СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие инженерных технологий при изучении гуманитарных наук. Возможно ли это?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа решает проблему нового подхода к образованию. Министр образования озвучила, что в данное время государству не хватает инженерно-технических специалистов. В этой работе я постаралась найти ответ на вопрос: "Как  внедрить инженерное направление на уроках гуманитарного цикла?"

Просмотр содержимого документа
«Развитие инженерных технологий при изучении гуманитарных наук. Возможно ли это?»

III Межрегиональный фестиваль инновационных идей и образовательных проектов «ПУТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ТРУДА»-2018



Развитие инженерных технологий при изучении гуманитарных наук.

Возможно ли это?

(урочно -внеурочная деятельность)



Составила учитель высшей квалификационной категории

Коростелева М.В.





Министр образования и науки России Ольга Васильева озвучила самые необходимые в данное время государству специальности. На первое место она поставила нехватку инженерно-технических специалистов.

Школа идет в ногу со временем, и одна из задач образования подготовить востребованных в социуме специалистов. Необходимо пропагандировать и повышать престиж профессии инженера, преобразовать содержание инженерного образования и привести его в соответствие с потребностями экономики, пробуждение интереса к инженерии с раннего возраста с целью выявления способностей и воспитания талантов… Новые подходы должны быть разработаны в области образования и профессиональной подготовки, в частности, за счет усиления их практической направленности, введения системы проблемного обучения, отражающей сущность профессии инженера - решение проблем .

Научные знания и практические умения инженера проявляются в исследовательской, конструкторско-проектной и производственной деятельности. Необходимость развития данных видов деятельности у специалистов хорошо согласуется с вводимыми новыми стандартами в образовании:

- введение новых образовательных стандартов в школе с ориентацией на метапредметный и системно-деятельностный подход, внедрение проектной технологии и технологии проблемного диалога – это первый шаг к повышению мотивации обучающихся к точным наукам и исследованиям;

- практиориентированные занятия на уроках с использованием компьютерных исследовательских лабораторий являются хорошим опытом для последующей производственной деятельности;



- введение метапредметов в учебный план с освоением способов конструирования объектов, явлений и событий согласуются не только с физико-математическими и техническими предметами, но и с предметами гуманитарного цикла;

- развитие технического направления организации внеурочной деятельности школьников за счет кружков повышает интерес учащихся к конструированию устройств и приборов.

Являясь преподавателем гуманитарных наук, я задумалась над вопросом: « Как я смогу на своих уроках внедрять инженерное направление? И возможно ли это?» Ответ на данный вопрос мне помогли найти «Инженерные каникулы», которые были организованы для обучающихся на базе лаборатории Fab Lab НИТУ МИСиС.

1 этап. На уроке русского языка при изучении раздела «Фразеология» нам встретилось выражение «играть в бирюльки». Ребята заинтересовались значением данного фразеологизма. Это и стало отправной точкой нашего проекта. Проблему ребята обнаружили на уроке, а вот ее решение обучающиеся находили уже в лаборатории. (Видео № 1. Обнаружение проблемы)

Используя различные источники информации обучающиеся добыли сведения о фразеологизме «играть в бирюльки».

Чтобы понять слово бирюльки мы обратились к словарю1

Бирюльки - заниматься пустяками, ерундой, забыв о главных вещах. Почему же так считается?

Бирюльки - это сбор игрушечных предметов, старинная русская настольная игра. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Чтобы бирюльки было удобно зацеплять, их изготавливают в форме предметов, имеющих ушко либо отверстие. Бирюльки делали в виде различной кухонной утвари.

Во время игры происходит живое общение, увлекшись игрой, участники подсказывают друг другу что и как лучше сделать, обсуждают успехи и промахи и это все стимулирует развитие речи.

Как бирюльки стали фразеологизмом?

Несмотря на то, что игра в бирюльки – полезное во всех отношениях занятие, со временем это слово приобрело негативную окраску. Лингвисты считают, что, скорее всего, это произошло потому, что игра была очень увлекательная, хоть и простая до примитива. Люди садились играть, если проигрывали, то хотелось реванша. А если выигрывали, то стремились закрепить успех и выиграть очередную партию. Азарт, ничего не поделаешь. Время пролетало незаметно. Глядишь, и вечер плавно перетек в ночь, а она внезапно стала ранним утром. Вот так и повелось: день-то прошел, а ничего полезного не сделано - одни бирюльки и были.

Что обозначает фразеологизм «играть в бирюльки»?

У него два значения. Первое значение – вместо серьезных дел заниматься ерундой или пустячной работой. Второе значение обычно употребляется по отношению к несерьезным людям, которые не умеют или не хотят относиться к делу ответственно и доводить его до конца. Играют в бирюльки, а серьезного дела от них не дождешься.

История бирюлек.

История умалчивает, когда взрослые заметили увлеченность детей бирюльками и как бирюльки переросли в поистине всенародную игру. Неизвестно также, какой русский умелец впервые изготовил бирюльки. В России существовало два вида игры в бирюльки — играли в бирюльки-палочки и в бирюльки, выточенные на токарном станке.

Начиная с 19 века, точеные русские бирюльки стали не только семейными, но и светскими развлечением, а к началу 20 столетия их можно было назвать одной из наиболее популярных игр любого сословия. Считались они дамским развлечением, в отличие, на пример, от шахмат, и были непременным атрибутом аристократических салонов. Затейливые бирюльки в коробочках, шкатулках разных форм и размеров продавались в московских магазинах в комплекте с шоколадными наборами. Их дарили на праздники с пожеланиями семейного благополучия.

Для чего полезны?

Во время игры у ребенка развивается память и воображение, а перебирание фигурок в мешочке-это еще и отличный массаж кистей рук. Особенно полезно, когда малыш испытывает недостаток тактильных ощущений. Игра в бирюльки тренирует мелкую моторику. Игроки учатся аккуратности, терпению, усидчивости, развивают глазомер координацию движений



2 этап. В рамках инженерных каникул, проходивших на базе лаборатории Fab Lab НИТУ МИСиС, мы решили создать свои авторские бирюльки, используя облачный инструмент дизайна Autodesk Fusion 360, 3D принтер и лазерный станок. Для этого ребятам нужно было решить следующие задачи:

1.Освоить ПО Autodesk Fusion 360 в лаборатории Fab Lab НИТУ МИСиС

4.Изготовить макеты бирюлек, используя облачный инструмент дизайна Autodesk Fusion 360

5.Напечатать бирюльки на 3D принтере и вырезать на лазерном станке.

( Видео № 2 Организация работы)

В процессе работы ребята решили, что бирюльки, изготовленные с использованием современных технологий, будут обладать такими же развивающими функциями, как и классические игрушки, но их авторские бирюльки будут не только игрушками, но и средством обучения, поэтому бирюльки разные по цвету, по форме, по размерам. А также обучающиеся предложили бирюлькам придать форму английских букв (для использования на уроках английского языка) и геометрических фигур (для использования на уроках геометрии).

3 этап. В результате работы над проектом обучающиеся пришли к выводу, что если начинаешь играть в бирюльки, действительно забываешь обо всем на свете! И тогда может возникнуть подозрение, что это отвлекает от каких-нибудь важных дел! Но на самом деле, бирюльки очень полезны. Осторожность, внимательность, сосредоточенность – это не полный список качеств. Которыми должен обладать игрок!

В ходе работы над проектом ученики расширили знания в области раздела науки о языке «фразеология» и увеличили свой словарный запас, узнали историю старинной русской игры, а значит будут сохранять русские традиции.

И главное, у них появился интерес к инженерии. Ребята поняли, что инженерные технологии можно применять в любых областях науки.

Но не стоит забывать и о социальной значимости. В рамках школьного самоуправления ребята познакомили обучающихся начальной школы с игрой в бирюльки, и те с удовольствием играли друг с другом, используя с пользой свободное время!

(Видео 3)

Создание максимально благоприятных условий для самореализации учащихся, обеспечение профильно-ориентированной подготовки в области инженерных наук обязательно обеспечит положительный результат, и в государстве не будет нехватки в инженерно-технических специалистах высокого уровня.





























Библиографический список:

1. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: История, концепция, перспектива // Высшее образование в России. № 1, 2012

2. Ильин И. В., Оспенникова Е. В. Формирование системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры современного школьника // Педагогическое образование в России. № 3, 2011.





1 Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.-3-е изд.,перераб.- М.: Просвещение,1994.-431 с.2 http://www.topauthor.ru/igrat_v_biryulki__chto_eto_znachit_1281.html (Дата обращения 4.12.2017)