Тема: «Развитие и воспитание одаренных детей. Вопросы психологического сопровождения, от теории к практике»
УМС 2
Педагогов-психологов
образовательных
учреждений
Района
Программа заседания :
9:00 -9:10
Открытие .
9:20-10:00
Установка на работу
Одаренный ребенок-особая ценность для общества
10:00
10:20-10:00
Практическое занятие по развитию эмоционально-волевой сферы воспитанников
10:20
Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности
10:30-11:00
Опыт психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ОО района
11:00-11:30
Психолого-педагогический практикум
11:30-12:00
Подведение итогов. Обмен мнениями, Принятие решений.
Одаренный ребенок-особая ценность для общества
1. Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет достижение человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся яркими , очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Важным критерием одаренности одаренной личности относят такие качества , как увлеченность ( мотивированность ) деятельностью, и креативность выполняемых действий.
Возрастные особенности одаренности
- 1 этап. 2-3 года - первые сенсорные впечатления;
- 2 этап . 3-4 года первые пробы деятельности ; активность, необходим широкий спектр применения активности;
- 3 этап 4-5 лет этап -творческого поиска ребенка
- 4 этап 5-6 лет ребенок стремиться к достижению положительного результата в выбранной деятельности;
- 5 этап 6-7 лет яркое проявление одаренности ;
- По данным исследователей примерно 20-25% дошкольников может быть отнесена к одаренным детям.
В результате всего 2-5% детского поколения проявляют себя как одаренные
Семья- как условие развития творческой личности:
- Какая стратегия наименее благоприятна для развития творческой активности и одаренности?
- Какая наиболее благоприятна?
Виды одаренности
- Практическая одаренность:
-одаренность в освоении практических действий
-спортивная;
-организационная
Познавательная одаренность.
- академическая
высокие результаты по школьным предметам)
-научная (н-и деятельность в определенной области)
- Художественно-эстетическая одаренность
- -хореографическая
- -сценическая
- -литературно-поэтическая
- -изобразительная
- -музыкальная
- Коммуникативная одаренность (
- Духовно-ценностная одаренность
Общие признаки одаренности:
- Отличная память, яркое воображение
- Способность классифицировать информацию,
- Умение пользоваться накопленными знаниями,
- Интерес к чтению, большой словарный запас, использование
- в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова,
- Предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры.
- У некоторых детей доминируют математические способности.
- Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания,
- Настойчиво преследуют поставленные им цели, упорные в достижении результата в сфере, которая им интересна.
- Оригинальны и с чувством юмора
- Развитое чувство справедливости
Проблемы одаренных детей:
1.Неприязнь к о у (школе);
2.Игровые интересы.
3.Конформность. (отрицание общих стандартов) 4.
4.Погружение в философские проблемы.
5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
6.Ощущение неудовлетворенности; Стремление к совершенству.
7.Потребность во внимании взрослых.
8. Эгоцентричность в общении со сверстниками
- Эмоциональная нестабильность , нетерпимость.
- Личностные системы ценностей
11.Низкая продолжительность сна.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей – комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема. Решена она может быть лишь при объединении усилий специалистов разного профиля, родителей
- - Задачи: Предупреждение возникновения проблем развития одаренного ребенка
- Помощь в решении актуальных задач развития, обучения , социализации, выбора профессионального и образовательного маршрута
- Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей педагогов
- Психологическое обеспечение образовательных программ
Психологические требования
- Понимание особенностей одаренного ребенка;
- Составление программы личностного развития
- Создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия со сверстниками.
- Избегания в работе крайностей- возведение ребенка на пьедестал и публичного принижения достоинства и игнорирования успехов.
- Освобождения от ошибочных стереотипов. Понимание, что , например, интеллектуально одаренный ребенок:
- - Не обязательно имеет высокую эмоциональную и социальную зрелость;
- Не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации
- Может иметь некоторое отставание в физическом развитии;
- Не должен превосходить всех по всем предметам
- Он не всегда мотивирован на достижения ( стремление быть лучшим и т.д.)
- Часто не адекватная самооценка
Работа психолога-
- Психолог начинает свою работу с заказа со стороны педагога, руководителя, родителя, ученика, и заканчивает свою работу рекомендацией.
- Цель психологического сопровождения:
- содействие в выявлении одаренных учащихся, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Направления:
- Диагностическое направление - изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей их склонностей и интересов .
- Консультативное направление – обеспечение поддержки ребенка в его выборе деятельности; помощь в проектировании маршрута обучения способности к проектированию жизненного пути ;
- Развивающее и коррекционное направление – раскрытие потенциальных возможностей ребенка;
Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; Овладение способами саморегуляции поведения и эмоционального состояния;
Развитие коммуникативных навыков
Формирование адекватной самооценки
Формы и методы работы с одаренными детьми
- Методы творческого характера: проблемные , поисковые, эвристические , исследовательские, проектные.
- Объединения дополнительного образования
- Групповые занятия с сильными учащимися
- Факультативы
- Кружки по интересам
- Научно-практические конференции
- Олимпиады и конкурсы.
- Творческие мастерские;
- сотрудничество с другими центрами развития
Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей
1.Мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом.
2.Формирование установок на здоровый образ жизни.
3.Содействие освоению родителями способов формирования позитивной Я-концепции.
4.Проведение тренингов по снятию нервно-психического напряжения, индивидуальные консультации, занятия по релаксации в течение всего образовательного процесса .
- Алгоритм написания синквейна.
- 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное .
- 2-я строка. Какой? 2 прилагательных .
- 3-я строка. Что делает? 3 глагола.
- 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
- 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.