Развитие ключевых компетенций педагогов как результат прохождения курсов повышения квалификации
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы определения условий осознания и комплексного развития ключевых компетенций педагогов, в результате прохождения курсов повышения квалификации в системе дополнительного педагогического образования.
Ключевые слова: повышение квалификации, актуализация профессиональных компетенций, профессиональное совершенствование, компетентность.
Актуальность статьи
Глубокие качественные изменения политических, экономических и социальных ориентиров общества оказывают существенное влияние на требования, предъявляемые к профессиональному уровню педагогов. И, как следствие, в новых социально-экономических условиях происходит процесс модернизации дополнительного педагогического образования, его адаптация к современным реалиям. Актуальность статьи продиктована наличием определенного несоответствия, в связи с возрастающими требованиями, между необходимостью расширения, реформирования системы дополнительного педагогического образования к профессиональному уровню педагогов, способных осмыслить, а затем реализовать новые тенденции в системе образовании, и исследованностью процесса повышения их компетенции в результате прохождения курсов повышения квалификации
В этой связи следует обозначить ключевые компетенции в содержании повышения квалификации педагога, наличие которых является необходимым условием успешной работы в сфере образования. Современный педагог, прежде всего, должен быть образованным специалистом и креативной личностью, уметь прогнозировать и добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Под профессиональными компетенциями мы понимаем качество действий работника, обеспечивающее эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей. Компетенции создают необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе. При этом ключевыми компетенциями являются те, которые носят доминирующий, системообразующий характер.
Цель статьи: провести теоретическое исследование и определить условия реализации профессиональных компетенций педагогов в результате прохождения курсов повышения квалификации.
В теории дополнительного педагогического образования, на данном этапе, в трактовке подходов к понятию «содержание повышения квалификации» можно выделить различные характеристики. В.В. Краевский определяет содержание повышения квалификации как совокупность дополнительных знаний по базовой специальности и дальнейшее совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний, как отражение конкретной профильности в образовании. О.С. Анисимов, Л.К. Веретенникова, Б.С. Гершунский отмечают необходимость при повышении квалификации переориентироваться с поэтапной профессиональной подготовки педагога на развитие личности, с усвоения знаний, умений и навыков на овладение культурой и методологией педагогической работы, что проявляется в общепрофессиональном подходе к формированию содержания повышения квалификации. [9, с. 34]
На современном этапе содержанием курсов повышения квалификации педагогов проявляется стремление к осознанию и к комплексному развитию ключевых компетенций, ориентированных на всестороннее раскрытие личности педагога (интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую сферы), на развитие функций педагогической деятельности (гностическую, конструктивно-проектировочную, коммуникативную, организаторскую).
Так же необходимо отметить, что существует противоречие между необходимостью создания целостной системы профессионального совершенствования работников системы образования и отсутствием четко разработанных алгоритмов актуализации ключевых компетенций в содержании программно-методического обеспечения курсов повышения квалификации. Актуализация ключевых компетенций в содержании курсов повышения квалификации педагогов, перевод компетенций из потенциальной совокупности требований общества и государства в компетентность − необходимое условие эффективной профессиональной деятельности педагога. Процесс повышения квалификации оправдывает свое предназначение, когда содержание его программно-методического обеспечения строится на прогнозировании получаемого результата и объективно диагностируемом процессе роста компетентности педагогов.
Эффективное повышение квалификации педагогов обеспечивается посредством актуализации ключевых компетенций в содержании курсов повышения квалификации, сущность которой состоит в переводе компетенций педагогов из потенциальной совокупности требований в компетентность, актуальное, значимое для настоящего момента профессиональное достояние педагога.
Механизм актуализации ключевых компетенций заключается в следующем:
выделение ключевых компетенций из совокупности базовых (основных) и вариативных (дополнительных) компетенций, представленных в современных научно-педагогических исследованиях и нормативных квалификационно-педагогических требованиях к определенной категории педагогов;
формирование содержания образовательной программы повышения квалификации в соответствии с выделенными ключевыми компетенциями;
внедрение активных технологий обучения, адекватных способам профессиональной деятельности педагогов, способствующих оптимальному освоению содержания курсов;
модульная организация содержательных элементов образовательной программы;
внедрение современных форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих активное освоение содержания профессиональной деятельности;
разработка и внедрение объективного оценивания уровня освоенности содержания дополнительного профессионального образования педагогов. [12, с. 55-59]
Механизм актуализации ключевых компетенций в содержании курсов оказывает положительное влияние на эффективность образовательного процесса повышения квалификации педагогов.
Результатом актуализации ключевых компетенций при этом выступает повышение уровня компетентности педагогов, которое выражается в степени освоенности теоретической и практической составляющих ключевых компетенций педагогов, а также в позитивности их мотивационно-оценочных представлений о собственной профессиональной деятельности, что в свою очередь, приводит к реализации осознанных компетенций в практической деятельности педагогов.
Сущность реализации ключевых компетенций состоит в переводе компетенций педагогов из совокупности запросов общества и государства в компетентность, профессиональный арсенал педагога. Так, к ключевым компетенциям относят: познавательную, коммуникативную, профессионально-технологическую, конструктивно-проектировочную, исследовательскую, социально-профессиональную, информационно-коммуникационную и рефлексивно-психологическую. Они же, в свою очередь, ориентированы на развитие личности (интеллектуальной, действенно-практической, эмоционально-волевой сферы), а так же на развитие функций педагогической деятельности (гностической, конструктивно-проектировочной, коммуникативной, организаторской). [15, с. 58-65]
Формирование содержания образовательной программы повышения квалификации соответственно выделенным ключевым компетенциям; внедрение активных способов обучения, адекватных способам профессиональной деятельности педагогов, способствует оптимальному освоению содержания курсов.
Важно отметить, что данная проблема стала предметом исследования многих ученых. Так, личностно-ориентированным и системно-деятельностным подходами, направленными на формирование личности специалиста занимались такие выдающиеся специалиста, как: Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Л.С. Выготский, А.С. Белкин, А.Г. Гостев, В.В. Давыдов, B.К. Дьяченко, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.; вопросами концепции педагогического образования, развития профессионально-образовательных систем – А.Ф. Аменд, В.Л. Беликов, C.А. Днепров, Э.Ф. Зеер, Л.М. Кустов, В.С. Лазарев, А.К. Маркова, Э.М. Никитин, М.М. Поташник, В.Д. Симонов, В.А. Сластенин и др.; проблемами по изучению компетентности и ее оценивания в социальной и образовательной сферах – И.А. Зимняя, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, Н.А. Томин, В.С. Черепанов и др.; вопросами теоретико-методологических и практических аспектов проектирования и модульного обучения – Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, С.А. Днепров, П.И. Третьяков, М.А. Чошанов и др. [13, с. 138-144]
В отличие от экстенсивного образовательного процесса, основной формой которого являются лекционные аудиторные занятия, актуализация ключевых компетенций в содержании повышения квалификации может быть обеспечена путем их интеграции в образовательные модули, внедрением способов обучения, обеспечивающих активное освоение содержания актуальной профессиональной деятельности педагогов.
Результатом актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов является повышение уровня компетентности педагогов, которое выражается в степени освоенности теоретической и практической составляющих ключевых компетенций педагогов, в позитивности их мотивационно-оценочных представлений о собственной профессиональной деятельности, возможность реализовать свой потенциал на практике.
Выводы
Исходя из вышесказанного, важно отметить, что социальные изменения в современном обществе закономерно приводят к изменениям в сфере образования. В связи с этим повышаются требования и к педагогу, а, следовательно, и к повышению его квалификации. И, как следствие, в новых социально-экономических условиях происходит процесс модернизации дополнительного педагогического образования, его адаптация к современным реалиям.
Сущность актуализации ключевых компетенций состоит в переводе компетенций педагогов из потенциального запроса общества и государства в компетентность, значимый, на данный момент, профессиональный потенциал педагога.
Актуализация ключевых компетенций в содержании курсов повышения квалификации может рассматриваться как механизм, в структуре которого присутствуют основание, задачи, технология реализации и результат. Технология актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов, заключается в выделении ключевых компетенций из совокупности базовых (основных) и вариативных (дополнительных) компетенций, представленных в современных научно-педагогических исследованиях и нормативных квалификационно-педагогических требованиях к определенной категории педагогов. В формировании содержания образовательной программы повышения квалификации в соответствии с выделенными ключевыми компетенциями. Во внедрении активных способов обучения, адекватных способам профессиональной деятельности педагогов, способствующих оптимальному освоению содержания курсов.
Результатом актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов является повышение уровня компетентности педагогов, которое выражается в степени освоенности теоретической и практической составляющих ключевых компетенций педагогов, в позитивности их мотивационно-оценочных представлений о собственной профессиональной деятельности с возможности последующего их использования в педагогической практике.
Список литературы
Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш.А.Амонашвили. М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.-494 с.
Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа Текст. / А.Л. Алексеев // Педагогика. 2005. - №4. - С. 19-27.
Белкин, A.C. Педагогическая компетентность Текст. : учеб. пособие / А.С.Белкин. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. -188 с.
Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. 2003. - №10. - С.8-14.
Выгодский, Л. С.Педагогическая психология Текст. / Л.С.Выготский; под.ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.
Гущина, Т.Н. Формирование методической компетентности педагогических работников УДОД в процессе повышения квалификации Текст. : автореф. дис. .канд.пед.наук / Т.Н.Гущина -М.: РГБ, 2003.
Днепров, С.А. Педагогика в терминах и понятиях Текст. : пособие-справочник для самообразования. / С. А. Днепров, В.М.Кадневский. Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. - 191 с.
Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход Текст. : учеб. пособие / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Э.Э.Сыманюк. М.: Моск.псих-соц. инс-т, 2005. - 190 с.
Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. / И.А.Зимняя // Высшее образование России. - 2003. - №4. - С.34.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А.Н.Леонтьев.- М.: Политиздат, 1977.-304 с.
Нестеров, В.В. Педагогическая компетентность Текст. : учеб. пособие / В.В.Нестеров,А.С.Белкин. Екатеринбург : Центр «Учебная книга», 2003.- 188 с.
Поташник, М.М. Управление качеством дополнительного образования Текст. //. 2001. - № 7. - С.55-59.
Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация Текст. / Г.К.Селевко // Народное образование. 2004. - №4. - С. 138-144.
Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. / Б.М.Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -356 с.
Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. A.В.Хуторской // Народное образование. -2003.-№2. С.58-65.
Ресурсы сети Интернет:
https://postnauka.ru/books/30905