СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие исследовательской активности обучающихся: педагогические задачи

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие исследовательской активности обучающихся: педагогические задачи»

Развитие исследовательской активности обучающихся: педагогические задачи

Кадиров Исмихан Камалович,

преподаватель

ГБПОУ ВО «ЛАТТ»

г.Лиски


Каждый из нас по своей природе - исследователь. Но не каждый из нас в своем развитии выработал в себе исследовательскую позицию по отношению к миру, другим, самому себе. Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого, человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему необходимо искать и находить ранее не изведанное. Для успешной и активной жизни в этом мире человеку становится принципиально занимать по отношению к миру, другим и самому себе исследовательскую позицию. Личность развивается в деятельности, а деятельность осуществляется личностью. Присвоение алгоритмов и норм исследовательской деятельности должно быть направлено на переустройство мировоззрения, внутренней позиции личности.

Исследование по своей феноменологии для человека имеет три составляющие, которые согласуются с факторами развития личности. Биологические предпосылки – исследовательская активность, исследовательское реагирование, исследовательское поведение. Условия развития - социокультурные, исторически сложившиеся контексты, содействующие (или тормозящие) преобразованию исследовательского поведения в исследовательскую деятельность, задающие нормы и средства осуществления этой деятельности. Внутренняя позиция – выработанная способность личности искать и осознавать проблемы; осознанно, активно и конструктивно реагировать на проблемные ситуации, выстраивать исследовательское отношение к миру, к другим, к самому себе. Спонтанное, неосознанное исследование в форме непосредственного реагирования на проблемную ситуацию, исследовательской активности, свойственно любому человеку. Спорадическое исследование сопровождает человека на протяжении всей жизни, независимо от способностей и социального статуса, являясь средством освоения действительности и взаимодействия с ней.

Смысловые и ценностные основания собственной деятельности – ключевой вопрос для педагога, поскольку его реальные действия и поступки оказывают непосредственное влияние на процесс развития лично другого, вхождению ее в пространство культуры. Как отмечает Ш.А. Амонашвили, «от образа мышления педагога зависит его практика». В этом отношении чрезвычайно значимо, чтобы построение образовательного пространства в школе базировалось на фундаментальных ценностных основаниях, разделяемых всеми участниками педагогического коллектива. Развитие личности происходит как в стихийном процессе событийного ряда повседневной жизни, так в процессе сознательного становления, саморазвития. Человек становится самим собой через других. Жизненный путь человека – путь личности во времени и пространстве от рождения до смерти, обладающий социокультурными детерминантами. Значимо, чтобы человек был активным в выстраивании собственных личностных смыслов и мировоззрения, своего жизненного пути в этом мире; произволен в идентификации и обособлении по отношению к значимым реалиям развития и бытия. Таким образом, значимо процесс учения понимать как продуктивное взаимодействие педагога и студента, как «совместное исследование, проводимое педагогом и студентом», а выстраивание образовательной деятельности в техникуме – как совместный личностный рост преподавателей и студентов. Понимание особенностей возраста учащихся, с которыми мы взаимодействуем в реальной практике общения, не противоречит, а скорее, подтверждает идею о том, что в каждом конкретном случае с каждым отдельным студентом мы будем выстраивать особые отношения. Так, например, подросток от других людей зачастую ожидает именно того, что к нему будут относиться как к уникальному человеку, а его проблемам и переживаниям – как к особенным и неповторимым. Сказать студенту, что вся его жизнь и он сам, его чувства и переживания типичны, понятны и предсказуемы – лучший способ разладить с ним отношения, закрыть его внутренний мир для сотрудничества со своим. Отношение к другому в процессе общения как к тому или иному типу может разрушить сами отношения с другими, а видение конкретной жизненной ситуации как типичной порой задает шоры, не позволяющие заметить что-то важное. Понимание особенностей возраста создает условия для более глубокого и вдумчивого отношения к конкретным поступкам и действиям студентов, корректирует систему требований к ним и ожиданий от них. Выстраивание образовательной деятельности в техникуме важно рассматривать как создание условии, способствующих развитию личности, ее коммуникативного, когнитивного и креативного потенциала. Учебно-исследовательская деятельность максимально эффективно содействует развитию заявленных личностных потенциалов. Кроме того, феноменология исследовательской деятельности, а также основные принципы организации учебно-исследовательской работы делают необходимым выстраивание у участников образовательного процесса позиции в отношении друг друга как уникальной личности в уникальных условиях. Педагогическая система сильно страдает от того, что большинство учителей считают себя знающими единственно правильные ответы на все вопросы (набор которых также заранее предопределен и не поддается критическому осмыслению) и обязанными их передавать незнающим. При это забывается то, что чужая правда трудно становится своей. Поиск же совместной правды создает как раз такую ситуацию, при которой студент добытые знания в совместной деятельности с преподавателем принимает для себя как личностно значимые, а не чуждые. Если мы определяем основной задачей образовательного учреждения – включение студента в активный процесс познания мира, себя и себя в мире, то именно наличие самостоятельности и активности познания со стороны ученика выступает одним из ключевых показателей успешности образования. Для развития такой самостоятельности студента в процессе познания ключевой проблемы становится, с одной стороны, вопрос о мотивации студентов к познавательной деятельности, и, с другой стороны, - особенности позиции преподавателя по отношению к студенту и процессу учения.

Как уже говорилось, каждый из нас изначально по своей природе – исследователь. И мы можем эту способность подавить, а можем развить, освоив наработанные в культуре способы организации и исследования. В условиях все большей неопределенности мира важно не сужать мировоззрение наших воспитанников конкретикой узкоматематических профилей, а развить в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.

Литература:

  1. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2008

  2. Леонтович А.В., Обухов А.С. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сборник статей. 2009

  3. Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к человеку // Развитие личности. 2008



ЗАЯВКА



на участие во Всероссийской педагогической научно-практической конференции

«Экспериментальная и инновационная деятельность в образовательных организациях СПО как средство повышения качества обучения»



Учебное заведение



Ф.И.О. участника (полностью)



Должность



Направление конференции



Название статьи



электронная почта для контактов и



ГБПОУ ВО ЛАТТ



Кадиров Исмихан Камалович



Преподаватель физической культуры



Развитие исследовательской деятельности обучающихся



Развитие исследовательской деятельности обучающихся: педагогические задачи



[email protected]



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!