Развитие интеллектуальных и творческих способностей на уроке и во внеурочное время. Учитель химии Исмагилова А.Р. У каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умело рукой, они красиво зазвучат (В.А.Сухомлинский) За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь о завтрашнем уроке, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Для решения данной проблемы, на первый план выносится основная цель: развивать в личности заложенные природой задатки, формировать способы умственной деятельности и навыки творческого мышления. Трудности восприятия химических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны прежде всего с недостаточным уровнем сформированной интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические положения к конкретным практическим ситуациям, держать в памяти большой объем фактического материала и уметь ситуативно активизировать его конкретную часть. Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Очевидным является поиск путей решения проблемы интеллектуального развития школьников. Линия развития интеллектуальных способностей учащегося включает в себя: Развитие- устной и письменной речи, наблюдательность Формирование умений - сравнивать, противопоставлять, анализировать выделять главное, проводить обобщение, проводить классификацию, проводить анализ, проводить синтез Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя познания из разных областей, коммуникативные умения. Здесь нужно рассматривать основные направления деятельности: ИКТ на уроках химии, работа с книгой, проблемно- поисковая деятельность обучающихся, использование новых технологий обучения. Ещё одной из первостепенных задач в любой школе является развитие творческого мышления учащихся, которое формирует сознательное отношение к окружающей действительности. Для решения этой задачи использую следующие виды учебной деятельности, способствующие формированию творческих навыков обучающихся: 1. Использование нетрадиционных форм уроков и занятий внеурочной деятельности (урок-игра, викторины, лабораторно-практический урок, защита мини-проектов). 2. При подготовке урока, учебного занятия обязательным считаю использование принципа успешности каждого ученика (ребенок может сам выбирать не только уровень сложности задания, но например и его форму). Для того чтобы повысить познавательный интерес, учащимся на уроках предлагаются карточки для индивидуальной работы, выполненные на бумаге разных цветов. Эти элементарные предпочтения помогают ученику положительно настроиться на предлагаемую работу. 3. Для того чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к химии, возможны следующие направления: Творческие работы; Проектно-исследовательская деятельность; Ролевые и интеллектуальные игры; Решение творческих химических задач; Дидактические игры. Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности. Творческие работы учеников состоят в создании: - компьютерных презентаций к урокам; - кроссвордов, ребусов, шарад; - карточек с заданиями, тестов; - викторин. Для учащихся, имеющих литературный талант - написать стихи, сочинения. Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе позволяет осуществлять системно-деятельностный подход в обучении, а также сформировать информационно-коммуникативные компетенции учащихся и компетентности в сфере самостоятельной, познавательной деятельности. Использование компьютерных технологий способствует развитию самостоятельности учащихся, учету индивидуального темпа их обучения, эффективному применению личностно-ориентированного подхода к обучению, проведению контроля с помощью различного вида заданий: тестов, заданий самоконтроля. Использование интерактивного комплекса возможно на различных этапах занятия: объяснения нового материала, закрепления изучаемой темы, проведения и проверки самостоятельной работы, повторения пройденных тем, проведения виртуальных практических работ. Во время объяснения нового материала, обобщения и закрепления можно использовать презентации, мультимедийные электронные учебники и CD-диски. Это позволяет организовать учебный процесс более интересно. Ученики используют дополнительный материал по предмету, используя электронные справочники и учебники, Интернет. Еще один из главных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка-это исследовательская практика. Склонность к исследованию свойственна всем детям. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать - это индикаторы детской одаренности. Структура учебного исследования: Выделение и постановка проблемы - выдвижение гипотез - поиск и предложение возможных вариантов решения - сбор материала - обобщение полученных данных – подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и т.д.)-защита проекта. Для успешного решения задач можно использовать элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих “отсекать” неэффективные решения и прийти к верному ответу. (Приложение №1-4) Можно использовать такие приемы, как: Прием “Наоборот”. Вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные. Например, при закреплении правил техники безопасности в 8 классе использовать текст, выделяя в нем ошибочные действия главного героя. (Приложение №5-6) Проведение на уроках дидактических игр позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал. Предлагаю варианты дидактических игр, которые являются универсальными для любой возрастной группы. “Третий лишний”. На доске написаны несколько столбцов, в каждом из которых по три названия каких-либо веществ. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним. Исключить «лишнее» вещество, указав признак, которому оно не соответствует. (Приложение №7) “Узнай явление”. Приведены отрывки известных литературных произведений, надо определить о каком явлении, физическом или химическом, идёт речь. (Приложение №8) Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей. Оценивание результатов происходит постоянно: похвала за любую инициативу, выставка работ, награждение грамотами, дипломами. И главным подведением итогов является пополнение портфолио каждым учеником. Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время должны помнить: -Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых результатов, они обязательно будут, но не торопите события. -Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ –дело очень деликатное. -Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных» -и самое главное- творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. |