СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2024 Октябрь Биология Вариант 7

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  РЕШУ ЕГЭ — биология Вариант № 6399989   1.  Тип 1 № 23275

Рассмотрите таблицу «Виды мутаций» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

 

Вид мутации Признак мутации
  Замена одного нуклеотида в молекуле ДНК
Геномная Нерасхождение хромосом в мейозе
        2.  Тип 2 № 49150

Экспериментатор поместил культуру Эвглены зелёной в питательной среде в темноту на 10 суток. Как изменились концентрация кислорода в среде и содержание хлорофилла в клетках?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Увеличилась.

2.  Уменьшилась.

3.  Не изменилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Концентрация кислорода Содержание хлорофилла

 

        3.  Тип 3 № 18942

Какое количество хромосом содержится в ядре одной (дочерней) клетки в конце телофазы мейоза II, если в исходной клетке было 16 хромосом? В ответ запишите только соответствующее число.

        4.  Тип 4 № 20468

Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

        5.  Тип 5 № 45816

 

Рассмотрите рисунки и выполните задание.

Схема создания бактериальных клеток, способных в промышленных масштабах синтезировать гормон инсулин

Каким номером на рисунке обозначен процесс, в результате которого при участии ферментов объединяются участки ДНК организмов, принадлежащих разным видам?

        6.  Тип 6 № 45817

Установите соответствие между характеристиками этапов создания рекомбинантной ДНК и цифрами, которыми этапы обозначены на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Синтез искусственной ДНК

Б)  Клетка поджелудочной железы

В)  Генно-⁠модифицированная клетка

Г)  Клетка бактерии без рекомбинантной ДНК

Д)  Получение рекомбинантной ДНК

Е)  Бактерия, производящая инсулин

 

 

 

ЭТАПЫ

 

1)  1

2)  4

3)  7

4)  9

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        7.  Тип 7 № 51028

Выберите три верно обозначенные подписи к схеме, на которой изображён процесс гаметогенеза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Оогоний.

2.  Ооцит I порядка.

3.  Ооцит II порядка.

4.  Второе деление мейоза.

5.  Полярное тельце.

6.  Мегаспора.

        8.  Тип 8 № 46255

Установите последовательность этапов одомашнивания лисы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Гибридизация родителей.

2.  Получение потомства.

3.  Подбор исходных родителей.

4.  Получение одомашненных лисиц с закрученными хвостами и свисающими ушами.

5.  Искусственный отбор среди потомства особей наиболее дружелюбных к человеку.

        9.  Тип 9 № 52075

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, покидающая тело промежуточного хозяина?

        10.  Тип 10 № 52076

Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Имеет светочувствительный глазки

Б)  Нуждается в наличии водоёма для преобразования в новую стадию

В)  Размножается

Г)  Активно перемещается

Д)  Формирует внутри особей следующего поколения

Е)  Отыскивает промежуточного хозяина

 

 

 

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА ПАРАЗИТА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  

А Б В Г Д Е
        11.  Тип 11 № 52127

 

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

 

1)  наличие влаги для оплодотворения;

2)  двойной околоцветник;

3)  две семядоли в зародыше семени;

4)  гаплоидный эндосперм;

5)  сетчатое жилкование листьев;

6)  семязачатки лежат открыто на чешуях.

        12.  Тип 12 № 11545

Укажите систематические категории, к которым относится медведь гималайский, в правильной последовательности, начиная с наибольшей систематической группы. Ответ запишите буквами без пробелов.

 

А)  Гималайский медведь.

Б)  Медвежьи.

В)  Млекопитающие.

Г)  Хищные.

Д)  Животные.

Е)  Хордовые.

        13.  Тип 13 № 53879

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Какой цифрой на рисунке обозначена евстахиева труба?

        14.  Тип 14 № 53880

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  Проводит звук к барабанной перепонке

Б)  Связывает полость среднего уха с глоткой

В)  Обеспечивает восприятие перемещения в пространстве

Г)  Преобразует звуковые волны в механические колебания

Д)  Содержит слуховые косточки

Е)  Содержит рецепторы, обеспечивающие восприятие звуков

 

 

 

СТРУКТУРА

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

5)  5

6)  6

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.  

А Б В Г Д Е
        15.  Тип 15 № 22728

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие вещества содержатся в желудочном соке?

 

1.  Соляная кислота.

2.  Желчные кислоты.

3.  Фибриноген.

4.  Пепсин.

5.  Слизь.

6.  Амилаза.

        16.  Тип 16 № 20541

Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды.

2.  Поступление сахаров в ткани.

3.  Всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь.

4.  Начало расщепления полисахаридов в ротовой полости.

5.  Окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке.

6.  Выведение из организма воды и углекислого газа.

        17.  Тип 17 № 50478

Прочитайте текст. Выберите три предложения, где даны описания признаков экологического критерия вида Аспергилл дымящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Аспергилл дымящий  — вид высших плесневых грибов рода Аспергилл, сапрофит и патоген для человека, вызывающий аспергиллёзы и иммунодефицитные состояния. (2) Является одним из самых термофильных грибов своего рода. (3) При росте на некоторых строительных материалах могут продуцировать генотоксические и цитотоксические микотоксины, негативно влияющие на человека. (4) Обладает стабильным гаплоидным геномом, который включает в себя 29,4 миллиона пар оснований. (5) У этого гриба известно два типа колоний: пушистые, в которых хорошо развит воздушный белый мицелий и слабо представлено конидиальное спороношение, придающее колонии нежно-⁠голубоватый оттенок, и бархатистые  — с мицелием в субстрате и обильным конидиальным спороношением, имеющим густую голубовато-⁠зелёную окраску. (6) При рассматривании колонии под малым увеличением микроскопа видно, что цепочки конидий на каждом конидиеносце образуют все вместе плотную колонку.

        18.  Тип 18 № 14084

Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?

 

1.  Превращают органические вещества организмов в минеральные.

2.  Обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии.

3.  Образуют первичную продукцию в экосистеме.

4.  Служат первым звеном в цепи питания.

5.  Образуют доступные растениям неорганические вещества.

6.  Являются консументами II порядка.

        19.  Тип 19 № 22966

Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ПРИМЕР

 

А)  широкий лентец и щука

Б)  плоды репейника и шерсть собаки

В)  жаба или ящерица в норе сурка

Г)  петров крест и липа

Д)  растения эпифиты и тропические деревья

 

 

 

ТИП

 

1)  паразитизм

2)  комменсализм

(нахлебничество)

 

 

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.  

А Б В Г Д
        20.  Тип 20 № 22275

Проанализируйте таблицу «Состав и функции внутренней среды человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

 

 

Объект Расположение в организме Функция
кровь сердце и кровеносные сосуды ____________ (В)
____________ (А) сосуды, протоки и узлы обеззараживание и

возвращение в кровь

тканевой жидкости

тканевая жидкость ____________ (Б) транспорт веществ между

кровью и клетками

организма

 

Список терминов и понятий

1.  Плазма.

2.  Лимфа.

3.  В крупных и мелких сосудах организма.

4.  В спинномозговом канале головного и спинного мозга.

5.  Промежутки между клетками.

6.  Перенос газов и питательных веществ.

7.  Транспортная, иммунная, гуморальная, терморегуляционная.

8.  Сохраняет постоянную температуру тела.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

        21.  Тип 21 № 22304

Проанализируйте диаграмму «Влияние уровня засоления на интенсивность транспирации листьев кукурузы». По оси абсцисс отложены даты измерений, а по оси ординат интенсивность транспирации в процентах, за 100% принята интенсивность транспирации листьев контрольных растений.

 

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

 

1.  Фактор засоления обуславливает уменьшение листовой пластинки.

2.  Испаряемость воды у листьев растений, выращенных на почве с 0,1% NaCl растёт в последних пробах.

3.  Ширина моторных клеток и пучков, толщина эпидермы и мезофилла уменьшаются с повышением уровня засоления.

4.  При увеличении концентрации соли в субстрате транспирация снижается во всех пробах.

5.  В условиях засоления растения испытывают недостаток снабжения водой и у них наблюдаются изменения в сторону усиления ксероморфизма.

 

Ответ:

 

        22.  Тип 22 № 52285

Экспериментатор решил изучить работу сердца амфибии. Для этого он выделил сердце травяной лягушки, поместил его в физиологический раствор и измерил нормальную силу его сокращения. Затем он добавил в раствор адреналин и измерил силу сокращения ещё раз. Результаты эксперимента представлены на графике.

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, почему в эксперименте сердце помещалось в физиологический раствор?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

          23.  Тип 23 № 52365

Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения. Он отобрал 24 проросших семени фасоли с корнем и разделил на несколько групп. У каждого семени фасоли экспериментатор замерил длину корня и записал  — наименьшего и наибольшего в группе. Каждую группу он обернул влажной марлей и поместил в места с разной температурой: 8−10, 14−16, 22−24 °C. Через три дня экспериментатор измерил корни всех семян фасоли и результаты представил в таблице.

 

 

Группы семян фасоли Температура в камере,

в °C

Среднее увеличение размера

корня за три дня, в см

1 группа 8−10 0,6
2 группа 14−16 1,9
3 группа 22−24 3,2

Сформулируйте вывод по результату эксперимента. Какие факторы необходимы для прорастания семян фасоли? Назовите не менее трех.

          24.  Тип 24 № 16830

К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чём состоит роль этих структур в жизни животного?

          25.  Тип 25 № 21915

Опишите работу зрительной сенсорной системы: прохождение светового луча в глазном яблоке, отображение изображения на сетчатке и формирование зрительного образа. Приведите четыре обоснования процессов.

          26.  Тип 26 № 41858

На коже и перьях птиц обитает множество видов микроскопических клещей. Анализ содержимого кишечника таких клещей показал, что часть видов употребляла в пищу масло, выделяемое копчиковой железой птиц. В кишечнике клещей других видов были обнаружены споры и гифы грибов, патогенных для птиц. Анализ третьей группы клещей подтвердил их питание слущивающимся эпидермисом, лимфой и межклеточной жидкостью птиц. Назовите формы взаимоотношений между птицами и тремя названными группами клещей. Ответ обоснуйте.

          27.  Тип 27 № 22085

Определите хромосомный набор макроспоры, из которой формируется восьмиядерный зародышевый мешок, и яйцеклетки. Объясните, из каких клеток и каким делением образованы макроспора и яйцеклетка.

          28.  Тип 28 № 22442

Ген группы крови человека имеет три аллеля: i0, IA и IB. Аллели IA и IB кодоминантны (в гетерозиготе проявляются оба) и они оба доминантны по отношению к аллелю i0. Человек с генотипом i0i0 имеет I группу крови, IAIA или IAi0  — II группу, IBIB или IBi0  — III группу, а IAIB  — IV группу крови.

У Екатерины II группа крови. Она вышла замуж за Николая с III группой крови. У Николая есть взрослая дочь Анна от первого брака, у которой I группа крови. От брака Екатерины и Николая родился сын Фёдор с III группой крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков во всех браках, обоснуйте своё решение. Какая ещё группа крови может быть у детей Екатерины и Николая?

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2024 Октябрь Биология Вариант 7»

ЕГЭ 2024 Октябрь Биология Вариант

РЕШУ ЕГЭ — биология

Вариант № 6399989

1.  Тип 1 № 23275

Рассмотрите таблицу «Виды мутаций» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

Вид мутации

Признак мутации

Замена одного нуклеотида в молекуле ДНК

Геномная

Нерасхождение хромосом в мейозе

2.  Тип 2 № 49150

Экспериментатор поместил культуру Эвглены зелёной в питательной среде в темноту на 10 суток. Как изменились концентрация кислорода в среде и содержание хлорофилла в клетках?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Увеличилась.

2.  Уменьшилась.

3.  Не изменилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Концентрация кислорода

Содержание хлорофилла

3.  Тип 3 № 18942

Какое количество хромосом содержится в ядре одной (дочерней) клетки в конце телофазы мейоза II, если в исходной клетке было 16 хромосом? В ответ запишите только соответствующее число.

4.  Тип 4 № 20468

Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

5.  Тип 5 № 45816

Рассмотрите рисунки и выполните задание.

Схема создания бактериальных клеток, способных в промышленных масштабах синтезировать гормон инсулин

Каким номером на рисунке обозначен процесс, в результате которого при участии ферментов объединяются участки ДНК организмов, принадлежащих разным видам?

6.  Тип 6 № 45817

Установите соответствие между характеристиками этапов создания рекомбинантной ДНК и цифрами, которыми этапы обозначены на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Синтез искусственной ДНК

Б)  Клетка поджелудочной железы

В)  Генно-⁠модифицированная клетка

Г)  Клетка бактерии без рекомбинантной ДНК

Д)  Получение рекомбинантной ДНК

Е)  Бактерия, производящая инсулин

ЭТАПЫ

1)  1

2)  4

3)  7

4)  9

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

7.  Тип 7 № 51028

Выберите три верно обозначенные подписи к схеме, на которой изображён процесс гаметогенеза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  Оогоний.

2.  Ооцит I порядка.

3.  Ооцит II порядка.

4.  Второе деление мейоза.

5.  Полярное тельце.

6.  Мегаспора.

8.  Тип 8 № 46255

Установите последовательность этапов одомашнивания лисы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Гибридизация родителей.

2.  Получение потомства.

3.  Подбор исходных родителей.

4.  Получение одомашненных лисиц с закрученными хвостами и свисающими ушами.

5.  Искусственный отбор среди потомства особей наиболее дружелюбных к человеку.

9.  Тип 9 № 52075

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, покидающая тело промежуточного хозяина?

10.  Тип 10 № 52076

Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Имеет светочувствительный глазки

Б)  Нуждается в наличии водоёма для преобразования в новую стадию

В)  Размножается

Г)  Активно перемещается

Д)  Формирует внутри особей следующего поколения

Е)  Отыскивает промежуточного хозяина

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО

ЦИКЛА ПАРАЗИТА

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

11.  Тип 11 № 52127

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:

 

1)  наличие влаги для оплодотворения;

2)  двойной околоцветник;

3)  две семядоли в зародыше семени;

4)  гаплоидный эндосперм;

5)  сетчатое жилкование листьев;

6)  семязачатки лежат открыто на чешуях.

12.  Тип 12 № 11545

Укажите систематические категории, к которым относится медведь гималайский, в правильной последовательности, начиная с наибольшей систематической группы. Ответ запишите буквами без пробелов.

 

А)  Гималайский медведь.

Б)  Медвежьи.

В)  Млекопитающие.

Г)  Хищные.

Д)  Животные.

Е)  Хордовые.

13.  Тип 13 № 53879

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Какой цифрой на рисунке обозначена евстахиева труба?

14.  Тип 14 № 53880

Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  Проводит звук к барабанной перепонке

Б)  Связывает полость среднего уха с глоткой

В)  Обеспечивает восприятие перемещения в пространстве

Г)  Преобразует звуковые волны в механические колебания

Д)  Содержит слуховые косточки

Е)  Содержит рецепторы, обеспечивающие восприятие звуков

СТРУКТУРА

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

5)  5

6)  6

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

А

Б

В

Г

Д

Е

15.  Тип 15 № 22728

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие вещества содержатся в желудочном соке?

 

1.  Соляная кислота.

2.  Желчные кислоты.

3.  Фибриноген.

4.  Пепсин.

5.  Слизь.

6.  Амилаза.

16.  Тип 16 № 20541

Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды.

2.  Поступление сахаров в ткани.

3.  Всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь.

4.  Начало расщепления полисахаридов в ротовой полости.

5.  Окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке.

6.  Выведение из организма воды и углекислого газа.

17.  Тип 17 № 50478

Прочитайте текст. Выберите три предложения, где даны описания признаков экологического критерия вида Аспергилл дымящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Аспергилл дымящий  — вид высших плесневых грибов рода Аспергилл, сапрофит и патоген для человека, вызывающий аспергиллёзы и иммунодефицитные состояния. (2) Является одним из самых термофильных грибов своего рода. (3) При росте на некоторых строительных материалах могут продуцировать генотоксические и цитотоксические микотоксины, негативно влияющие на человека. (4) Обладает стабильным гаплоидным геномом, который включает в себя 29,4 миллиона пар оснований. (5) У этого гриба известно два типа колоний: пушистые, в которых хорошо развит воздушный белый мицелий и слабо представлено конидиальное спороношение, придающее колонии нежно-⁠голубоватый оттенок, и бархатистые  — с мицелием в субстрате и обильным конидиальным спороношением, имеющим густую голубовато-⁠зелёную окраску. (6) При рассматривании колонии под малым увеличением микроскопа видно, что цепочки конидий на каждом конидиеносце образуют все вместе плотную колонку.

18.  Тип 18 № 14084

Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?

 

1.  Превращают органические вещества организмов в минеральные.

2.  Обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии.

3.  Образуют первичную продукцию в экосистеме.

4.  Служат первым звеном в цепи питания.

5.  Образуют доступные растениям неорганические вещества.

6.  Являются консументами II порядка.

19.  Тип 19 № 22966

Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ПРИМЕР

А)  широкий лентец и щука

Б)  плоды репейника и шерсть собаки

В)  жаба или ящерица в норе сурка

Г)  петров крест и липа

Д)  растения эпифиты и тропические деревья

ТИП

1)  паразитизм

2)  комменсализм

(нахлебничество)

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

20.  Тип 20 № 22275

Проанализируйте таблицу «Состав и функции внутренней среды человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин или понятие из предложенного списка.

 

Объект

Расположение в организме

Функция

кровь

сердце и кровеносные сосуды

____________ (В)

____________ (А)

сосуды, протоки и узлы

обеззараживание и

возвращение в кровь

тканевой жидкости

тканевая жидкость

____________ (Б)

транспорт веществ между

кровью и клетками

организма

 

Список терминов и понятий

1.  Плазма.

2.  Лимфа.

3.  В крупных и мелких сосудах организма.

4.  В спинномозговом канале головного и спинного мозга.

5.  Промежутки между клетками.

6.  Перенос газов и питательных веществ.

7.  Транспортная, иммунная, гуморальная, терморегуляционная.

8.  Сохраняет постоянную температуру тела.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

21.  Тип 21 № 22304

Проанализируйте диаграмму «Влияние уровня засоления на интенсивность транспирации листьев кукурузы». По оси абсцисс отложены даты измерений, а по оси ординат интенсивность транспирации в процентах, за 100% принята интенсивность транспирации листьев контрольных растений.

 

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

 

1.  Фактор засоления обуславливает уменьшение листовой пластинки.

2.  Испаряемость воды у листьев растений, выращенных на почве с 0,1% NaCl растёт в последних пробах.

3.  Ширина моторных клеток и пучков, толщина эпидермы и мезофилла уменьшаются с повышением уровня засоления.

4.  При увеличении концентрации соли в субстрате транспирация снижается во всех пробах.

5.  В условиях засоления растения испытывают недостаток снабжения водой и у них наблюдаются изменения в сторону усиления ксероморфизма.

 

Ответ:

22.  Тип 22 № 52285

Экспериментатор решил изучить работу сердца амфибии. Для этого он выделил сердце травяной лягушки, поместил его в физиологический раствор и измерил нормальную силу его сокращения. Затем он добавил в раствор адреналин и измерил силу сокращения ещё раз. Результаты эксперимента представлены на графике.

Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Объясните, почему в эксперименте сердце помещалось в физиологический раствор?

*Нулевая гипотеза  — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.

23.  Тип 23 № 52365

Экспериментатор решил установить влияние температуры на скорость роста корня растения. Он отобрал 24 проросших семени фасоли с корнем и разделил на несколько групп. У каждого семени фасоли экспериментатор замерил длину корня и записал  — наименьшего и наибольшего в группе. Каждую группу он обернул влажной марлей и поместил в места с разной температурой: 8−10, 14−16, 22−24 °C. Через три дня экспериментатор измерил корни всех семян фасоли и результаты представил в таблице.

 

Группы семян фасоли

Температура в камере,

в °C

Среднее увеличение размера

корня за три дня, в см

1 группа

8−10

0,6

2 группа

14−16

1,9

3 группа

22−24

3,2

Сформулируйте вывод по результату эксперимента. Какие факторы необходимы для прорастания семян фасоли? Назовите не менее трех.

24.  Тип 24 № 16830

К какому подцарству, типу относят животное, изображённое на рисунке? Что обозначено буквами А и Б и в чём состоит роль этих структур в жизни животного?

25.  Тип 25 № 21915

Опишите работу зрительной сенсорной системы: прохождение светового луча в глазном яблоке, отображение изображения на сетчатке и формирование зрительного образа. Приведите четыре обоснования процессов.

26.  Тип 26 № 41858

На коже и перьях птиц обитает множество видов микроскопических клещей. Анализ содержимого кишечника таких клещей показал, что часть видов употребляла в пищу масло, выделяемое копчиковой железой птиц. В кишечнике клещей других видов были обнаружены споры и гифы грибов, патогенных для птиц. Анализ третьей группы клещей подтвердил их питание слущивающимся эпидермисом, лимфой и межклеточной жидкостью птиц. Назовите формы взаимоотношений между птицами и тремя названными группами клещей. Ответ обоснуйте.

27.  Тип 27 № 22085

Определите хромосомный набор макроспоры, из которой формируется восьмиядерный зародышевый мешок, и яйцеклетки. Объясните, из каких клеток и каким делением образованы макроспора и яйцеклетка.

28.  Тип 28 № 22442

Ген группы крови человека имеет три аллеля: i0, IA и IB. Аллели IA и IB кодоминантны (в гетерозиготе проявляются оба) и они оба доминантны по отношению к аллелю i0. Человек с генотипом i0i0 имеет I группу крови, IAIA или IAi0  — II группу, IBIB или IBi0  — III группу, а IAIB  — IV группу крови.

У Екатерины II группа крови. Она вышла замуж за Николая с III группой крови. У Николая есть взрослая дочь Анна от первого брака, у которой I группа крови. От брака Екатерины и Николая родился сын Фёдор с III группой крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков во всех браках, обоснуйте своё решение. Какая ещё группа крови может быть у детей Екатерины и Николая?