СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы стоим на пороге обновления образования. Для того, чтобы выпускник начальной школы соответствовал всем требованиям ГОСО мы формируем у него функциональную грамотность. Я работаю над темой самообразования "Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках литературного чтения". 

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения»

Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения.

Неграмотным человеком завтрашнего дня

будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не

научился при этом учиться.

Э.Тоффлер


Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая  модернизация - главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации». В связи с этим Главой государства указана необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников. С этой целью в июне 2012 года Постановлением №832 Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.

С 1 сентября 2013 года организации образования РК приступили к

освоению нового Государственного общеобязательного стандарта образования, учебных программ. Одним из основных отличительных особенностей реализации стандарта является практическая направленность знаний, накопление и использование жизненного опыта ученика, т.е. не «знания для знаний», а «знания для жизни». Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Каждая образовательная область (в начальной школе их 7) участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специально активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Чем же отличается функциональное чтение от просто чтения?

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирование) и аналитического чтения.

Просмотровое чтение – это то же выборочное чтение. Цель просмотрового чтения –получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст. Для ее получения бывает достаточно прочитать заголовки, отдельные абзацы или предложения.

Аналитическое чтение в начальной школе опирается на сюжет произведения. Читая, учащиеся комментируют текст, интерпретируют события, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают, аргументируют свои ответы, подтверждая их словами из текста (прием вычитывания), сравнивают, сопоставляют наблюдаемые литературные явления, составляют таблицы, схемы, тесты и пр.

Но прежде, нужно выяснить само отношение учащихся к чтению вообще. Тем более, что на современном этапе мы наблюдаем отстранение детей от чтения. Книги заменили компьютеры, планшеты и сотовые телефоны.

Предлагаю несколько приемов, которые помогут выяснить отношение учеников к чтению.

  1. Перед вами два утверждения:

Есть люди, которые любят читать.

Есть люди, которые не любят читать.

На кого из них ты больше похож и почему? Подчерни подходящее тебе высказывание. Напиши объяснение в свободной форме.

Результат обрабатывается и заносится в таблицу. Результат высчитывается по формуле: p= K/N* 100, где р –это % детей в этой категории, К – количество детей, выбравших суждение, N- количество детей в классе (участники опроса).

Такой прием можно провести среди родителей и сравнить результаты.

Я провела опрос в двух классах и получила следующие результаты:

3 «Б» класс: из 23 учащихся, принявших участие в опросе, 21 выбрали первое утверждение и 2 –второе. % составил – 91.

2 «Д» класс: из 27 учащихся первое утверждение выбрали 26 человек, 1 выбрал второе. % составил – 96%.

Опрос проводился анонимно.

Второй прием позволяет проверить температуру чтения в данном классе.

Какими словами можно охарактеризовать твое отношение к чтению-

Очень дружеское, дружеское, безразличное, неприязненное, враждебное.

Каждое слово оценивается определенным количеством баллов: очень дружеское -2б, дружеское -1б, безразличное – 0б, неприязненное - -1б, враждебное - -2б.

В 3 «Б» классе из 23 учащихся 18 выбрали «очень дружеское», 5 человек – дружеское.

Во 2 «Д» - из 27 учащихся 10 выбрали «очень дружеское», 14 – дружеское,

2 – безразличное, 1- неприязненное.

Таким образом, определилась температура чтения в данных классах: в 3 «Б»- лицейском классе – высокая; во 2 «Д» - общеобразовательном, теплая.

Таким образом, видно, где и над чем следует работать учителю.

Задачи, которые стоят передо мной, это:

  1. Сформировать позитивное отношение к чтению;

  2. Сделать чтение привлекательным;

  3. Повысить температуру чтения.

Какими приемами и техниками я пользуюсь для решения вышепоставленных задач?

Формирую у ребят умение думать над прочитанным. Понимать произведение помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов.

"Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф. Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто?

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...? 

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?


Предлагаю фрагмент урока литературного чтения по теме: Н. Носов «Приключения Незнайки».

Домашним заданием было: составить вопросы к сказке.

При проверке домашнего задания все вопросы были выслушаны, составлены в таблицу «тонкие» и «толстые» вопросы.

Тонкие Толстые

Кто главный герой произведения? Почему вы считаете, что герой

О чем эта история? действительно ничего не знает?

Что произошло с героем? Как вы думаете, что произойдет,

Согласны ли вы с тем, что автор если все друзья героя станут

назвал героя Незнайкой? «незнайками?»

С какой целью автор написал это

произведение?

Как вы думаете, может ли Незнайка

исправиться и что для этого сделать?

С целью формирования функционального чтения использую следующие виды и приемы чтения:

просмотровое: анализ заголовка, просмотр рисунков, знакомство со структурой, знакомство с аннотацией (если есть);

Ознакомительное: чтение по абзацам, выделение значимой информации, расстановка условных знаков;

Изучающее: выделение смысловых частей, поиск ключевых слов, выявление деталей, подтекстовой информации, сопоставление вопросов, составление плана;

Рефлексивное: возврат к заглавию, иллюстрации, обобщающая беседа, сведения об авторе, творческие задания.

Вы, конечно же, заметили, что формирование функционального чтения

можно строить на основе технологии критического мышления, используя пирамиду Блума.

В качестве практической работы предлагаю вам текст «На муравьиной тропе».

Прочтите его в группе и составьте вопросы по Блуму.

На муравьиной тропе.

Муравьи все вместе живут в муравейнике. Когда один муравей находит пищу, он прокладывает к ней дорожку для всех остальных. Чтобы в этом убедиться, надо провести эксперимент. Для этого надо найти муравейник. Тебе также будут необходимы следующие материалы: лист бумаги, маленький кусочек яблока, горсть земли.

  1. Положи кусочек яблока на бумагу и придвинь бумагу к входу в муравейник. Дождись, когда несколько муравьев обнаружат яблоко. Они все будут двигаться по одной дорожке.

  2. Передвинь яблоко. Последуют ли муравьи за ним?

  3. Теперь насыпь на бумагу землю, чтобы накрыть дорожку. Муравьи некоторое время будут суетиться вокруг. Прокладывают ли они новую дорожку?

Что происходит? Почему?

Даже после того, как пища была Как только муравей находит

передвинута, муравьи все еще какую – либо пищу, он выделяет

бегают по старой дорожке до тех специальные химические вещества,

пор, пока не будет проложена оставляют след с запахом. Другие

новая дорожка. муравьи из муравейника

чувствуют этот запах при помощи

своих усиков –антенн.

Заслушать спикеров групп.

Примерные задания по Блуму:

Уровень

Задания

Знание

Где живут муравьи?

Как живут муравьи?

Перечисли необходимые предметы для проведения эксперимента.

Понимание

Верное/неверное утверждение

Муравьи выделяют специальные химические вещества.

Муравьи не чувствуют запахов.

Усики нужны муравьям для слуха.

Применение

Даем рисунки насекомых. Отметь усики-антенны у муравья.

Анализ

1. Для чего в данном эксперименте необходимо яблоко? 2. Зачем на бумагу насыпают землю? 3. Для чего муравьи выделяют специальные химические вещества?

Синтез

1.Заполни пропуски в предложении подходящими по смыслу словами.

( Предложения из текста перефразированы!)

2.Почему муравьи начали суетиться, когда на бумагу насыпали землю?

Оценка

Как будут вести себя муравьи, если им положить кусочек банана?

Что в поведении муравьев удивило тебя больше всего?



В завершение своего выступления хочу сказать, что при условии использования в своей работе передовых педагогических технологий, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, т.е. формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК.
























КГУ «Школа – лицей №6 г. Экибастуза»







Доклад на августовскую конференцию.

Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения.

Докладчик: Мусаипова Гульжан Абильмажитовна

учитель начальных классов



2015-16уч.г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!