СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативной компетентности обучающихся на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему: "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся на уроках английского языка"

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативной компетентности обучающихся на уроках английского языка»

Развитие коммуникативной компетентности обучающихся на уроках английского языка

Яшонкова Алёна Эдуардовна

Учитель английского языка



     Одним из важнейших требований, которые предъявляют сегодня к образованию, является формирование личности успешного и  конкурентоспособного выпускника, компетентного, ответственного, способного применять полученные знания в повседневной жизни, самосовершенствоваться и добиваться высоких результатов после школы.

 В условиях перехода на ФГОС  можно с уверенностью утверждать, что роль иностранного языка в формировании базовых компетенций возрастает. Это обусловлено расширением международных экономических связей, увеличением числа предприятий, работающих с зарубежными партнерами, большим использованием на предприятиях импортного оборудования и зарубежных технологий. Таким образом, в настоящий период возрастает потребность в специалистах со знанием иностранного языка, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность.

Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативных умений, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Наиболее полно решить данную проблему учитель может, используя коммуникативную компетентность учащихся.

Коммуникативная компетентность - это готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Коммуникативная компетентность может по праву рассматриваться как ведущая, так как именно она лежит в основе всех других. Ее необходимо последовательно формировать в тесной связи с учебными и информационными умениями, готовностью к решению проблем на родном и на иностранном языке в единой логике.

В связи с происходящими изменениями в обществе, развитием информационных технологий, повысился интерес к проблемам коммуникации. Практическое владение иностранным языком стало потребностью каждого образованного человека в связи с предъявляемыми ему требованиями.

Анализ современной ситуации показывает, что необходимость межкультурной ориентации – это одно из условий успешной интеграции российской образовательной системы в общеевропейское пространство. Как аргументировано утверждает С. Г. Тер-Минасова, «языки должны изучаться в единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках».

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, развивалась самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны развивать свои способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика. Имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи. Этой проблемой занимались следующие авторы: Беляев Б.В., Бим И.Л., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Пассов Е.И..

Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности.

На занятиях по английскому языку, формируя коммуникативные умения, учитель создаёт учебные ситуации, помогающие учащимся приобретать знания, умения и навыки в различных видах речевой деятельности. Это означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать - слушая, читать - читая. Прежде всего, это касается упражнений: чем упражнение больше подобно реальному общению, тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого объема лексики и грамматики с немедленной реализацией; не допускается ни одной фразы, которую нельзя было бы использовать в условиях реального общения.

Невозможно обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения. Каждый из обучающихся достигает своих целей с помощью таких средств, как говорение, аудирование, чтение, письмо и любая совместная деятельность.

На мой взгляд, личностно-коммуникативное обучение включает в себя не только речевую направленность обучения, но индивидуализацию обучения, принципы функциональности, ситуативности, новизны.

Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования. Функциональность предполагает, что как слова, так и грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу - подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию, в процессе чего усваивает необходимые слова или грамматические формы.

Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста.

Новизна проявляется в различных компонентах урока. Это, прежде всего, новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого материала и новизна организации урока (его видов, форм), разнообразие приемов работы.

В ходе планирования уроков я стараюсь придерживаться всех перечисленных принципов, а также соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся:

- постоянная речевая практика учащихся;

- использование ценного коммуникативного материала;

- речевой характер урока.

В процессе обучения английскому языку также учитываю личностные качества учащихся: темперамент, способности, жизненный опыт учащихся.

Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

1)доброжелательная обстановка на уроке;

2)положительный эмоциональный климат;

3)доверительные отношения между учителем и учащимися.

Обучение иностранному языку как практическому средству межкультурной коммуникации требует широкого внедрения прогрессивных технологий, позволяющих изменить парадигму иноязычного образования путём вовлечения  обучающихся в активную познавательную деятельность на изучаемом языке.

Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является игра. Это эффективный способ стимулировать детей к активности, творчеству и любопытству. Как показывает мой опыт и опыт моих коллег, она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая школьникам, возможность выходить за рамки своего контекста деятельности.  Одним из преимуществ игр является то, что все ученики могут работать одновременно. Такая форма работы развивает способность сотрудничать, соревноваться, брать на себя ответственность, уметь проигрывать. Применение игр (фонетических, орфографических, грамматических, лексических) позволяет сделать скучную работу более  интересной и увлекательной для учащихся. Самостоятельность в решении речемыслительных задач при индивидуальных формах работы, быстрая реакция в общении при групповых формах, максимальная мобилизация речевых навыков - все эти характерные качества речевого умения проявляются во время проведения игр.

Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации, на мой взгляд, выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога.

Немаловажную роль при формировании коммуникативных умений играет использование современных компьютерных технологий. Многие современные дети, воспитанные телевидением или компьютером, привыкшие к ярким, занимательным играм, уже не воспринимают учителя, если в его арсенале кроме мела, доски и учебника ничего не имеется. Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе позволяет значительно стимулировать познавательный интерес учащихся, развивать навыки работы с самыми разнообразными источниками информации. Деятельностный подход в обучении иностранному языку с использованием информационных технологии способствует выработке самооценки учащихся, создает комфортную интерактивную среду обучения, повышает мотивацию и активность учащихся, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, создает условие для самостоятельной работы. В своей педагогической деятельности использую следующие Интернет ресурсы:

https://create.kahoot.it/ - игровая платформа, используемая в качестве образовательной технологии;

https://www.esl-lab.com/ - обучение аудированию: упражнения, тесты для разных уровней;

ororo.tv/ru - сервис изучения английского в процессе просмотра фильмов и популярных сериалов;

https://busyteacher.org/  - полезный материал (игры, раздаточные материалы, презентации) и актуальные статьи о преподавании.

При изучении иностранного языка очень важно уметь воспринимать иноязычную речь на слух, поэтому на уроках необходимо развивать способность к аудированию. Во всех классах, практически на каждом уроке использую аудиозаписи упражнений. Преимущество этой деятельности в том, что дети слышат не только голос учителя, к которому привыкают, но и различные голоса, произносящие отдельные слова, диалоги, тексты с разной интонацией. Некоторые упражнения содержат песни и стихотворения, что безусловно помогает разнообразить урок.

Проведение нестандартных уроков также является отличным способом развития коммуникативной компетенции учащихся: урок-театр, где учащиеся инсценируют сказки и произведения английских и американских писателей или урок-путешествие. Таким образом, нетрадиционные уроки и методы стимулируют учащихся к проявлению речевой активности и в этом заключается их приоритетная значимость.









































Список литературы:



7. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам : поиск новых путей // Иностранные языки в школе. 1989, №1.

8. Иностранные языки в школе. Журнал № 4,3/2000г

9. Пассов Е.И. «Теоретические основы обучения иноязычному говорению» (1985, 1991)

10. Пассов Е.И.«Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивиду-альности в диалоге культур» (2000г)

11. Подласый И.П. Педагогика т.1, 2. – М., 2001. Панов Е.М. Основы методики обучения иностранным языкам.

12. Полат Е.С.Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы. Автореф. Докт. пед.Наук.М.,1989.