Экспериментатор поместил дрожжи в ёмкость с подслащённой водой. Как изменились количество этанола и углекислого газа в воде? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Уменьшилось.
2. Увеличилось.
3. Не изменилось.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными (А) и белыми (а) цветками (неполное доминирование)?
Установите соответствие между характеристиками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) кроссинговер
Б) образование гаплоидных ядер
В) расхождение сестринских хроматид
Г) расхождение гомологичных хромосом
Д) расположение бивалентов в экваториальной плоскости
Е) расположение непарных хромосом в экваториальной плоскости
ФАЗЫ МЕЙОЗА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
6) 6
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
У становите соответствие между признаками и корнями, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) развитие из зародышевого корешка
Б) заложение в зоне проведения корня
В) увеличение количества после заглубления
Г) увеличение всасывающей поверхности
Д) усиление запасающей функции у представителей зонтичных
Е) отхождение от стебля, листа, клубня, луковицы, корневища
КОРНИ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
Установите соответствие между характеристиками и зубами, обозначенными на схеме цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) нужны для раздробления и размельчения
Б) служат для разрезания
В) не участвуют в процессе жевания
Г) обладают максимально большой жевательной поверхностью
Д) конусовидной формы
Е) на верхней челюсти представлены парой зубов
ЗУБЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании и усвоении белков. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Поступление пищи в двенадцатиперстную кишку.
2. Расщепление пептидов под действием трипсина.
3. Расщепление полипептидов под действием пепсина.
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Гигантский муравьед. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Гигантский муравьед — самый крупный представитель в отряде неполнозубых, длина его тела достигает 110–130 см. (2) Внешний вид муравьеда, как и других представителей неполнозубых, весьма причудлив: длинная узкая морда, напоминающая трубку, крошечные узкие глаза, длинный, сжатый со сторон хвост. (3) Гигантский муравьед ведёт наземный образ жизни. (4) Как и его древесные родственники, он активен преимущественно ночью, но в безлюдных местах нередко бродит и днём. (5) Питается муравьед муравьями и термитами, разрушая когтями термитник или муравейник. (6) Масса взрослой особи — до 40 кг, общая длина тела от носа до кончика хвоста — порядка 2,3 м.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. Почву как среду обитания организмов характеризуют:
Установите соответствие между составом экосистемы и экосистемой, для которой этот состав характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ
А) Главный продуцент — фитопланктон
Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме
В) Дикорастущие растения считаются сорняками
Г) Консументы первого порядка — зоопланктон
Д) Видовое разнообразие невелико
Е) Круговорот веществ несбалансированный
ЭКОСИСТЕМА
1) озеро
2) смешанный лес
3) агроэкосистема
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Проанализируйте таблицу «Белки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Белок
Строение
Функция
________ (А)
фибриллярный
структурная
амилаза
________ (Б)
ферментативная
инсулин
глобулярный
________ (В)
Список терминов
1. Гемоглобин.
2. Кератин.
3. Глобулярный.
4. Фибриллярный.
5. Мембранный.
6. Защитная.
7. Транспортная.
8. Регуляторная.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке».
Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке
Количество яиц в
кладке
Доля выживших птенцов (в %)
1
100
2
95
3
90
4
83
5
80
6
53
7
40
8
35
9
32
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. Оптимальное количество яиц в кладке — 5, что обеспечивает максимальное воспроизведение особей в данной популяции скворцов.
2. Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
3. Чем меньше в кладке яиц, тем ниже смертность птенцов скворца.
4. Чем меньше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.
5. Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние длины волны света на активность фотосинтеза. Для этого он проращивал семена газонной травы, после чего помещал одинаковые количества ростков идентичной длины под лампы с разным цветом света (разной длиной волны). Через две недели растения срезались и измерялась суммарная масса травы из-под каждой из ламп. Результаты исследования учёный нанёс на график.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал работу сердца амфибии. Для этого он взял сердце озёрной лягушки (Pelophylax ridibundus) и поместил его в изотонический раствор, после чего измерил частоту сердечных сокращений. После этого учёный добавил в раствор вещество, содержащее ионы калия. Измерив частоту сокращений еще раз, он зафиксировал результаты опыта на графике.
Как действуют ионы калия на сердечные сокращения в этом эксперименте. Приведите два примера действия ионов калия. Действию какого нейромедиатора аналогично действие ионов калия? Действию каких ионов противоположно действие ионов калия на работу сердечной мышце?
Органы боярышника (а) и винограда (б), обозначенные на рисунках вопросительным знаком, развиваются из одинаковых зародышевых зачатков. Как называются и в результате какого эволюционного процесса сформировались такие органы, которые имеют сходный план строения и происхождения? К какому методу изучения эволюции относят наличие таких органов? Назовите, видоизменением какого органа каждого растения они являются и какую функцию выполняют.
Насекомые — самый распространённый и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трёх особенностей.
На рисунке изображены три представителя разных видов рода Лисица: песец, рыжая лисица и фенёк. Какие различия наблюдаются в строении ушных раковин? Каково адаптивное значение данных различий? Какое экологическое правило иллюстрирует данный пример?
Соматические клетки кролика содержат 44 хромосомы. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае.
У дрозофилы гетерогаметный пол — мужской. Между генами цвета глаз и окраски тела происходит кроссинговер. Скрестили самку дрозофилы с красными глазами и серым телом, один из родителей которой имел белые глаза, а другой — жёлтое тело, с самцом с красными глазами и серым телом. Полученная от этого скрещивания моногомозиготная самка с красными глазами и серым телом была скрещена с самцом с красными глазами и серым телом. В потомстве от этого скрещивания наблюдались мухи с белыми глазами. Составьте схему решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы и пол потомства в двух скрещиваниях. Возможно ли появление в потомстве от первого скрещивания мухи с белыми глазами и жёлтым телом? Ответ поясните.
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2024 Октябрь Биология Вариант 13»
1. Тип 1 № 27452
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии
Объект изучения
?
Строение тканей собаки
Анатомия
Внутреннее строение собаки
2. Тип 2 № 45712
Экспериментатор поместил дрожжи в ёмкость с подслащённой водой. Как изменились количество этанола и углекислого газа в воде? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Уменьшилось.
2. Увеличилось.
3. Не изменилось.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество этанола
Количество
углекислого газа
3. Тип 3 № 22286
Сколько триплетов кодируют полипептид, состоящий из 267 аминокислот? В ответе запишите только число.
4. Тип 4 № 2302
Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными (А) и белыми (а) цветками (неполное доминирование)?
5. Тип 5 № 53871
Рассмотрите рисунки и выполните задание.
Каким номером на схеме обозначена метафаза второго деления мейоза?
6. Тип 6 № 53872
Установите соответствие между характеристиками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) кроссинговер
Б) образование гаплоидных ядер
В) расхождение сестринских хроматид
Г) расхождение гомологичных хромосом
Д) расположение бивалентов в экваториальной плоскости
Е) расположение непарных хромосом в экваториальной плоскости
ФАЗЫ МЕЙОЗА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
6) 6
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
7. Тип 7 № 56232
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже методов относятся к методам биотехнологии?
1. Клонирование генов в плазмиды.
2. Гибридизация разных сортов растений.
3. Отбор производителей по потомству.
4. Массовый отбор гибридов.
5. Гибридизация клеток в культуре.
6. Микроклональное размножение растений.
8. Тип 8 № 43103
Установите последовательность процессов, происходящих при секреции клеткой вещества белковой природы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Присоединение пузырька к цистерне аппарата Гольджи.
2. Формирование транспортного пузырька ЭПС с синтезированным веществом.
3. Транспорт пузырька с готовым белком к плазматической мембране.
4. Модификация молекулы белка.
5. Отшнуровывание транспортного пузырька от ЭПС.
9. Тип 9 № 63452
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером обозначен видоизменённый придаточный корень?
10. Тип 10 № 63453
У становите соответствие между признаками и корнями, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) развитие из зародышевого корешка
Б) заложение в зоне проведения корня
В) увеличение количества после заглубления
Г) увеличение всасывающей поверхности
Д) усиление запасающей функции у представителей зонтичных
Е) отхождение от стебля, листа, клубня, луковицы, корневища
КОРНИ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
11. Тип 11 № 62991
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для животного, изображённого на рисунке?
1) два круга кровообращения
2) развитие с неполным превращением
3) теплокровность
4) первичноротые
5) три зародышевых листка
6) незамкнутая кровеносная система
12. Тип 12 № 41044
Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Насекомоядные.
2. Хордовые.
3. Плацентарные.
4. Выхухоль русская.
5. Кротовые.
6. Млекопитающие.
13. Тип 13 № 63714
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на схеме обозначена эмаль зуба?
14. Тип 14 № 63715
Установите соответствие между характеристиками и зубами, обозначенными на схеме цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) нужны для раздробления и размельчения
Б) служат для разрезания
В) не участвуют в процессе жевания
Г) обладают максимально большой жевательной поверхностью
Д) конусовидной формы
Е) на верхней челюсти представлены парой зубов
ЗУБЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
15. Тип 15 № 18442
Укажите процессы, происходящие в тонкой кишке.
1. Эмульгирование жиров.
2. Всасывание аминокислот.
3. Расщепление белков до аминокислот.
4. Переваривание клетчатки.
5. Выделение соляной кислоты.
6. Всасывание воды.
16. Тип 16 № 22428
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании и усвоении белков. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Поступление пищи в двенадцатиперстную кишку.
2. Расщепление пептидов под действием трипсина.
3. Расщепление полипептидов под действием пепсина.
4. Всасывание аминокислот в тонком кишечнике.
5. Механическое измельчение пищи.
17. Тип 17 № 25323
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Гигантский муравьед. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Гигантский муравьед — самый крупный представитель в отряде неполнозубых, длина его тела достигает 110–130 см. (2) Внешний вид муравьеда, как и других представителей неполнозубых, весьма причудлив: длинная узкая морда, напоминающая трубку, крошечные узкие глаза, длинный, сжатый со сторон хвост. (3) Гигантский муравьед ведёт наземный образ жизни. (4) Как и его древесные родственники, он активен преимущественно ночью, но в безлюдных местах нередко бродит и днём. (5) Питается муравьед муравьями и термитами, разрушая когтями термитник или муравейник. (6) Масса взрослой особи — до 40 кг, общая длина тела от носа до кончика хвоста — порядка 2,3 м.
18. Тип 18 № 31637
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. Почву как среду обитания организмов характеризуют:
1) отсутствие света;
2) резкие перепады давления;
3) низкое содержание углекислого газа;
4) низкая плотность;
5) незначительные колебания температуры;
6) недостаток кислорода.
19. Тип 19 № 21755
Установите соответствие между составом экосистемы и экосистемой, для которой этот состав характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ
А) Главный продуцент — фитопланктон
Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме
В) Дикорастущие растения считаются сорняками
Г) Консументы первого порядка — зоопланктон
Д) Видовое разнообразие невелико
Е) Круговорот веществ несбалансированный
ЭКОСИСТЕМА
1) озеро
2) смешанный лес
3) агроэкосистема
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д
Е
20. Тип 20 № 53887
Проанализируйте таблицу «Белки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Белок
Строение
Функция
________ (А)
фибриллярный
структурная
амилаза
________ (Б)
ферментативная
инсулин
глобулярный
________ (В)
Список терминов
1. Гемоглобин.
2. Кератин.
3. Глобулярный.
4. Фибриллярный.
5. Мембранный.
6. Защитная.
7. Транспортная.
8. Регуляторная.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
A
Б
В
21. Тип 21 № 20711
Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке».
Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке
Количество яиц в
кладке
Доля выживших птенцов (в %)
1
100
2
95
3
90
4
83
5
80
6
53
7
40
8
35
9
32
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. Оптимальное количество яиц в кладке — 5, что обеспечивает максимальное воспроизведение особей в данной популяции скворцов.
2. Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
3. Чем меньше в кладке яиц, тем ниже смертность птенцов скворца.
4. Чем меньше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.
5. Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.
22. Тип 22 № 61094
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал влияние длины волны света на активность фотосинтеза. Для этого он проращивал семена газонной травы, после чего помещал одинаковые количества ростков идентичной длины под лампы с разным цветом света (разной длиной волны). Через две недели растения срезались и измерялась суммарная масса травы из-под каждой из ламп. Результаты исследования учёный нанёс на график.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.
23. Тип 23 № 62924
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Учёный изучал работу сердца амфибии. Для этого он взял сердце озёрной лягушки (Pelophylax ridibundus) и поместил его в изотонический раствор, после чего измерил частоту сердечных сокращений. После этого учёный добавил в раствор вещество, содержащее ионы калия. Измерив частоту сокращений еще раз, он зафиксировал результаты опыта на графике.
Как действуют ионы калия на сердечные сокращения в этом эксперименте. Приведите два примера действия ионов калия. Действию какого нейромедиатора аналогично действие ионов калия? Действию каких ионов противоположно действие ионов калия на работу сердечной мышце?
24. Тип 24 № 22971
Органы боярышника (а) и винограда (б), обозначенные на рисунках вопросительным знаком, развиваются из одинаковых зародышевых зачатков. Как называются и в результате какого эволюционного процесса сформировались такие органы, которые имеют сходный план строения и происхождения? К какому методу изучения эволюции относят наличие таких органов? Назовите, видоизменением какого органа каждого растения они являются и какую функцию выполняют.
25. Тип 25 № 12070
Насекомые — самый распространённый и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трёх особенностей.
26. Тип 26 № 51601
На рисунке изображены три представителя разных видов рода Лисица: песец, рыжая лисица и фенёк. Какие различия наблюдаются в строении ушных раковин? Каково адаптивное значение данных различий? Какое экологическое правило иллюстрирует данный пример?
27. Тип 27 № 17896
Соматические клетки кролика содержат 44 хромосомы. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае.
28. Тип 28 № 42167
У дрозофилы гетерогаметный пол — мужской. Между генами цвета глаз и окраски тела происходит кроссинговер. Скрестили самку дрозофилы с красными глазами и серым телом, один из родителей которой имел белые глаза, а другой — жёлтое тело, с самцом с красными глазами и серым телом. Полученная от этого скрещивания моногомозиготная самка с красными глазами и серым телом была скрещена с самцом с красными глазами и серым телом. В потомстве от этого скрещивания наблюдались мухи с белыми глазами. Составьте схему решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы и пол потомства в двух скрещиваниях. Возможно ли появление в потомстве от первого скрещивания мухи с белыми глазами и жёлтым телом? Ответ поясните.