1. Тип 1 № 23214
Рассмотрите таблицу «НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ | ИЗМЕНЕНИЕ |
| Появление третьего слоя клеток в зародыше червей |
Идиоадаптация | Удлинение ушей у зайцеобразных |
2. Тип 2 № 51577
Экспериментатор измельчил семена гороха, добавил воды, прокипятил, остудил до температуры 37 °C и добавил слюну человека. Как изменились концентрация свободных жирных кислот и концентрация свободных моносахаридов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Концентрация свободных жирных кислот | Концентрация свободных моносахаридов |
| |
3. Тип 3 № 6645
Сколько аминокислот кодирует 900 нуклеотидов? В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 21525
С какой вероятностью у потомков может проявиться патологический ген, если скрещивается организм, гетерозиготный по одному признаку (гены не сцеплены), с организмом, имеющим рецессивный генотип по данному признаку? Ответ запишите в виде числа (в процентах), показывающего искомую вероятность.
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
5. Тип 5 № 52458
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на схеме обозначена зона, в которой клетки делятся мейозом?
6. Тип 6 № 59816
Установите соответствие между характеристиками и типами клеток в сперматогенезе, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Содержание в клетке непарных двухроматидных хромосом
Б) Клетка — сперматоцит II порядка
В) Образование четырёх генетически различных клеток
Г) Клетка, вступающая в мейоз
Д) Хромосомы в клетках однохроматидные
Е) Хромосомный набор клеток 1n2c
ТИПЫ КЛЕТОК
В СПЕРМАТОГЕНЕЗЕ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Тип 7 № 51582
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания митоза. Определите три признака, выпадающих из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Способствует поддержанию генетического постоянства в ряду поколений при бесполом размножении.
2. Происходит при образовании спор папоротников.
3. Обеспечивает комбинативную изменчивость.
4. Способствует поддержанию постоянного количества хромосом в ряду поколений при половом размножении.
5. Происходит при образовании гамет мхов.
6. Лежит в основе клонального размножения.
8. Тип 8 № 46257
Установите последовательность этапов производства штамма пеницилла с высокой продуктивностью антибиотика. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Высеивание на среду мицелия мутантных наиболее продуктивных штаммов.
2. Выращивание пеницилла с низкой продуктивностью на питательной среде.
3. Искусственный отбор.
4. Воздействие на колонию радиоактивным излучением.
5. Получение высокопродуктивной колонии пеницилла.
9. Тип 9 № 62959
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
1
2
3
Каким номером на рисунке обозначен червь с редуцированной пищеварительной системой?
10. Тип 10 № 62960
Установите соответствие между характеристиками и червями, обозначенными на рисунках цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) паразитирует в тонком кишечнике
Б) свободноживущий
В) обитает в желчных протоках позвоночных животных
Г) тело покрыто ресничным эпителием
Д) промежуточных хозяин — малый прудовик
Е) аэробный
ЧЕРВИ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 63702
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для дождевого червя?
1) полость тела сегментирована в соответствии с телом
2) пространство между органами заполнено паренхимой
3) нервная система стволового типа
4) газообмен осуществляется через всю поверхность тела
5) кровеносная система замкнутого типа
6) кишечник не дифференцирован на отделы
12. Тип 12 № 18218
Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с самой крупной.
1. Млекопитающие.
2. Медвежьи.
3. Бурый медведь.
4. Хордовые.
5. Хищные.
6. Медведи.
13. Тип 13 № 52166
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Какой цифрой на рисунке обозначена трахея?
14. Тип 14 № 52176
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Прилегает щитовидная железа
Б) Открываются гайморовы и лобные пазухи
В) Состоит из сети волокон соединительной ткани
Г) Соединяет глотку с трахеей
Д) Содержит голосовые связки и мышцы
Е) Находятся органы обоняния
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Тип 15 № 20695
Выберите три верных признака гиповитаминоза Д.
1. Искривление конечностей.
2. Кровоточивость десен.
3. Снижение сопротивляемости организма.
4. Ломкость костей.
5. Малокровие.
6. Рахит.
16. Тип 16 № 20536
Расположите в правильном порядке элементы рефлекторной дуги коленного рефлекса человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Двигательный нейрон.
2. Чувствительный нейрон.
3. Спинной мозг.
4. Рецепторы сухожилия.
5. Четырёхглавая мышца бедра.
17. Тип 17 № 41111
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции у животных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Если разные виды неродственных организмов обитают в схожих условиях, то у них могут развиться схожие приспособления. (2) У рыб и ракообразных в связи с обитанием в водной среде сформировались схожие органы дыхания — жабры. (3) Необходимость получать кислород в наземно-воздушной среде привела к появлению у позвоночных животных сначала мешковидных, а затем ячеистых лёгких. (4) Передние конечности пингвинов и тюленей преобразовались в ласты в связи с переходом к водному образу жизни. (5) Примером конвергенции может быть не только внешнее сходство, но и одинаковое поведение животных. (6) Например, броненосцы и некоторые виды тараканов, будучи потревоженными, сворачиваются в идеальный шар.
18. Тип 18 № 21754
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите основные характеристики любого стабильного биогеоценоза в средней полосе России.
1. Постоянная температура воздуха.
2. Видовое разнообразие.
3. Количество осадков в год.
4. Разветвлённость пищевых цепей и сетей.
5. Замкнутость круговорота веществ.
6. Многообразие источников энергии.
19. Тип 19 № 21626
Установите соответствие между биосистемой и её характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) используются различные источники энергии для получения продукции
Б) круговорот веществ замкнутый
В) большое видовое разнообразие
Г) преобладают одна-две культуры
Д) неразветвлённые пищевые цепи
Е) система устойчива и способна к саморегуляции
БИОСИСТЕМА
1) биогеоценоз
2) агроценоз
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
20. Тип 20 № 40934
Проанализируйте таблицу «Типы мышечной ткани». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и определения, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Типы мышечной ткани
Название | Особенности строения | Местонахождение в организме |
гладкая | ____________ (Б) | в стенках органов |
поперечнополосатая | протяжённые волокна с поперечной исчерченностью | ____________ (В) |
____________ (А) | волокна с поперечной исчерченностью и перемычками | в стенке сердца |
Список терминов и понятий
1. Стенки крупных кровеносных сосудов.
2. Внутренний слой сердца.
3. Органы движения.
4. Плоские плотно сомкнутые клетки.
5. Округлые клетки с длинными отростками.
6. Веретеновидные клетки.
7. Сердечная.
8. Сосудистая.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
21. Тип 21 № 20612
Существует множество факторов, влияющих на эффективность фотосинтеза у наземных растений. Учёные решили исследовать влияние концентрации углекислого газа на рост проростков пшеницы. Проростки растили при трёх различных концентрациях углекислого газа, а эффективность фотосинтеза (измерялась по количеству поглощенного СO2) определялась при различной интенсивности светового потока. Результаты были занесены в таблицу.
Изучите таблицу 1 и выберите верные ответы.
1. При концентрации СO2 1300 частей на миллион фотосинтез идёт наиболее эффективно.
2. Сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти = 10000 люмен.
3. При концентрации СO2 280 частей/миллион эффективность фотосинтеза не зависит от силы света.
4. Сила света, при которой эффективность фотосинтеза при 500 частей/миллион перестаёт расти = 5000 люмен.
5. При концентрации СO2 500 частей на миллион фотосинтез идёт наиболее эффективно.
Ответ впишите в порядке возрастания.
22. Тип 22 № 52281
Экспериментатор решил изучить деление клеток, выделенных из организма домовой мыши. Для этого он измерял количество клеток в культуре с добавлением вещества колхицина. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
23. Тип 23 № 52351
Ученый провел эксперимент с ветками липы. Для этого он срезал три молодые ветки, на каждой из которых было 10 листьев примерно одинаковой площади. Ученый поместил каждую ветку в отдельную колбу с 200 мл воды, после чего аккуратно налил растительное масло на водную поверхность для предотвращения испарения. Каждый образец (колбу с веткой) он взвесил и поставил в отдельные термостаты (температурные шкафы), в которых поддерживались температуры 10, 20 и 30 градусов. Влажность в термостатах на момент эксперимента поддерживалась на уровне 60%. Через 1 час ученый повторно взвесил и определил величину, на которую уменьшилась масса каждого образца. Он занес данные в таблицу, но не подписал, какой результат при каком условии был получен.
Номер образца | Уменьшение массы, г |
1 | 5,4 |
2 | 7,9 |
3 | 1,2 |
За счёт чего менялась масса образцов? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в термостатах была разная влажность воздуха? Предположите, при какой температуре выдерживался образец 3. Ответ обоснуйте. Как зависят массы образцов от температур, в которых они выдерживались?
24. Тип 24 № 20692
Где находится центр безусловного дыхательного рефлекса? Какова его основная функция?
25. Тип 25 № 20386
Насекомые — самый распространённый и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее четырёх особенностей.
26. Тип 26 № 25334
Какие особенности строения и размножения голосеменных позволили им захватить более засушливые ареалы обитания по сравнению с папоротникообразными? Ответ поясните.
27. Тип 27 № 22975
Какой набор хромосом характерен для листьев и для спор зелёного мха кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
28. Тип 28 № 31746
Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном — укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном состоянии вызывает гибель мышей на эмбриональной стадии развития. В первом скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, длинным хвостом и самца с чёрной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: три особи с чёрной окраской тела, длинным хвостом и одна особь с коричневой окраской тела, длинным хвостом. Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу 1 : 2 : 1 : 2. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях.
Поясните генотипическое расщепление во втором скрещивании.