Экспериментатор поместил культуру Эвглены зелёной в питательной среде в темноту на 10 суток. Как изменились концентрация кислорода в среде и содержание хлорофилла в клетках?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Какое количество хромосом содержится в ядре одной (дочерней) клетки в конце телофазы мейоза II, если в исходной клетке было 16 хромосом? В ответ запишите только соответствующее число.
Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Схема создания бактериальных клеток, способных в промышленных масштабах синтезировать гормон инсулин
Каким номером на рисунке обозначен процесс, в результате которого при участии ферментов объединяются участки ДНК организмов, принадлежащих разным видам?
Установите соответствие между характеристиками этапов создания рекомбинантной ДНК и цифрами, которыми этапы обозначены на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Синтез искусственной ДНК
Б) Клетка поджелудочной железы
В) Генно-модифицированная клетка
Г) Клетка бактерии без рекомбинантной ДНК
Д) Получение рекомбинантной ДНК
Е) Бактерия, производящая инсулин
ЭТАПЫ
1) 1
2) 4
3) 7
4) 9
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Имеет светочувствительный глазки
Б) Нуждается в наличии водоёма для преобразования в новую стадию
В) Размножается
Г) Активно перемещается
Д) Формирует внутри особей следующего поколения
Е) Отыскивает промежуточного хозяина
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ПАРАЗИТА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:
Укажите систематические категории, к которым относится медведь гималайский, в правильной последовательности, начиная с наибольшей систематической группы. Ответ запишите буквами без пробелов.
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) Проводит звук к барабанной перепонке
Б) Связывает полость среднего уха с глоткой
В) Обеспечивает восприятие перемещения в пространстве
Г) Преобразует звуковые волны в механические колебания
Д) Содержит слуховые косточки
Е) Содержит рецепторы, обеспечивающие восприятие звуков
СТРУКТУРА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
6) 6
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды.
2. Поступление сахаров в ткани.
3. Всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь.
4. Начало расщепления полисахаридов в ротовой полости.
5. Окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке.
6. Выведение из организма воды и углекислого газа.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, где даны описания признаков экологического критерия вида Аспергилл дымящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Аспергилл дымящий — вид высших плесневых грибов рода Аспергилл, сапрофит и патоген для человека, вызывающий аспергиллёзы и иммунодефицитные состояния. (2) Является одним из самых термофильных грибов своего рода. (3) При росте на некоторых строительных материалах могут продуцировать генотоксические и цитотоксические микотоксины, негативно влияющие на человека. (4) Обладает стабильным гаплоидным геномом, который включает в себя 29,4 миллиона пар оснований. (5) У этого гриба известно два типа колоний: пушистые, в которых хорошо развит воздушный белый мицелий и слабо представлено конидиальное спороношение, придающее колонии нежно-голубоватый оттенок, и бархатистые — с мицелием в субстрате и обильным конидиальным спороношением, имеющим густую голубовато-зелёную окраску. (6) При рассматривании колонии под малым увеличением микроскопа видно, что цепочки конидий на каждом конидиеносце образуют все вместе плотную колонку.
Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) широкий лентец и щука
Б) плоды репейника и шерсть собаки
В) жаба или ящерица в норе сурка
Г) петров крест и липа
Д) растения эпифиты и тропические деревья
ТИП
1) паразитизм
2) комменсализм
(нахлебничество)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Проанализируйте таблицу «Состав и функции внутренней среды человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Объект
Расположение в организме
Функция
кровь
сердце и кровеносные сосуды
____________ (В)
____________ (А)
сосуды, протоки и узлы
обеззараживание и
возвращение в кровь
тканевой жидкости
тканевая жидкость
____________ (Б)
транспорт веществ между
кровью и клетками
организма
Список терминов и понятий
1. Плазма.
2. Лимфа.
3. В крупных и мелких сосудах организма.
4. В спинномозговом канале головного и спинного мозга.
Проанализируйте диаграмму «Влияние уровня засоления на интенсивность транспирации листьев кукурузы». По оси абсцисс отложены даты измерений, а по оси ординат интенсивность транспирации в процентах, за 100% принята интенсивность транспирации листьев контрольных растений.
Экспериментатор решил изучить работу сердца амфибии. Для этого он выделил сердце травяной лягушки, поместил его в физиологический раствор и измерил нормальную силу его сокращения. Затем он добавил в раствор адреналин и измерил силу сокращения ещё раз. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, почему в эксперименте сердце помещалось в физиологический раствор?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения. Он отобрал 24 проросших семени фасоли с корнем и разделил на несколько групп. У каждого семени фасоли экспериментатор замерил длину корня и записал — наименьшего и наибольшего в группе. Каждую группу он обернул влажной марлей и поместил в места с разной температурой: 8−10, 14−16, 22−24 °C. Через три дня экспериментатор измерил корни всех семян фасоли и результаты представил в таблице.
Группы семян фасоли
Температура в камере,
в °C
Среднее увеличение размера
корня за три дня, в см
1 группа
8−10
0,6
2 группа
14−16
1,9
3 группа
22−24
3,2
Сформулируйте вывод по результату эксперимента. Какие факторы необходимы для прорастания семян фасоли? Назовите не менее трех.
К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чём состоит роль этих структур в жизни животного?
Опишите работу зрительной сенсорной системы: прохождение светового луча в глазном яблоке, отображение изображения на сетчатке и формирование зрительного образа. Приведите четыре обоснования процессов.
На коже и перьях птиц обитает множество видов микроскопических клещей. Анализ содержимого кишечника таких клещей показал, что часть видов употребляла в пищу масло, выделяемое копчиковой железой птиц. В кишечнике клещей других видов были обнаружены споры и гифы грибов, патогенных для птиц. Анализ третьей группы клещей подтвердил их питание слущивающимся эпидермисом, лимфой и межклеточной жидкостью птиц. Назовите формы взаимоотношений между птицами и тремя названными группами клещей. Ответ обоснуйте.
Определите хромосомный набор макроспоры, из которой формируется восьмиядерный зародышевый мешок, и яйцеклетки. Объясните, из каких клеток и каким делением образованы макроспора и яйцеклетка.
Ген группы крови человека имеет три аллеля: i0, IA и IB. Аллели IA и IB кодоминантны (в гетерозиготе проявляются оба) и они оба доминантны по отношению к аллелю i0. Человек с генотипом i0i0 имеет I группу крови, IAIA или IAi0 — II группу, IBIB или IBi0 — III группу, а IAIB — IV группу крови.
У Екатерины II группа крови. Она вышла замуж за Николая с III группой крови. У Николая есть взрослая дочь Анна от первого брака, у которой I группа крови. От брака Екатерины и Николая родился сын Фёдор с III группой крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков во всех браках, обоснуйте своё решение. Какая ещё группа крови может быть у детей Екатерины и Николая?
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2024 Октябрь Биология Вариант 7»
Экспериментатор поместил культуру Эвглены зелёной в питательной среде в темноту на 10 суток. Как изменились концентрация кислорода в среде и содержание хлорофилла в клетках?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Концентрация кислорода
Содержание хлорофилла
3. Тип 3 № 18942
Какое количество хромосом содержится в ядре одной (дочерней) клетки в конце телофазы мейоза II, если в исходной клетке было 16 хромосом? В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 20468
Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
5. Тип 5 № 45816
Рассмотрите рисунки и выполните задание.
Схема создания бактериальных клеток, способных в промышленных масштабах синтезировать гормон инсулин
Каким номером на рисунке обозначен процесс, в результате которого при участии ферментов объединяются участки ДНК организмов, принадлежащих разным видам?
6. Тип 6 № 45817
Установите соответствие между характеристиками этапов создания рекомбинантной ДНК и цифрами, которыми этапы обозначены на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Синтез искусственной ДНК
Б) Клетка поджелудочной железы
В) Генно-модифицированная клетка
Г) Клетка бактерии без рекомбинантной ДНК
Д) Получение рекомбинантной ДНК
Е) Бактерия, производящая инсулин
ЭТАПЫ
1) 1
2) 4
3) 7
4) 9
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 51028
Выберите три верно обозначенные подписи к схеме, на которой изображён процесс гаметогенеза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Получение одомашненных лисиц с закрученными хвостами и свисающими ушами.
5. Искусственный отбор среди потомства особей наиболее дружелюбных к человеку.
9. Тип 9 № 52075
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, покидающая тело промежуточного хозяина?
10. Тип 10 № 52076
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Имеет светочувствительный глазки
Б) Нуждается в наличии водоёма для преобразования в новую стадию
В) Размножается
Г) Активно перемещается
Д) Формирует внутри особей следующего поколения
Е) Отыскивает промежуточного хозяина
СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ПАРАЗИТА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 52127
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:
1) наличие влаги для оплодотворения;
2) двойной околоцветник;
3) две семядоли в зародыше семени;
4) гаплоидный эндосперм;
5) сетчатое жилкование листьев;
6) семязачатки лежат открыто на чешуях.
12. Тип 12 № 11545
Укажите систематические категории, к которым относится медведь гималайский, в правильной последовательности, начиная с наибольшей систематической группы. Ответ запишите буквами без пробелов.
А) Гималайский медведь.
Б) Медвежьи.
В) Млекопитающие.
Г) Хищные.
Д) Животные.
Е) Хордовые.
13. Тип 13 № 53879
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Какой цифрой на рисунке обозначена евстахиева труба?
14. Тип 14 № 53880
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) Проводит звук к барабанной перепонке
Б) Связывает полость среднего уха с глоткой
В) Обеспечивает восприятие перемещения в пространстве
Г) Преобразует звуковые волны в механические колебания
Д) Содержит слуховые косточки
Е) Содержит рецепторы, обеспечивающие восприятие звуков
СТРУКТУРА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
6) 6
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 22728
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие вещества содержатся в желудочном соке?
1. Соляная кислота.
2. Желчные кислоты.
3. Фибриноген.
4. Пепсин.
5. Слизь.
6. Амилаза.
16. Тип 16 № 20541
Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды.
2. Поступление сахаров в ткани.
3. Всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь.
4. Начало расщепления полисахаридов в ротовой полости.
5. Окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке.
6. Выведение из организма воды и углекислого газа.
17. Тип 17 № 50478
Прочитайте текст. Выберите три предложения, где даны описания признаков экологического критерия вида Аспергилл дымящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Аспергилл дымящий — вид высших плесневых грибов рода Аспергилл, сапрофит и патоген для человека, вызывающий аспергиллёзы и иммунодефицитные состояния. (2) Является одним из самых термофильных грибов своего рода. (3) При росте на некоторых строительных материалах могут продуцировать генотоксические и цитотоксические микотоксины, негативно влияющие на человека. (4) Обладает стабильным гаплоидным геномом, который включает в себя 29,4 миллиона пар оснований. (5) У этого гриба известно два типа колоний: пушистые, в которых хорошо развит воздушный белый мицелий и слабо представлено конидиальное спороношение, придающее колонии нежно-голубоватый оттенок, и бархатистые — с мицелием в субстрате и обильным конидиальным спороношением, имеющим густую голубовато-зелёную окраску. (6) При рассматривании колонии под малым увеличением микроскопа видно, что цепочки конидий на каждом конидиеносце образуют все вместе плотную колонку.
18. Тип 18 № 14084
Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?
1. Превращают органические вещества организмов в минеральные.
2. Обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии.
3. Образуют первичную продукцию в экосистеме.
4. Служат первым звеном в цепи питания.
5. Образуют доступные растениям неорганические вещества.
6. Являются консументами II порядка.
19. Тип 19 № 22966
Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР
А) широкий лентец и щука
Б) плоды репейника и шерсть собаки
В) жаба или ящерица в норе сурка
Г) петров крест и липа
Д) растения эпифиты и тропические деревья
ТИП
1) паразитизм
2) комменсализм
(нахлебничество)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
20. Тип 20 № 22275
Проанализируйте таблицу «Состав и функции внутренней среды человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.
Объект
Расположение в организме
Функция
кровь
сердце и кровеносные сосуды
____________ (В)
____________ (А)
сосуды, протоки и узлы
обеззараживание и
возвращение в кровь
тканевой жидкости
тканевая жидкость
____________ (Б)
транспорт веществ между
кровью и клетками
организма
Список терминов и понятий
1. Плазма.
2. Лимфа.
3. В крупных и мелких сосудах организма.
4. В спинномозговом канале головного и спинного мозга.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
21. Тип 21 № 22304
Проанализируйте диаграмму «Влияние уровня засоления на интенсивность транспирации листьев кукурузы». По оси абсцисс отложены даты измерений, а по оси ординат интенсивность транспирации в процентах, за 100% принята интенсивность транспирации листьев контрольных растений.
2. Испаряемость воды у листьев растений, выращенных на почве с 0,1% NaCl растёт в последних пробах.
3. Ширина моторных клеток и пучков, толщина эпидермы и мезофилла уменьшаются с повышением уровня засоления.
4. При увеличении концентрации соли в субстрате транспирация снижается во всех пробах.
5. В условиях засоления растения испытывают недостаток снабжения водой и у них наблюдаются изменения в сторону усиления ксероморфизма.
Ответ:
22. Тип 22 № 52285
Экспериментатор решил изучить работу сердца амфибии. Для этого он выделил сердце травяной лягушки, поместил его в физиологический раствор и измерил нормальную силу его сокращения. Затем он добавил в раствор адреналин и измерил силу сокращения ещё раз. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, почему в эксперименте сердце помещалось в физиологический раствор?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
23. Тип 23 № 52365
Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения. Он отобрал 24 проросших семени фасоли с корнем и разделил на несколько групп. У каждого семени фасоли экспериментатор замерил длину корня и записал — наименьшего и наибольшего в группе. Каждую группу он обернул влажной марлей и поместил в места с разной температурой: 8−10, 14−16, 22−24 °C. Через три дня экспериментатор измерил корни всех семян фасоли и результаты представил в таблице.
Группы семян фасоли
Температура в камере,
в °C
Среднее увеличение размера
корня за три дня, в см
1 группа
8−10
0,6
2 группа
14−16
1,9
3 группа
22−24
3,2
Сформулируйте вывод по результату эксперимента. Какие факторы необходимы для прорастания семян фасоли? Назовите не менее трех.
24. Тип 24 № 16830
К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чём состоит роль этих структур в жизни животного?
25. Тип 25 № 21915
Опишите работу зрительной сенсорной системы: прохождение светового луча в глазном яблоке, отображение изображения на сетчатке и формирование зрительного образа. Приведите четыре обоснования процессов.
26. Тип 26 № 41858
На коже и перьях птиц обитает множество видов микроскопических клещей. Анализ содержимого кишечника таких клещей показал, что часть видов употребляла в пищу масло, выделяемое копчиковой железой птиц. В кишечнике клещей других видов были обнаружены споры и гифы грибов, патогенных для птиц. Анализ третьей группы клещей подтвердил их питание слущивающимся эпидермисом, лимфой и межклеточной жидкостью птиц. Назовите формы взаимоотношений между птицами и тремя названными группами клещей. Ответ обоснуйте.
27. Тип 27 № 22085
Определите хромосомный набор макроспоры, из которой формируется восьмиядерный зародышевый мешок, и яйцеклетки. Объясните, из каких клеток и каким делением образованы макроспора и яйцеклетка.
28. Тип 28 № 22442
Ген группы крови человека имеет три аллеля: i0, IA и IB. Аллели IA и IB кодоминантны (в гетерозиготе проявляются оба) и они оба доминантны по отношению к аллелю i0. Человек с генотипом i0i0 имеет I группу крови, IAIA или IAi0 — II группу, IBIB или IBi0 — III группу, а IAIB — IV группу крови.
У Екатерины II группа крови. Она вышла замуж за Николая с III группой крови. У Николая есть взрослая дочь Анна от первого брака, у которой I группа крови. От брака Екатерины и Николая родился сын Фёдор с III группой крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков во всех браках, обоснуйте своё решение. Какая ещё группа крови может быть у детей Екатерины и Николая?