СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие и размножение кукушкина льна

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая презентация

Просмотр содержимого документа
«Развитие и размножение кукушкина льна»

Кукушкин Лён – жизненый цикл

Кукушкин Лён – жизненый цикл

Цель урока: ЦЕЛИ УРОКА: Ознакомиться с особенностями размножения и развития мхов  Научиться сравнивать и различать на рисунках.

Цель урока:

  • ЦЕЛИ УРОКА:
  • Ознакомиться с особенностями размножения и развития мхов
  • Научиться сравнивать и различать на рисунках.
Отдел мхи.  Кукушкин лен.

Отдел мхи. Кукушкин лен.

 Кукушкин лен (мох). -растет на болотах , в хвойных лесах , тундрах , образует плотные дернины(сплошной покров); - двудомное растение (отдельно мужское растение , отдельно женское); - стебли буровато зеленые , неветвящиеся , густо покрыты узкими листьями; - корней нет , вместо них ризоиды; -есть покровная и проводящая ткани….

Кукушкин лен (мох).

  • -растет на болотах , в хвойных лесах , тундрах , образует плотные дернины(сплошной покров);
  • - двудомное растение (отдельно мужское растение , отдельно женское);
  • - стебли буровато зеленые , неветвящиеся , густо покрыты узкими листьями;
  • - корней нет , вместо них ризоиды;
  • -есть покровная и проводящая ткани….
Размножение мха. На верхушках мужских растений образуются сперматозоиды , а на женских –яйцеклетки. В дождливую погоду мужские гаметы(половые клетки) попадают на женские и происходит оплодотворение , образуется зигота. На следующий год из зиготы развивается женское растение – на длинной ножке (женское растение после оплодотворения),вверху - коробочка со спорами. Ножка раскачивается и служит для разбрасывания спор.

Размножение мха.

На верхушках мужских растений образуются сперматозоиды , а на женских –яйцеклетки.

В дождливую погоду мужские гаметы(половые клетки) попадают на женские и происходит оплодотворение , образуется зигота.

На следующий год из зиготы развивается женское растение – на длинной ножке (женское растение после оплодотворения),вверху - коробочка со спорами.

Ножка раскачивается и служит для разбрасывания спор.

Размножение мха. Внутри коробочки - спорангий со спорами. Когда споры созревают ,крышечка раскрывается и споры рассеиваются. Спора попадает на влажную почву и прорастает. Из нее образуется тонкая зеленая нить, которая ветвится , на ней появляются почки, а далее растение.

Размножение мха.

  • Внутри коробочки - спорангий со спорами.
  • Когда споры созревают ,крышечка раскрывается и споры рассеиваются.
  • Спора попадает на влажную почву и прорастает.
  • Из нее образуется тонкая зеленая нить, которая ветвится , на ней появляются почки, а далее растение.
Кукушкин лён-зеленый мох.  Двудомное растение! Спорофит «паразитирует» на гаметофите !

Кукушкин лён-зеленый мох. Двудомное растение! Спорофит «паразитирует» на гаметофите !

Для оплодотворения нужна вода! На гаметофитах-гаметы (n) –обр-ся митозм На спорофите споры (n) обр-ся мейозом ЖЦ мхов Гаметофит преобладает!

Для оплодотворения нужна вода!

На гаметофитах-гаметы (n) –обр-ся митозм

На спорофите споры (n) обр-ся мейозом

ЖЦ мхов

Гаметофит преобладает!

  • Жизненный цикл зеленого мха кукушкина льна
  • При созревании яйцеклетки (n) в архегонии (n ) – женский гаметофит (n ) образуется узкий слизистый канал, по которому сперматозоид (n ) может достичь яйцеклетки, которая неподвижна. Сперматозоиды образуются в другом месте - антеридиях, (n ) на мужском гаметофите (n ), и, чтобы добраться до архегониев, им обязательно нужна вод а . Именно поэтому мхи обитают во, влажной среде где условия для размножения наиболее благоприятные.
  • Сперматозоид обладает хемотаксисом к слизи в канале архегония. Хемотаксис - движение организма под влиянием химических веществ.
  • В период обильных дождей сперматозоид достигает яйцеклетки в архегонии (на женском гаметофите), гаметы сливаются, и образуется зигота (2n). В дальнейшем из зиготы прорастает спорофит, имеющий вид коробочки на ножке (2n) . Отметим, что спорофит, по сути "паразитирует" на гаметофите (n), от которого зависит полностью.
  • В коробочке спорофита из материнских клеток (2n) образуются споры (n) путем мейоза . Высыпаясь из коробочки, спора попадает в почву, где прорастает в протонему . Протонема - нитчатое образование, ранняя стадия развития гаметофита - листостебельного растения (n) .
  • На женских гаметофитах развиваются архегонии, на мужских - антеридии, в которых образуются гаметы . Цикл замыкается. Хотелось бы еще один раз подчеркнуть: спорофит у мхов редуцирован , низведен до уровня полностью зависимого придатка гаметофита, растущего прямо на гаметофите и питающегося за счет него.
  • Гаметофит доминирует в жизненном цикле и представлен зеленым листостебельным растением.

Установите правильную последовательность смены стадий в цикле развития мха, начиная с образования спор. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) формирование взрослого гаметофита  2) образование спор  3) образование спорофита  4) образование зелёной нити (протонемы)  5) оплодотворение
  • Установите правильную последовательность смены стадий в цикле развития мха, начиная с образования спор. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) формирование взрослого гаметофита 2) образование спор 3) образование спорофита 4) образование зелёной нити (протонемы) 5) оплодотворение

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, характеризуют диплоидную стадию развития мха . Определите два признака, выпадающие из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.  1. заросток2. спора3. спорофит4. зигота5. спорангий
  • Все приведённые ниже признаки, кроме двух, характеризуют диплоидную стадию развития мха . Определите два признака, выпадающие из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  • 1. заросток2. спора3. спорофит4. зигота5. спорангий
Укажите чем представлены половое и бесполое поколения моховидных растений. Почему мхи не встречаются в сухих местах.
  • Укажите чем представлены половое и бесполое поколения моховидных растений. Почему мхи не встречаются в сухих местах.
Ответ 1) Половым поколением мхов являются взрослые мхи - листостебельные растения (побеги), гаметофиты (n)  2) Бесполое поколение мхов - коробочка на ножке, спорофит (2n), который растет прямо на гаметофите и фактически паразитирует на гаметофите; спорофит (2n) развивается из зиготы (2n) путем митоза на женском гаметофите  3) В сухих местах мхи не встречаются, так как процесс оплодотворения связан с наличием воды - их размножение происходит только во влажной среде (сперматозоид без воды не попадет с мужского гаметофита на женский гаметофит)

Ответ

  • 1) Половым поколением мхов являются взрослые мхи - листостебельные растения (побеги), гаметофиты (n) 2) Бесполое поколение мхов - коробочка на ножке, спорофит (2n), который растет прямо на гаметофите и фактически паразитирует на гаметофите; спорофит (2n) развивается из зиготы (2n) путем митоза на женском гаметофите 3) В сухих местах мхи не встречаются, так как процесс оплодотворения связан с наличием воды - их размножение происходит только во влажной среде (сперматозоид без воды не попадет с мужского гаметофита на женский гаметофит)
Характеристика мхов. 1) произошли от водорослей; 2) есть стебли и листья; 3)корней нет , есть ризоиды; 4) оплодотворение возможно только при помощи воды; 5)из зиготы образуется коробочка со спорами; 6) из споры – тонкая зеленая нить.

Характеристика мхов.

  • 1) произошли от водорослей;
  • 2) есть стебли и листья;
  • 3)корней нет , есть ризоиды;
  • 4) оплодотворение возможно только при помощи воды;
  • 5)из зиготы образуется коробочка со спорами;
  • 6) из споры – тонкая зеленая нить.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!