УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Богачева Оксана Николаевна
МБОУ «Гимназия№5»
учитель начальных классов
I квалификационной категории
т. 89069001515
Истинное знание состоит не в знакомстве фактами,
которые делают человека лишь педантом, а в
использовании фактов,
которые делают его философом.
Генри Томас Бокль
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Сегодня обучение в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся.
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это определенный уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Научное понятие понятия «функциональной грамотности» звучит так – это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Ведущий российский психолог и лингвист Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
В наше время стремительно развиваются информационные технологии. И на каждого (включая детей) ежечасно обрушивается огромный поток информации, и если раньше ее источником были газеты, журналы и ТВ, то сегодня – это глобальная всемирная сеть. И поэтому важнейшим умением сегодня, становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в обучении переносится со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность. «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Формировать читательскую грамотность необходимо на всех уроках. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Основной целью уроков литературного чтения в начальной школе является не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного, смыслового прочтения.
Многолетний опыт работы в школе показывает, что многие учителя начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделяли технической стороне чтения. Но в современном обществе умение школьников читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение».
Как же работать с текстом на уроках чтения?
Во-первых, в начальной школе мы учим детей медленному чтению художественного текста, потому что ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, должен уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, а также он должен уметь сопереживать и уметь делать элементарный анализ прочитанного.
Во-вторых, нужно понять, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для самого себя, а, значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор.
В-третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению про себя.
Существует несколько видов текста с которыми мы встречаемся на уроках литературного чтения и в жизни. При работе с познавательными и информационными текстами дети должны научиться добывать информацию из текста и уметь находить подобную в различных источниках, согласно заданной теме.
Познавательные и информационные тексты стремятся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, сведения об истории развития общества и человеческой мысли. Чтение познавательных произведений расширяют общий кругозор.
Например, в литературном чтении Л.Ф. Климановой Л.А. Виноградской и В.Г. Горецкого в разделе «Люблю все живое» даётся для изучения произведение В. Бианки «Приключения Муравьишки». Дети узнают из текста не только о муравье, но и о других насекомых, об их образе жизни. Поэтому при задании на дом, прошу ребят найти научные сведения об одном из насекомых встретившимся в этом произведении и подготовить презентацию или сообщение о нем.
Чаще всего на уроках литературного чтения мы работаем со сплошными текстами. Но в жизни нередко нам и детям встречаются несплошные тексты – это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом; сочетающие в себе несколько источников информации например: билеты в театр, на транспорт т.п.; доска объявлений; графики, диаграммы, схемы(кластеры), таблицы. Поэтому, на уроках литературного чтения, в рубрике «Наш театр», я всегда прошу детей подготовить объявление на театрализованное представление, в котором будет указано название произведения, фамилию автора, время и место, где оно будет проводиться, а также фамилии артистов. Детям очень нравятся такие задания, и они с удовольствием их выполняют.
Встречаются в наших учебниках и составные или множественные тексты. Составные (множественные) тексты – это тексты, включающие несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным. При разборе таких текстов мы учим детей сопоставлять их, выявлять противоречия, сравнивать и делать выводы. Например, в первой части учебника «Литературное чтение» за 3 класс дается два произведения – «Барсучий нос» К. Паустовского и «Барсук» из энциклопедии. Анализируя эти произведения, дети выясняют, чем похожи эти тексты и чем отличаются. В первую очередь определяют типы текстов, затем выясняют особенности каждого текста, находят общее и различное.
При работе с любым текстом я выделяю три этапа: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».
Первый этап – это работа с текстом до чтения или прогнозирование.
1. Ученики читают фамилию автора, заглавие произведения, затем рассматривают иллюстрацию, если она есть, потом высказывают свои предположения о героях, теме и содержании.
2. Ученики читают вслух ключевые слова, которые учитель заранее записывает на доске и уточняют свои предположения о теме произведения, героях и развитии действия.
Второй этап – это работа с текстом во время чтения.
1. Дети самостоятельно читают текст про себя для того, чтобы проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
2. Чтение вслух детьми по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание.
3. После прочтения всего произведения задается уточняющий вопрос на понимание содержания в целом.
4. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?
Третий этап – это работа с текстом после чтения
1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. В ходе ответов детей и беседы, дети должны понять авторский замысел, «спрятанный между строк».
2. Затем учитель снова обращается к заглавию произведения и иллюстрации. В беседе о смысле заглавия, дети выясняют тему текста. Далее учитель обязательно задает вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в изображении фрагмента.
3. Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Для обучающихся 3-4 классов рассказ учителя о писателе можно чередовать с сообщениями, которые дети готовят самостоятельно. Но это совсем не означает, что все уроки работы с текстом должны быть одинаковыми по своей структуре и организации.
Главная цель учителя - научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, я создаю такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.
Список литературы
-
Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение: 3–й класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2019.
- Функциональная грамотность младших школьников. Пособия по работе с текстом от издательства «ПЛАНЕТА»; https://www.planeta-kniga.ru/blog/funkcionalnaja-gramotnost-mladshih-shkolnikov/
-
Кубасова О. В. Учим быть успешными. Формирование функциональной грамотности средствами курса «Литературное чтение». https://www.lbz.ru/
-
Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. 3-е изд. М.: Учпедгиз, 1963.
-
Соболева О. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст: пос. для учителей нач. классов. М.: Баласс, 2010.