СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В современной методике преподавания русского языка владение языком описывается через понятия «компетенция» «компетенция - … способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию»

   Компетентностный подход используется для описания уровня владения языком школьника при постановке целей и задач обучения. В федеральном государственном образовательном стандарте выделяются языковая, лингвистическая (языковедческая), коммуникативная, культуроведческая компетенции.

    Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о языке и способствует развитию языковых и речевых умений.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка»

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

В современной методике преподавания русского языка владение языком описывается через понятия «компетенция» «компетенция - … способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию»

Компетентностный подход используется для описания уровня владения языком школьника при постановке целей и задач обучения. В федеральном государственном образовательном стандарте выделяются языковая, лингвистическая (языковедческая), коммуникативная, культуроведческая компетенции.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о языке и способствует развитию языковых и речевых умений.

Целью обучения на уроках русского языка является развитие языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Коммуникативная компетентность - осведомленность школьников в особенностях функционирования языка в устной и письменной форме.

Коммуникативная компетентность реализуется в процессе решения следующих практических задач:

  • Развития орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

  • Овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • Обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.


Для развития коммуникативной компетенции в своей практике я использую комбинированные и интегрированные уроки.

Важнейшим условием интеграции считается близость содержания ведущих тем родного языка, их взаимосвязь. Структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности, продуманной и логической взаимосвязи изучаемого материала по разным предметам на всех этапах изучения.

Интегрированные уроки позволяют осуществлять опереживающее обучение, расширяют возможность лучшего изучения нового материала, рамки обогащения словарного запаса учащихся, их творческой активности.

Опыт проведения подобных уроков показывает, что их нужно проводить с учётом специфики предметов, тем, способностей и возможностей учителя и учеников. При подготовке уроков необходимо проводить дифференцированную работу с детьми на 3-х уровнях (способные, средние и слабые) с целью развития их индивидуальных способностей.

Выбор методов и форм уроков должен быть направлен на недопущение умственной и физической перегрузки, что достигается включением в урок следующих моментов: музыкальных пауз; творческих заданий; игровых ситуаций; выразительного чтения. Подобные этапы урока используются, в основном, в среднем звене. В старшем звене задания выбираются более серьёзные, например, повторение теоретических сведений; подборка словарей; синквейны; анализ текста; лингвистические задачи; языковое оформление высказывания, которая осуществляется через выполнение специальных упражнений; задания по развитию аналитических способностей. Каждый год учителями-словесниками нашей школы проводится интегрированные уроки (русский язык – родной язык, в пятом классе по теме «Имя прилагательное как самостоятельная часть речи»;русский язык – биология и география в шестом классе «Путешествие по лесу» по теме «Повторение имён существительных»; русский язык – история в седьмом классе «Что едали наши деды?» по теме «Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности»)

Большое значение в развитии коммуникативной компетенции учащихся имеет и индивидуальная работа. Учащиеся национальных школ, в основном, умеют развёрнуто выражать свои мысли, но у них недостаточный словарный запас. Некоторые испытывают затруднение свободно выражаться на русском языке. Поэтому есть особая необходимость в организации и проведении индивидуальной работы с учащимися на уроках, консультациях, дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Сначала определяется общая картина грамотности и уровень владения письменной и устной речью. С этой целью я провожу различного вида диктанты, самостоятельные работы по развитию речи, сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения на свободную тему, составление текста по готовому сюжету. После проделанной работы делаю анализ, который показывает уровень подготовленности учащихся по русскому языку.

Следующий этап работы начинается с классификации ошибок: для каждой группы заводится тетрадь индивидуального учёта пробелов, составляется план работы с учащимися, которые слабо владеют русским языком. Учащиеся получают индивидуальные карточки-задания, т.е. они будут работать до полного устранения пробелов в своей грамотности. Задания подбираются так, чтобы дети повторяли, закрепляли и вырабатывали практические навыки именно по тем правилам, которые ими слабо усвоены. Эти карточки-задания используются и в ходе опроса, и в процессе закрепления материала, и в качестве домашнего задания.

Когда учащиеся выполняют индивидуальную работу из урока в урок, то видят, ощутимые результаты своего труда, у них появляется интерес, стремление писать грамотно, говорить правильно, красиво.

Методов проведения индивидуальной работы очень много. И каждый языковед старается использовать их. Большую роль в повышении грамотности устной речи играет развитие навыков слушания. Образцом должен быть сам учитель. Индивидуальная работа в привитии навыков аудирования продолжается на занятиях кружка – это прослушивание записей аудиокассет, составление текстов разного жанра, выступление товарищей, видеоматериалов, обсуждение просмотренных фильмов. Форма проведения кружковых занятий самые разнообразные: конференции, устные журналы, заочные экскурсии, путешествия, КВН.

Восприятию речи помогают наглядные пособия. Ученики легче воспринимают речь, когда есть зрительная опора. Учащиеся получают карточки-рисунки с вопросами. Например, написать небольшой рассказ по данному сюжету, озаглавить его, использовать прямую речь.

В развитии коммуникативной компетенции большую помощь оказывает работа с фразеологическими оборотами, различными типами словарей, периодической печатью, художественной литературой. Например, из газет и журналов берутся материалы на морально-этические темы, о профессиях, экономике и т.д. Учащиеся должны научиться правильно читать и пересказывать прочитанное.

Для развития речевой деятельности нужен связный текст, нужна ситуация, заставляющая учащихся заговорить, выразить своё отношение по поводу прочитанного. Потребность к общению необходимо поддерживать постоянно. При этом всегда нужно помнить о коммуникативных целях обучения: говорить должны главным образом дети, а учитель коротко инструктирует, слушает, направляет и корректирует их речь.

Организация индивидуальной работы - процесс трудоёмкий, сложный, но даёт положительные результаты. Большую роль здесь играет взаимопонимание между учителем и учащимися.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!