СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал предназначен для учителей начальных классов, которые работаю над проблемой развития исследовательской деятельности с младшими школьниками.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Губаревская средняя общеобразовательная школа

Семилукского муниципального района Воронежской области
















Тема: «Развитие исследовательской и познавательной деятельности в работе с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС».


















Подготовила: учитель начальных классов

Голобородько Ольга Вячеславовна





с. Губарево 2019 г.

Ребенок любознателен, ему интересно все, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство, принцип действия. Это врожденные исследовательские качества. С возрастом происходит трансформация исследовательской деятельности, проявляется избирательность - исследуется только то, что вызывает интерес. А в школе приходится изучать и исследовать очень много заданного - запланированного разными программами и стандартами.

Актуальность проблемы.

Актуальность выбранной темы я вижу в том, что исследовательская деятельность, как один из видов нетрадиционной формы обучения и воспитания, позволяет наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся.

Цели.

Мною были поставлены следующие цели:

  • внедрение элементов исследовательской деятельности в учебный процесс по образовательной системе «Школа России»;

  • развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского и познавательного поведения и развития исследовательских способностей;

  • способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желанию выполнять любую задачу творчески; способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желанию выполнять любую задачу творчески;

Задачи.

  • Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи: изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;

  • выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности;

  • разработать систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе.

Специфика работы.

Специфика исследовательской и познавательной деятельности в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь, «заразить» детей и показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Исследовательско-познавательная деятельность может применяться как во всех образовательных областях в начальной школе и старшего звена, так и в воспитательной работе.

Любая исследовательская и познавательная работа включает в себя следующие этапы: 1.Подготовительный. 2. Основной. 3.Заключительный.

Используя исследовательские методы в обучении младших школьников, я выявила существенные особенности. Младшего школьника бесполезно «нагружать» темой исследования. Он конечно исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать он будет только то, что ему действительно интересно.

Начинаю свою работу с того, что приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Для сбора информации я предлагаю детям выбрать наиболее удобную форму поиска материала:

1.    Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

2.    Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

3.    Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

4.    Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

5.    Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

6.    Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По возможности сделай фотографии.

7.    Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

В 1 классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.

На уроке литературного чтения за этот год была проведена исследовательско-познавательная деятельность по следующим темам: «Создаём город букв», «Буквы- герои сказок», «Составляем сборник загадок», «Наш класс- дружная семья». Так же с учащимися 1А класса были созданы 2 мультфильма по теме «Азбука», которые заняли в районном конкурсе второе место.

На уроках русского языка и математики использовались задания, которые стимулировали к познавательной деятельности: найди два одинаковых предмета, на что похожа буква, какие предметы изображены на картинке, что общего и чем отличаются. Использовались стихи, загадки, пословицы.

В своей работе с 1А классом, я вовлекаю не только детей в познавательно-исследовательскую деятельность, но и их родителей.

Так, совместно с родителями и детьми мы с удовольствием исследовали свою семью, на уроке окружающего мира. Узнавали, почему у родителей такое отчество, какие близкие родственники у них есть, оформляли свой семейный фотоальбом, узнавали о профессиях членов семьи. Провели исследовательско-познавательную работу по темам: «Моя малая родина», «Мой класс и моя школа», «Наши домашние питомцы».

На уроке технология выполнили групповой проект «Дикие животные», где провели исследовательскую работу о жизни диких животных Африки, Австралии и Европы.

В классе есть глобус, мини – библиотека книг (детские энциклопедии о животных, морских обитателей, сборники художественной литературы и т. д.), которые дети приносят сами в класс и с удовольствием читают.

Для активизации познавательной деятельности в своей работе я стараюсь использовать урок-сказку, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игру. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу
доброжелательности, зажечь огонек любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.

Нестандартные уроки позволяют разнообразить виды работ, расширяют кругозор учащихся. Эффект таких уроков велик. Нет ни одного скучающего ребенка на уроке и нет необходимости напоминать о дисциплине.

Если урок-путешествие проводится на каком-либо виде транспорта, то материал подбираю так, чтобы он знакомил с соответствующими профессиями.

Урок-путешествие, имеющий сказочную основу, позволяет оживить теоретический материал, органически связать изучаемый материал с другими областями знания, подключить богатую фантазию детей, учить преодолевать трудности, оценивать поступки как сказочных персонажей, так и свои собственные.

На уроке-сказке изучение нового по математике и закрепление ранее изученного облачено в форму сказочного повествования.

Еще одно из эффективных средств развития познавательного интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроке - дидактическая игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания.

Заключение.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования и познания, можно сделать выводы:

Для учащихся: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях; вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении;

Для учителя:

- способствует профессиональному росту учителя, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке;

- даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  • классифицировать;

  • обобщать;

  • отбирать все возможные варианты решения;

  • переключаться с одного поиска решения на другой;

  • составлять программу действий по своей работе;

  • рассматривать объект с различных точек зрения;

  • сравнивать различные объекты и их совокупности;

  • составлять задания по предложенной теме;

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательско-познавательная тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития.

Следовательно, внедрение в учебный процесс исследовательской деятельности имеет положительные тенденции: повышается уровень и качество образовательного процесса в целом, возникает потребность у обучающихся и их родителей в саморазвитии, так необходимом для адаптации сегодняшнего мира.

Список используемой литературы

  1. Бычков проектов в современной  школе. – М., 2000

  2. Григорьев деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ , . – М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

  3. Кривобок деятельность младших школьников [Текст]: /   Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

  4. Симоненко деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002. – 112с.: ил. – (Библиотека учителя).

  5. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: - , М.: Академия, 2009 - 12с.

  6. Проектные задачи в начальной школе. /под ред. . – М.: Просвещение – 2010.

  7. Сергеев организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

  8. Савенков исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.  

  9. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011. Шатилова в начальной школе: от замысла к реализации. – Волгоград: Учитель, 2010.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!