
работа с «текстами» учебников и рабочих /творческих тетрадей (информационными, художественными, нотными, графическими), включая электронную форму учебников (ЭФУ);
при поиске информации в Интернете, словарях, справочниках на порталах «Культура. РФ», «Культура школьников. РФ», «Московская электронная школа» (МЭШ), «Российская электронная школа» (РЭШ), «Фольклор. ру» и др.;
в процессе развития ассоциативно-образного мышления школьников;
в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся;
при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях образования; при использовании информационно-коммуникационных технологии на уроках музыки;
в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки;
при музыкальном самообразовании школьников.
Для обеспечения успешности развития функциональной грамотности в процессе восприятия музыки на уроках музыки необходимо создавать позитивную установку.
Установка может складываться из организационных и методических моментов. К организационным, в первую очередь, следует отнести установку: слушать музыку в тишине, в атмосфере концертного зала. Среди методических моментов можно выделить слово учителя, настраивающего на внимательное эмоциональное и осмысленное восприятие музыкального сочинения (или его фрагмента), вопросы учителя перед прослушиванием музыки, привлечение ассоциативного ряда – стихов, прозы («крылатых фраз», цитат о музыке и музыкантах), зрительных образов (живопись, скульптура, графика, архитектура, рисунки художников-оформителей учебников и др.).
Функциональная грамотность учащихся формируется и во время осмысленного чтения текста учебника. Это может быть и чтение по ролям, выразительное чтение поэтических отрывков, и др.
Функциональную грамотность формирует и вокально – хоровая работа.
Пение, сольное и ансамблевое, развивает общеучебные умения и навыки, а также память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни.
Участие в концертных выступлениях, конкурсах, фестивалях формирует у хористов чувство ответственности, коллективизма, стремление к успешности певческой деятельности, к самовыражению через пение.
Занятия импровизацией на уроках музыки могут решить две взаимосвязанные друг с другом задачи: первая – совершенствование интонационного, ладового, ритмического слуха школьников, вторая – развитие их творческой фантазии. Сюжеты импровизаций, как правило, связаны с созданием на музыкальных занятиях образно-игровых ситуаций, в воплощение которых включаются дети.
Нотная графика в учебниках и тетрадях по предмету «Музыка» имеет несколько функций. Она служит фоном для художественно-изобразительного воплощения конкретного музыкального сочинения, является ориентиром для освоения его жанрово-стилевых особенностей, непосредственно знакомит учащихся с нотной грамотой, знаками нотного письма, терминами и понятиями музыкального искусства (см. развороты «Музыкальная грамота» в учебниках для начальной школы).
Разнообразные творческие задания по освоению нотной грамоты как средства фиксации музыкальной речи, разного рода импровизации – речевые, пластические, инструментальные, вокальные, изобразительные – направлены на развитие функциональной грамотности учащихся, которая будет находить своё выражение в становлении их диалогического мышления, способности сопереживать персонажам музыкальных сочинений, видеть в их образах отражение окружающей жизни.
Ассоциативно-образное мышление, которое развивается на школьных уроках, в том числе и на уроках музыки, направлено на творческое освоение окружающей действительности, воплощенной в образах различных искусств – музыки, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, литературы, театра, кино, синтетических жанрах (опера, балет, мюзикл, рок-опера).
Проетная деятельность на уроках музыки направлена на умение обучающихся добывать информацию в дополнительных источниках, делать ее анализ, выводы и обобщения.
Разнообразные формы работы, применяемые учителем на уроке музыки, помогает сделать каждую встречу детей и подростков с музыкой увлекательной, интересной, дающей стимул для её изучения в повседневной жизни.