Развитие и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках технологии
Сафонова О. И. МБОУ СОШ№13
г. Орел
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Классификация ОВЗ по ФГОС
Два образовательных стандарта: дети с ОВЗ и дети с умственной отсталостью
9 вариантов обучения:
- Глухие
- Слаболышащие
- Слепые
- Слабовидящие
- С нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
- С задержкой психического развития (ЗПР)
- С тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
- С расстройствами аутического спектра (РАС)
- С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Инклюзивное образование
Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании .
В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 N 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида .
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися , так и в отдельных классах , группах или в отдельных организациях , осуществляющих образовательную деятельность .
- адаптированная основная общеобразовательная программа ;
- адаптированная рабочая программа , разрабатываемая с учетом индивидуальных особенностей ребенка ;
Программно - методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса
- программа коррекционной работы , являющаяся составной частью основной образовательной программы , разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ .
Особенности организации работы с обучающимися с ОВЗ на уроках технологии
Особенности организации работы с обучающимися с ОВЗ на уроках технологии
- К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того , что он не может сделать , учитывать психологическое состояние на конкретный момент ;
- Чаще включать в урок коллективные , групповые виды деятельности , предусматривающие взаимопомощь ;
Особенности
организации работы с обучающимися с ОВЗ на уроках технологии
- Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок , а участие в коллективной работе , поддерживать желание работать ( лучший стимул - похвала );
- Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося , благоприятных отношений между школниками я в классе , между учеником и учителем ;
Особенности организации работы с обучающимися с ОВЗ на уроках технологии
- Проявление педагогического такта . Постоянное поощрение за малейшие успехи , своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку , развитие в нём веры в собственные силы и возможности .
- Поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей , закрепление любых , пусть минимальных успехов , развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности .
Особенности организации работы с обучающимися с ОВЗ на уроках технологии
1 вариант .
Методы обучения
диалогические формы обучения ( беседы , обсуждения , лекции ); проблемные ситуации , споры , дискуссии ;
метод проектов или его элементы ; элементы программированного обучения ;
познавательные и дидактические игры , игровые технологии ; информационно - коммуникативные технологии ;
наглядный , демонстрационный , аудио - и видеоматериал ; активные методы обучения
сочетание индивидуальных , групповых и фронтальных форм учебной работы ;
увеличение кооперированно - груповых и особенно коллективных форм обучения ;
Методы обучения
- совместное оценивание ( привлечение учащихся к оценочной деятельности );
- создание ситуации успеха на уроке ;
- рассмотрение привычных , обычных , знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения ;
- анализ жизненных ситуаций , обращение к личному опыту ученика ;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке ;
- поощрение учащихся ;
- вера учителя в возможности ученика ( сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним ).
Д ля обучения детей с ОВЗ педагогу нужно иметь соответствующую профстандарту квалификацию и знать :
- методы выявления поведенческих и личностных особенностей обучающихся ;
- правила применения психолого - педагогических технологий в работе ;
- методику разработки индивидуальных и рабочих учебных программ для детей с ОВЗ ;
- порядок проведения коррекционно - развивающих занятий .
Educate and Inspire