Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности в начальной школе.»
Развитие функциональной грамотности в начальной школе.
Сегодня функционально грамотный ученик –индикатор качества образования. Функциональная грамотность – это понятие, которое подразумевает наличие у ребёнка способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений. На начальном этапе обучения главное- развивать умение каждого ребёнка мыслить с помощью таких логических приёмов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приёмов.
На уроках литературного чтения и окружающего мира предлагаются следующие виды заданий:
1)Изучение нового материала начинается ни с чтения материала, а с вопросов в конце текста. Данный вид работы развивает такое умение читательской грамотности, как поиск нужной информации, а также развивает результативное чтение.
2)При изучении художественных произведений детям предлагается на основе научных доказательств обосновать какие-либо явления, описанные в прочитанном.Например, при изучении «Мороз Иванович», главная героиня Рукодельница очищает воду с помощью песка, учащимся предлагается найти доказательство правильности данного способа в учебнике «Окружающий мир».
3)Изучение нового материала предлагается начать со словарной работы. Дети с помощью толкового словаря узнают значения незнакомых слов и делают умозаключения ,о чём будет содержание изучаемого материала , а также осуществляют целеполагание на предстоящий урок.
На уроках русского языка функциональная грамотность развивается в следующих заданиях:
1)Найти общие и отличительные признаки. Например, при изучении темы «Имя существительное» детям предлагаются следующие слова: учитель, ученик, парта, доска,мел.
Общее: предметы
Разное: учитель, ученик- одушевленные предметы, парта, доска, мел- неодушевленные предметы.
Вывод: имя существительное- слова-предметы, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.
2)Восстановить правило с помощью «недостающих» слов.
Например, в учебнике 3 класса определение «Имя существительное»звучит так: это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? и что?. В данном определении нет всей информации, которая помогает детям при выполнении заданий. Поэтому, вначале определяем с детьми , какие слова отвечают на вопросы кто? и что?, а затем выделяем группы слов, которые относятся к неодушевлённым предметам, тем самым детям будет легче определять слова, отвечающие на вопрос что?.
Например:
1 группа: чувства
2 группа: предметы, созданные природой
3группа: предметы рукотворного мира.
Формирование функциональной грамотности учеников- задача каждого современного педагога. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально-ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить своё место в постоянно меняющемся мире.