СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие и воспитание одаренных детей

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  по теме «Развитие и воспитание  одаренных детей. Вопросы психологического сопровождения, от теории к практике». Тема рассматривалась на УМС педагогов-психологов.  В презентации отражены понятие одаренности, возрастные особенности, признаки одаренности иее виды. Также рассатривается проблемма одаренных детей в образовательных учреждениях, а также психолого-педагогическое сопровождение данной катгории детей

Просмотр содержимого документа
«Развитие и воспитание одаренных детей»

Тема:  «Развитие и воспитание одаренных детей.  Вопросы психологического сопровождения, от теории к практике» УМС 2 Педагогов-психологов  образовательных  учреждений Района

Тема: «Развитие и воспитание одаренных детей. Вопросы психологического сопровождения, от теории к практике»

УМС 2

Педагогов-психологов

образовательных

учреждений

Района

Программа заседания : 9:00 -9:10 Открытие . 9:20-10:00  Установка на работу Одаренный ребенок-особая ценность для общества 10:00 10:20-10:00 Практическое занятие по развитию эмоционально-волевой сферы воспитанников 10:20 Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности 10:30-11:00 Опыт психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ОО района 11:00-11:30 Психолого-педагогический практикум 11:30-12:00 Подведение итогов. Обмен мнениями, Принятие решений.

Программа заседания :

9:00 -9:10

Открытие .

9:20-10:00

Установка на работу

Одаренный ребенок-особая ценность для общества

10:00

10:20-10:00

Практическое занятие по развитию эмоционально-волевой сферы воспитанников

10:20

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности

10:30-11:00

Опыт психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ОО района

11:00-11:30

Психолого-педагогический практикум

11:30-12:00

Подведение итогов. Обмен мнениями, Принятие решений.

Одаренный ребенок-особая ценность для общества 1. Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет достижение человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Одаренный ребенок-особая ценность для общества

1. Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет достижение человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Одаренный ребенок –  ребенок, выделяющийся яркими , очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.  Важным критерием одаренности одаренной личности относят такие качества , как увлеченность  ( мотивированность ) деятельностью, и креативность выполняемых действий.

Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся яркими , очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Важным критерием одаренности одаренной личности относят такие качества , как увлеченность ( мотивированность ) деятельностью, и креативность выполняемых действий.

Возрастные особенности одаренности 1 этап. 2-3 года - первые сенсорные впечатления; 2 этап . 3-4 года первые пробы деятельности ; активность, необходим широкий спектр применения активности; 3 этап 4-5 лет этап -творческого поиска ребенка 4 этап 5-6 лет ребенок стремиться к достижению положительного результата в выбранной деятельности; 5 этап 6-7 лет яркое проявление одаренности ; По данным исследователей примерно 20-25% дошкольников может быть отнесена к одаренным детям.  В результате всего 2-5% детского поколения проявляют себя как одаренные

Возрастные особенности одаренности

  • 1 этап. 2-3 года - первые сенсорные впечатления;
  • 2 этап . 3-4 года первые пробы деятельности ; активность, необходим широкий спектр применения активности;
  • 3 этап 4-5 лет этап -творческого поиска ребенка
  • 4 этап 5-6 лет ребенок стремиться к достижению положительного результата в выбранной деятельности;
  • 5 этап 6-7 лет яркое проявление одаренности ;
  • По данным исследователей примерно 20-25% дошкольников может быть отнесена к одаренным детям.

В результате всего 2-5% детского поколения проявляют себя как одаренные

Семья- как условие развития творческой личности: Какая стратегия наименее благоприятна для развития творческой активности и одаренности? Какая наиболее благоприятна?

Семья- как условие развития творческой личности:

  • Какая стратегия наименее благоприятна для развития творческой активности и одаренности?
  • Какая наиболее благоприятна?
 Виды одаренности Практическая одаренность: -одаренность в освоении практических действий -спортивная; -организационная  Познавательная одаренность. - академическая  высокие результаты по школьным предметам) -научная (н-и деятельность в определенной области) Художественно-эстетическая одаренность -хореографическая -сценическая -литературно-поэтическая -изобразительная -музыкальная Коммуникативная одаренность ( - лидерская ) Духовно-ценностная одаренность

Виды одаренности

  • Практическая одаренность:

-одаренность в освоении практических действий

-спортивная;

-организационная

Познавательная одаренность.

- академическая

высокие результаты по школьным предметам)

-научная (н-и деятельность в определенной области)

  • Художественно-эстетическая одаренность
  • -хореографическая
  • -сценическая
  • -литературно-поэтическая
  • -изобразительная
  • -музыкальная
  • Коммуникативная одаренность (
  • - лидерская )
  • Духовно-ценностная одаренность
 Общие признаки одаренности: Отличная память, яркое воображение Способность классифицировать информацию, Умение пользоваться накопленными знаниями, Интерес к чтению, большой словарный запас, использование  в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, Предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности.  Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, Настойчиво преследуют поставленные им цели, упорные в достижении результата в сфере, которая им интересна. Оригинальны и с чувством юмора Развитое чувство справедливости

Общие признаки одаренности:

  • Отличная память, яркое воображение
  • Способность классифицировать информацию,
  • Умение пользоваться накопленными знаниями,
  • Интерес к чтению, большой словарный запас, использование
  • в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова,
  • Предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры.
  • У некоторых детей доминируют математические способности.
  • Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания,
  • Настойчиво преследуют поставленные им цели, упорные в достижении результата в сфере, которая им интересна.
  • Оригинальны и с чувством юмора
  • Развитое чувство справедливости
 Проблемы одаренных детей: 1.Неприязнь к о у (школе); 2.Игровые интересы. 3.Конформность. (отрицание общих стандартов) 4. 4.Погружение в философские проблемы. 5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 6.Ощущение неудовлетворенности; Стремление к совершенству. 7.Потребность во внимании взрослых. 8. Эгоцентричность в общении со сверстниками Эмоциональная нестабильность , нетерпимость. Личностные системы ценностей 11.Низкая продолжительность сна.

Проблемы одаренных детей:

1.Неприязнь к о у (школе);

2.Игровые интересы.

3.Конформность. (отрицание общих стандартов) 4.

4.Погружение в философские проблемы.

5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

6.Ощущение неудовлетворенности; Стремление к совершенству.

7.Потребность во внимании взрослых.

8. Эгоцентричность в общении со сверстниками

  • Эмоциональная нестабильность , нетерпимость.
  • Личностные системы ценностей

11.Низкая продолжительность сна.

 Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей – комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема.   Решена она может быть лишь при объединении усилий специалистов разного профиля, родителей   - Задачи: Предупреждение возникновения проблем развития одаренного ребенка Помощь в решении актуальных задач развития, обучения , социализации, выбора профессионального и образовательного маршрута Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей педагогов Психологическое обеспечение образовательных программ

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей – комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема. Решена она может быть лишь при объединении усилий специалистов разного профиля, родителей

  • - Задачи: Предупреждение возникновения проблем развития одаренного ребенка
  • Помощь в решении актуальных задач развития, обучения , социализации, выбора профессионального и образовательного маршрута
  • Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей педагогов
  • Психологическое обеспечение образовательных программ
Психологические требования Понимание особенностей одаренного ребенка; Составление программы личностного развития Создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия со сверстниками. Избегания в работе крайностей- возведение ребенка на пьедестал и публичного принижения достоинства и игнорирования успехов. Освобождения от ошибочных стереотипов. Понимание, что , например, интеллектуально одаренный ребенок: - Не обязательно имеет высокую эмоциональную и социальную зрелость; Не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации Может иметь некоторое отставание в физическом развитии; Не должен превосходить всех по всем предметам Он не всегда мотивирован на достижения ( стремление быть лучшим и т.д.) Часто не адекватная самооценка

Психологические требования

  • Понимание особенностей одаренного ребенка;
  • Составление программы личностного развития
  • Создание ситуации продуктивного и эмоционального благоприятного взаимодействия со сверстниками.
  • Избегания в работе крайностей- возведение ребенка на пьедестал и публичного принижения достоинства и игнорирования успехов.
  • Освобождения от ошибочных стереотипов. Понимание, что , например, интеллектуально одаренный ребенок:
  • - Не обязательно имеет высокую эмоциональную и социальную зрелость;
  • Не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации
  • Может иметь некоторое отставание в физическом развитии;
  • Не должен превосходить всех по всем предметам
  • Он не всегда мотивирован на достижения ( стремление быть лучшим и т.д.)
  • Часто не адекватная самооценка
Работа психолога- Психолог  начинает свою работу с заказа со стороны педагога, руководителя, родителя, ученика, и заканчивает свою работу рекомендацией. Цель психологического сопровождения:  содействие в выявлении одаренных учащихся, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Работа психолога-

  • Психолог начинает свою работу с заказа со стороны педагога, руководителя, родителя, ученика, и заканчивает свою работу рекомендацией.
  • Цель психологического сопровождения:
  • содействие в выявлении одаренных учащихся, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Направления: Диагностическое направление - изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей их склонностей и интересов . Консультативное направление – обеспечение поддержки ребенка в его выборе деятельности; помощь в проектировании маршрута обучения способности к проектированию жизненного пути ; Развивающее и коррекционное направление – раскрытие потенциальных возможностей ребенка; Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; Овладение способами саморегуляции поведения и эмоционального состояния; Развитие коммуникативных навыков Формирование адекватной самооценки

Направления:

  • Диагностическое направление - изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей их склонностей и интересов .
  • Консультативное направление – обеспечение поддержки ребенка в его выборе деятельности; помощь в проектировании маршрута обучения способности к проектированию жизненного пути ;
  • Развивающее и коррекционное направление – раскрытие потенциальных возможностей ребенка;

Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; Овладение способами саморегуляции поведения и эмоционального состояния;

Развитие коммуникативных навыков

Формирование адекватной самооценки

Формы и методы работы с одаренными детьми Методы творческого характера: проблемные , поисковые, эвристические , исследовательские, проектные. Объединения дополнительного образования Групповые занятия с сильными учащимися Факультативы Кружки по интересам  Научно-практические конференции Олимпиады и конкурсы. Творческие мастерские; сотрудничество с другими центрами развития

Формы и методы работы с одаренными детьми

  • Методы творческого характера: проблемные , поисковые, эвристические , исследовательские, проектные.
  • Объединения дополнительного образования
  • Групповые занятия с сильными учащимися
  • Факультативы
  • Кружки по интересам
  • Научно-практические конференции
  • Олимпиады и конкурсы.
  • Творческие мастерские;
  • сотрудничество с другими центрами развития
Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей 1.Мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом. 2.Формирование установок на здоровый образ жизни. 3.Содействие освоению родителями способов формирования позитивной Я-концепции. 4.Проведение тренингов по снятию нервно-психического напряжения, индивидуальные консультации, занятия по релаксации в течение всего образовательного процесса .

Сохранение психофизиологического здоровья одаренных детей

1.Мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом.

2.Формирование установок на здоровый образ жизни.

3.Содействие освоению родителями способов формирования позитивной Я-концепции.

4.Проведение тренингов по снятию нервно-психического напряжения, индивидуальные консультации, занятия по релаксации в течение всего образовательного процесса .

Алгоритм написания синквейна. 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное . 2-я строка. Какой? 2 прилагательных . 3-я строка. Что делает? 3 глагола. 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов. 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
  • Алгоритм написания синквейна.
  • 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное .
  • 2-я строка. Какой? 2 прилагательных .
  • 3-я строка. Что делает? 3 глагола.
  • 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
  • 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.