СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2024 Октябрь Биология Вариант 6

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 24207

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

 

Уровень Пример
Генофонд всех особей вида Байкальской нерпы
Клеточный Эритроцит

        2.  Тип 2 № 45714

Экспериментатор ввёл инсулин в тело мыши. Как изменились количество глюкозы и гликогена в организме? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Уменьшилась.

2.  Не изменилась.

3.  Увеличилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Количество глюкозы Количество гликогена

        3.  Тип 3 № 4615

Число хромосом в лейкоцитах  — клетках крови  — человека равно... В ответ запишите только соответствующее число хромосом.

        4.  Тип 4 № 21264

Какова вероятность рождения здоровых мальчиков в семье, где мать здорова, а отец болен гипертрихозом  — болезнью, обусловленной наличием гена, сцепленного с Y-⁠хромосомой?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

        5.  Тип 5 № 51026

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Укажите номер, обозначающий на схеме стадию клеточного цикла, во время которой происходит удвоение ДНК.

        6.  Тип 6 № 51027

Установите соответствие между процессами и стадиями клеточного цикла, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ПРОЦЕССЫ

 

А)  Формирование веретена деления

Б)  Расположение хромосом по экватору клетки

В)  Движение хромосом к полюсам

Г)  Деление центромер хромосом

Д)  Компактизация хромосом

Е)  Формирование ядерной оболочки

 

 

 

СТАДИИ КЛЕТОЧНОГО

ЦИКЛА

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е

        7.  Тип 7 № 46179

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных ниже характеристик можно использовать для описания методов селекции микроорганизмов?

 

1.  Гибридизация разных штаммов.

2.  Отбор по экстерьеру.

3.  Инбридинг.

4.  Искусственный мутагенез.

5.  Генная инженерия.

6.  Метод ментора.

        8.  Тип 8 № 46259

Установите последовательность этапов биотехнологии получения инсулина. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Выделение из бактерии плазмиды.

2.  Культивирование исходного штамма кишечной палочки на питательной среде.

3.  Отбор бактериальных клеток с рекомбинантными плазмидами и их культивация.

4.  Встраивание гена инсулина в плазмиду.

5.  Экстракция и очистка инсулина.

        9.  Тип 9 № 52111

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначен процесс опыления?

        10.  Тип 10 № 52112

Рассмотрите схему жизненного цикла голосемянного растения. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Женский гаметофит

Б)  Мужской гаметофит

В)  Имеет зародышевую почку

Г)  Формирует яйцеклетку

Д)  Часть семени

Е)  Находится в семязачатках

 

 

 

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е

        11.  Тип 11 № 35561

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то этому животному присущи:

 

1)  четырёхкамерное сердце;

2)  наличие диафрагмы;

3)  кожные покровы с чешуйками или щитками;

4)  непостоянная температура тела;

5)  ячеистые лёгкие;

6)  развитие зародыша в матке.

        12.  Тип 12 № 10803

Установите иерархическую последовательность систематических категорий в царстве растений, начиная с наибольшей.

 

1.  Двудольные.

2.  Покрытосеменные.

3.  Петунья.

4.  Петунья гибридная.

5.  Пасленовые.

        13.  Тип 13 № 54851

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Какой цифрой на рисунке обозначена сальная железа?

        14.  Тип 14 № 54852

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Содержит клетки, запасающие липиды

Б)  Место расположения большинства кожных рецепторов

В)  Ороговевающий слой

Г)  Содержит потовые железы

Д)  Постоянно отмирающие и отслаивающиеся клетки

Е)  Слой обильно пронизан кровеносными и лимфатическими сосудами

 

 

 

СТРУКТУРА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е

        15.  Тип 15 № 10217

Поджелудочная железа в организме человека:

 

1)  участвует в иммунных реакциях;

2)  соединена с желудком;

3)  соединена с тонким кишечником;

4)  образует гормоны;

5)  выделяет желчь;

6)  выделяет пищеварительные ферменты.

        16.  Тип 16 № 10815

Установите правильную последовательность расположения отделов ствола головного мозга, по направлению от спинного мозга.

 

1.  Промежуточный мозг.

2.  Продолговатый мозг.

3.  Средний мозг.

4.  Мост.

        17.  Тип 17 № 40929

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Пеночка-⁠весничка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Пеночка-⁠весничка  — певчая птица, встречающаяся почти по всей Европе. (2) Весничка отличается от других видов пеночек тем, что избегает селиться в глубине леса и держится на опушках. (3) Зелёная или оливковая спинка птиц делает их практически незаметными среди листвы. (4) Широкая пищевая специализация позволяет им легко переходить с одного корма на другой в зависимости от их обилия. (5) Своих птенцов веснички выкармливают мелкими мягкими насекомыми. (6) За лето они успевают воспитать два выводка. (7) Половая зрелость у птенцов наступает в возрасте одного года.

        18.  Тип 18 № 16773

Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит:

 

1)  наличие воскового налёта на листьях;

2)  цветение до распускания листьев;

3)  образование многочисленных устьиц на листьях;

4)  способность накапливать воду в тканях;

5)  ярусное расположение организмов;

6)  глубоко уходящая в почву корневая система.

        19.  Тип 19 № 20912

Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ОРГАНИЗМ

 

А)  холерный вибрион

Б)  бактерия брожения

В)  туберкулезная палочка

Г)  столбнячная палочка

Д)  сенная палочка

Е)  почвенная бактерия

 

 

 

ТРОФИЧЕСКАЯ ГРУППА

 

1)  сапротрофы

2)  паразиты

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

A Б В Г Д Е

        20.  Тип 20 № 20942

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

 

 

Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза
А возбуждение хлорофилла световая
строма хлоропласта Б темновая
мембраны тилакоидов синтез АТФ В

 

Список терминов и понятий

1.  Мембраны тилакоидов.

2.  Световая фаза.

3.  Фиксация неорганического углерода.

4.  Фотолиз воды.

5.  Темновая фаза.

6.  Цитоплазма клетки.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

A Б В

        21.  Тип 21 № 21758

Проанализируйте таблицу «Примерное содержание и соотношение четырёх азотистых оснований у разных организмов».

 

 

Организмы Нуклеотиды, содержащие данное основание в % Отношение основании
А Т Г Ц А/Т Г/Ц
Человек 30,9

 

29.4 19,9 19,8 1,05

 

1,00
Пшеница 27,3 27,1 22,7

 

22,8

 

1,01 1,00

 

Курица 28,8

 

29,2 20,5 21,5 1,02 0,95

 

 

Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основании полученных результатов.

 

1.  ДНК человека, курицы и пшеницы состоят из нуклеотидов, содержащих одно из четырех азотистых оснований.

2.  Количество аденина одинаково у всех видов.

3.  Пшеница содержит меньше генов, чем курица.

4.  Азотистые основания соединены в соответствии с правилом комплементарности.

5.  Соотношения А/Т и Г/Ц приблизительно равны 1.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

        22.  Тип 22 № 52279

Ученым был проведен эксперимент с водным растением элодеей. В три конические воронки помещались по 10 одинаковых веточек этого растения. Воронки погружались на дно трех аквариумов, поверх воронок устанавливались пробирки с водой, как показано на рисунке. Каждый аквариум освещался в течение 1 ч светом определенной длины волны (420 нм, 550 нм и 670 нм), после чего измерялся уровень воды в пробирках. Результаты приведены в таблице.

 

Длина световой волны, нм Уровень воды в пробирке, см
420 16,5
550 18,3
670 15,8

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в конические воронки помещались строго равное количество одинаковых веточек растения элодеи? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что температура воды в трёх ёмкостях была разной?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

          23.  Тип 23 № 56249

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Учёный изучал калорийность различных зерновых продуктов. Для этого определённое количество продукта помещалось в специальный держатель и поджигалось. Количество выделенной энергии определялось по изменению температуры воды в стакане, размещённом непосредственно над горящим продуктом. Измеренная калорийность приведена в таблице ниже.

 

 

Продукт Энергия сгорания, ккал/100 г
Гречневая крупа 100,00
Длиннозёрный рис 87,08
Круглозёрный рис 90,43
Дикий (чёрный) рис 59,81
Дроблёные овсяные хлопья 90,20
Цельные овсяные хлопья 40,67
Пшённая крупа 170,10

У экспериментатора получилось, что измеренная его способом калорийность не совпала с указанной на упаковке. Предположите, почему так могло получиться. Каким цифрам стоит доверять при определении калорийности продукта  — измеренным путём сжигания или указанным на упаковке? Поясните свой ответ.

          24.  Тип 24 № 19406

Во время эксперимента учёный измерял скорость фотосинтеза в зависимости от света. Концентрацию углекислого газа и температуру он поддерживал постоянными. Объясните, почему при повышении интенсивности света активность фотосинтеза сначала растёт, но начиная с определённой интенсивности перестаёт расти и выходит на плато (см. график).

          25.  Тип 25 № 24261

В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определённом направлении. Кругооборот крови по большому кругу кровообращения происходит примерно за 20 секунд, по малому кругу  — в 5 раз быстрее. Вследствие каких причин происходит движение крови? Дайте аргументированный ответ. Приведите не менее четырёх факторов.

          26.  Тип 26 № 41122

У покрытосеменных растений после оплодотворения, происходящего в зародышевом мешке, развивается семя. В семени покрытосеменных формируются зародыш и триплоидный эндосперм. У голосеменных растений в семени также содержится эндосперм, однако у них он гаплоидный. Сходство в строении органов размножения покрытосеменных и голосеменных растений является доказательством их эволюционного родства. Какие из перечисленных структур семенных растений можно считать гомологичными, а какие аналогичными? Ответ аргументируйте.

          27.  Тип 27 № 13944

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

          28.  Тип 28 № 21793

У человека альбинизм наследуется как аутосомный рецессивный признак, а дальтонизм, как признак, сцепленный с Х-⁠хромосомой. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства и их процентное соотношение от брака гетерозиготной по первому признаку здоровой женщины, не несущей гена дальтонизма, и мужчины дальтоника и альбиноса. Какие законы наследования проявляются в данном случае?

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2024 Октябрь Биология Вариант 6»

1.  Тип 1 № 24207

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

Уровень

Пример

Генофонд всех особей вида Байкальской нерпы

Клеточный

Эритроцит

2.  Тип 2 № 45714

Экспериментатор ввёл инсулин в тело мыши. Как изменились количество глюкозы и гликогена в организме? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Уменьшилась.

2.  Не изменилась.

3.  Увеличилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Количество глюкозы

Количество гликогена

3.  Тип 3 № 4615

Число хромосом в лейкоцитах  — клетках крови  — человека равно... В ответ запишите только соответствующее число хромосом.

4.  Тип 4 № 21264

Какова вероятность рождения здоровых мальчиков в семье, где мать здорова, а отец болен гипертрихозом  — болезнью, обусловленной наличием гена, сцепленного с Y-⁠хромосомой?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

5.  Тип 5 № 51026

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Укажите номер, обозначающий на схеме стадию клеточного цикла, во время которой происходит удвоение ДНК.

6.  Тип 6 № 51027

Установите соответствие между процессами и стадиями клеточного цикла, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ПРОЦЕССЫ

А)  Формирование веретена деления

Б)  Расположение хромосом по экватору клетки

В)  Движение хромосом к полюсам

Г)  Деление центромер хромосом

Д)  Компактизация хромосом

Е)  Формирование ядерной оболочки

СТАДИИ КЛЕТОЧНОГО

ЦИКЛА

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

7.  Тип 7 № 46179

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных ниже характеристик можно использовать для описания методов селекции микроорганизмов?

 

1.  Гибридизация разных штаммов.

2.  Отбор по экстерьеру.

3.  Инбридинг.

4.  Искусственный мутагенез.

5.  Генная инженерия.

6.  Метод ментора.

8.  Тип 8 № 46259

Установите последовательность этапов биотехнологии получения инсулина. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Выделение из бактерии плазмиды.

2.  Культивирование исходного штамма кишечной палочки на питательной среде.

3.  Отбор бактериальных клеток с рекомбинантными плазмидами и их культивация.

4.  Встраивание гена инсулина в плазмиду.

5.  Экстракция и очистка инсулина.

9.  Тип 9 № 52111

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначен процесс опыления?

10.  Тип 10 № 52112

Рассмотрите схему жизненного цикла голосемянного растения. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Женский гаметофит

Б)  Мужской гаметофит

В)  Имеет зародышевую почку

Г)  Формирует яйцеклетку

Д)  Часть семени

Е)  Находится в семязачатках

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

11.  Тип 11 № 35561

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то этому животному присущи:

 

1)  четырёхкамерное сердце;

2)  наличие диафрагмы;

3)  кожные покровы с чешуйками или щитками;

4)  непостоянная температура тела;

5)  ячеистые лёгкие;

6)  развитие зародыша в матке.

12.  Тип 12 № 10803

Установите иерархическую последовательность систематических категорий в царстве растений, начиная с наибольшей.

 

1.  Двудольные.

2.  Покрытосеменные.

3.  Петунья.

4.  Петунья гибридная.

5.  Пасленовые.

13.  Тип 13 № 54851

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Какой цифрой на рисунке обозначена сальная железа?

14.  Тип 14 № 54852

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Содержит клетки, запасающие липиды

Б)  Место расположения большинства кожных рецепторов

В)  Ороговевающий слой

Г)  Содержит потовые железы

Д)  Постоянно отмирающие и отслаивающиеся клетки

Е)  Слой обильно пронизан кровеносными и лимфатическими сосудами

СТРУКТУРА

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

15.  Тип 15 № 10217

Поджелудочная железа в организме человека:

 

1)  участвует в иммунных реакциях;

2)  соединена с желудком;

3)  соединена с тонким кишечником;

4)  образует гормоны;

5)  выделяет желчь;

6)  выделяет пищеварительные ферменты.

16.  Тип 16 № 10815

Установите правильную последовательность расположения отделов ствола головного мозга, по направлению от спинного мозга.

 

1.  Промежуточный мозг.

2.  Продолговатый мозг.

3.  Средний мозг.

4.  Мост.

17.  Тип 17 № 40929

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Пеночка-⁠весничка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Пеночка-⁠весничка  — певчая птица, встречающаяся почти по всей Европе. (2) Весничка отличается от других видов пеночек тем, что избегает селиться в глубине леса и держится на опушках. (3) Зелёная или оливковая спинка птиц делает их практически незаметными среди листвы. (4) Широкая пищевая специализация позволяет им легко переходить с одного корма на другой в зависимости от их обилия. (5) Своих птенцов веснички выкармливают мелкими мягкими насекомыми. (6) За лето они успевают воспитать два выводка. (7) Половая зрелость у птенцов наступает в возрасте одного года.

18.  Тип 18 № 16773

Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит:

 

1)  наличие воскового налёта на листьях;

2)  цветение до распускания листьев;

3)  образование многочисленных устьиц на листьях;

4)  способность накапливать воду в тканях;

5)  ярусное расположение организмов;

6)  глубоко уходящая в почву корневая система.

19.  Тип 19 № 20912

Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ

А)  холерный вибрион

Б)  бактерия брожения

В)  туберкулезная палочка

Г)  столбнячная палочка

Д)  сенная палочка

Е)  почвенная бактерия

ТРОФИЧЕСКАЯ ГРУППА

1)  сапротрофы

2)  паразиты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

20.  Тип 20 № 20942

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из приложенного списка.

 

Место протекания процесса

Процесс

Фаза фотосинтеза

А

возбуждение хлорофилла

световая

строма хлоропласта

Б

темновая

мембраны тилакоидов

синтез АТФ

В

 

Список терминов и понятий

1.  Мембраны тилакоидов.

2.  Световая фаза.

3.  Фиксация неорганического углерода.

4.  Фотолиз воды.

5.  Темновая фаза.

6.  Цитоплазма клетки.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

21.  Тип 21 № 21758

Проанализируйте таблицу «Примерное содержание и соотношение четырёх азотистых оснований у разных организмов».

 

Организмы

Нуклеотиды, содержащие данное основание в %

Отношение основании

А

Т

Г

Ц

А/Т

Г/Ц

Человек

30,9

29.4

19,9

19,8

1,05

1,00

Пшеница

27,3

27,1

22,7

22,8

1,01

1,00

Курица

28,8

29,2

20,5

21,5

1,02

0,95

 

Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основании полученных результатов.

 

1.  ДНК человека, курицы и пшеницы состоят из нуклеотидов, содержащих одно из четырех азотистых оснований.

2.  Количество аденина одинаково у всех видов.

3.  Пшеница содержит меньше генов, чем курица.

4.  Азотистые основания соединены в соответствии с правилом комплементарности.

5.  Соотношения А/Т и Г/Ц приблизительно равны 1.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.  Тип 22 № 52279

Ученым был проведен эксперимент с водным растением элодеей. В три конические воронки помещались по 10 одинаковых веточек этого растения. Воронки погружались на дно трех аквариумов, поверх воронок устанавливались пробирки с водой, как показано на рисунке. Каждый аквариум освещался в течение 1 ч светом определенной длины волны (420 нм, 550 нм и 670 нм), после чего измерялся уровень воды в пробирках. Результаты приведены в таблице.

Длина световой волны, нм

Уровень воды в пробирке, см

420

16,5

550

18,3

670

15,8

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в конические воронки помещались строго равное количество одинаковых веточек растения элодеи? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что температура воды в трёх ёмкостях была разной?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

23.  Тип 23 № 56249

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Учёный изучал калорийность различных зерновых продуктов. Для этого определённое количество продукта помещалось в специальный держатель и поджигалось. Количество выделенной энергии определялось по изменению температуры воды в стакане, размещённом непосредственно над горящим продуктом. Измеренная калорийность приведена в таблице ниже.

 

Продукт

Энергия сгорания, ккал/100 г

Гречневая крупа

100,00

Длиннозёрный рис

87,08

Круглозёрный рис

90,43

Дикий (чёрный) рис

59,81

Дроблёные овсяные хлопья

90,20

Цельные овсяные хлопья

40,67

Пшённая крупа

170,10

У экспериментатора получилось, что измеренная его способом калорийность не совпала с указанной на упаковке. Предположите, почему так могло получиться. Каким цифрам стоит доверять при определении калорийности продукта  — измеренным путём сжигания или указанным на упаковке? Поясните свой ответ.

24.  Тип 24 № 19406

Во время эксперимента учёный измерял скорость фотосинтеза в зависимости от света. Концентрацию углекислого газа и температуру он поддерживал постоянными. Объясните, почему при повышении интенсивности света активность фотосинтеза сначала растёт, но начиная с определённой интенсивности перестаёт расти и выходит на плато (см. график).

25.  Тип 25 № 24261

В нашем организме кровь непрерывно движется по замкнутой системе сосудов в строго определённом направлении. Кругооборот крови по большому кругу кровообращения происходит примерно за 20 секунд, по малому кругу  — в 5 раз быстрее. Вследствие каких причин происходит движение крови? Дайте аргументированный ответ. Приведите не менее четырёх факторов.

26.  Тип 26 № 41122

У покрытосеменных растений после оплодотворения, происходящего в зародышевом мешке, развивается семя. В семени покрытосеменных формируются зародыш и триплоидный эндосперм. У голосеменных растений в семени также содержится эндосперм, однако у них он гаплоидный. Сходство в строении органов размножения покрытосеменных и голосеменных растений является доказательством их эволюционного родства. Какие из перечисленных структур семенных растений можно считать гомологичными, а какие аналогичными? Ответ аргументируйте.

27.  Тип 27 № 13944

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

28.  Тип 28 № 21793

У человека альбинизм наследуется как аутосомный рецессивный признак, а дальтонизм, как признак, сцепленный с Х-⁠хромосомой. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства и их процентное соотношение от брака гетерозиготной по первому признаку здоровой женщины, не несущей гена дальтонизма, и мужчины дальтоника и альбиноса. Какие законы наследования проявляются в данном случае?