Подростковый возраст представляет собой переходный этап онтогенеза, когда происходит коренная перестройка всех основных, уже сложившихся ранее, анатомических и психофизиологических характеристик организма, формируются основы сознательного поведения, определяется направленность нравственных представлений и социальных установок личности.
Ведущая потребность этого возрастного периода – потребность в общении со сверстниками. Для подростка характерна значимость межличностных отношений со сверстниками, желание быть принятым и признанным ими, иметь определенный статус, престиж. В процессе социализации группа сверстников в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой.
Только в группе подростки могут успешно освоить нормы поведения в обществе, разрешить межличностные и внутриличностные проблемы, а также сформировать основные качества личности и характерологические черты. Поэтому для работы с детьми данного возраста была выбрана групповая форма - социально-психологический тренинг.
Предлагаемая программа развития межличностных отношений подростков предназначена для обучающихся 5-8 классов и направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.
Тренинговая программа включает в себя 3 этапа: ориентировочный, основной и заключительный.
Ориентировочный этап работы состоит в создании благоприятных условий для работы в группе, ознакомлении с основными принципами работа социально-психологического тренинга, формулировании правил группы. На этом же этапе проводится первичная диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся.
На основном этапе идет работа в соответствии с календарно-тематическим планом занятий и направлена на реализацию поставленных задач.
Заключительный этап включает в себя повторную диагностику, подведение итогов и определение эффективности программы.
- заключение (рефлексия и релаксация).
№ п/п | Тема | Цель | Краткое содержание |
1. | Вводное занятие. Знакомство с правилами групповой работы. | Знакомство с курсом; принятие правил поведения в группе; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений. | 1.«Веселое приветствие». 2.Упражнение «Интервью». Упражнение «Колокол». |
2. | Диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся. | Определение уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся. |
3. | Привет, индивидуальность, или Чем я отличаюсь от других. | Дать возможность осознать ценность и уникальность личности каждого подростка; развитие навыков самопознания и принятия самого себя. | 1. Игра «Ласковое имя». 2. Беседа «Что я знаю о себе?» 3. Игра «Кто я?» 4. Упражнение «Найди себя». |
4. | Я в мире людей. | Развитие коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения друг к другу. | 1. Упражнение «Клубочек». 2. Упражнение «Доброе животное». 3. Притча «Солнце и ветер». 4. Упражнение «Давайте жить дружно». |
5. | Характер и эмоции. | Формирование чувства эмпатии, представлений о взаимосвязи эмоций и характера, развитие чувственного восприятия, умения с уважением и пониманием относиться к эмоциональным проявлениям других людей, показать важность умения управлять своими чувствами. | 1. Упражнение «Число три». 2. Упражнение «Мои чувства». 3. Упражнение «Список черт характера». |
6. | Самоанализ «Кто я?», «Какой я?» | Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира. | 1. Упражнение «Настроение». 2. Упражнение «Горячий стул». 3. Упражнение «Пожелания». |
7. | Я глазами других. | Формирование возможности распознавать собственные личностные качества и качества других людей. | 1. Упражнение «Какой он?» 2. Упражнение "Пять добрых слов". 3. Упражнение «Хорошо или плохо». |
8. | Я в школе. | Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью, получение эмоциональной поддержки от окружающих. Обучение способам саморегуляции в напряженной ситуации. | 1. Упражнение «Новое, хорошее…». 2. Упражнение «Рассказ о школьном страхе». 3. Упражнение «Рисование школьных страхов». |
9. | Поведение и культура. | Стимулирование поведенческих изменений, обучение индивидуализированным приемам межличностного общения. | 1. Упражнение «Ворвись в круг». 2. Упражнение «Оцени ситуацию». 3. Упражнение «Подарок». |
10. | Общение в жизни человека. | Дать представление о значении общения в жизни человека. | 1. Упражнение «Пустой стул». 2. Тест-игра «С тобой приятно общаться». 3. Упражнение «Ива на ветру». |
11. | Общение и уважение. | Формирование навыков эффективного повседневного общения, выработка доброжелательного отношения друг к другу. | 1. Упражнение «Я рад общаться с тобой». 2. Упражнение «Расшифруй слово». 3.Упражнение «Подойди ближе». 4. Упражнение «Слепой и поводырь». |
12. | Оказание поддержки, помощи, услуги. | Создание в классе доброжелательной обстановки, способствующей сплочению детского коллектива; воспитание отзывчивости к другим людям, желания оказать им поддержку в трудной жизненной ситуации. | 1. Игра « Войди в круг». 2. Упражнение «Просьба о помощи». 3. Упражнение «Ласковое слово». |
13. | Умение отказывать. | Обучение умению сказать «нет!». Оказание помощи детям в осознании ответственности за свой выбор. | 1. Упражнение «Когда трудно сказать «Нет!» 2. Упражнение «Учимся говорить “нет!”». 3. Ролевая игра «Выбор решения». |
14. | Самооценка. | Дать понятие о самоценности человеческого «Я». Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки. Закрепление навыков групповой работы. | 1. Упражнение «Похвальное слово самому себе». 2. Методика «Самооценка». 3. Дискуссия «Самое-самое». 4. Методика «Моя вселенная». |
15. | Уверенность в себе и ее роль в развитии человека. | Познакомить участников с понятием «уверенный человек», со способами поведения и признаками, характерными для уверенного в себе человека. | 1. Упражнение «Уверенное поведение». 2. Упражнение. «Правильный выбор». 3. Упражнение «Голос». 4. Упражнение «Доведи дело до конца». |
16. | «Ярмарка достоинств». | Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки. Закрепление у обучающихся навыков самоанализа. Обучение преодолению барьеров на пути самокритики. Развитие уверенности в себе. | 1. Упражнение «На что похоже моё настроение». 2. Игра «Ярмарка достоинств» 3. Упражнение «Вверх по радуге». |
17. | Конгруэнтность: учимся управлять собой. | Приобретение умения согласовывать свое внутреннее состояние с внешним видом и поведением. | 1. Упражнение «Кто я?» 2. Упражнение «Круг ролей». 3. Упражнение «Карусель». |
18. | Конфликт. Виды конфликтов. | Знакомство с понятием «конфликт», видами конфликтов. | 1. Мозговой штурм «Что такое конфликт?» 2. Информационная часть «Виды конфликтов и способы их разрешения» 3. Упражнение «Рубка дров». 4. Игра «Толкалки без слов». |
19. | Конфликт. Способы разрешения конфликтов. | Знакомство со способами разрешения конфликтов. | 1.«Испорченный телефон». 2. «Датский бокс». 3.«Разговор с собой». |
20. | Конфликт как возможность развития своего Я. | Дать представление о том, как можно найти в конфликте положительные стороны и как их использовать для развития собственной личности. | 1. Упражнение на «Я-высказывание». |
21. | Комплимент - дело серьезное? | Развитие умения замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме. | 1. Упражнение «Мешочек «Кричалки-визжалки». 2. Упражнение «Шаг навстречу». 3. Игра «Король комплимента». |
22. | А без друзей на свете трудно жить... | Осмысление понятия «друг», «дружба», совершенствование навыков общения. | 1. Упражнение «Солдат и тряпичная кукла». 2. Упражнение «Сиамские близнецы». 3. Упражнение «Ищу друга». |
23. | Барьеры общения | Дать обучающимся представления о вербальных барьерах общения. Обучение альтернативным вариантам поведения. Обучение анализу различных состояний. | 1. Упражнение «Определение границ». 2. Упражнение «Договоритесь». 3. Упражнение «Условия бесконфликтного общения». |
24. | Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания. | Знакомство с понятием эмпатия, эмоциональное сопереживание. Контроль над эмоциями. | 1. Упражнение «Автопортрет». 2. Упражнение «Без маски». 3. Упражнение «Карусель». |
25. | Кто такой агрессивный человек? | Знакомство с понятиями «агрессивность», «агрессивный человек», «агрессивное поведение». Формирование отрицательного отношения к агрессивным формам взаимодействия с окружающими. Развитие умения анализировать собственное поведение, качества личности. | 1. Упражнение «Портрет агрессивного человека». 2. Упражнение «Темные и светлые мешочки». 3. Дискуссия «Большой секрет для маленькой компании». 4. Упражнение «Волшебные очки». |
26. | Учимся правильно выражать обиду и гнев. | Обучение приемлемым способам выражения обиды и гнева. Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации. Знакомство с техникой «Я - высказывание», ее отработка. Развитие умения анализировать собственное поведение. | 1. Упражнение «Опасно - безопасно». Упражнение «Волшебная фраза». 2. Упражнение 3. «Психологический театр». |
27. | Избавляемся от гнева правильно. | Знакомство обучающихся с приемлемыми способами избавления от гнева и других негативных эмоций. Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации. Знакомство обучающихся с разными техниками «выпускания пара» (ауторелаксацией, саморегуляцией, дыхательной гимнастикой, самовнушением и др.), их отработка. Развитие умения анализировать собственное поведение, эмоции. | 1. «Как правильно «выпускать пар»?» 2. Упражнение «Кулачки» («Лимон»). 3. Упражнение «Посчитай до десяти». 4. Упражнение «Воздушный шарик». 5. Упражнение «Лист гнева». 6. Упражнение «Боксерская груша». |
28. | Как реагировать на грубость? | Создание условий для профилактики конфликтов в классном коллективе. Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации. Развитие умения анализировать собственное поведение, чувства. | 1. «Как правильно вести себя в ответ на грубое поведение человека?». 2. «Психологический театр». |
29. | Что делать, когда дразнят? | Создание условий для профилактики конфликтов в классном коллективе. Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации. Развитие умения анализировать собственное поведение, чувства. Создание положительного эмоционального настроя, доброжелательной атмосферы в классном коллективе. | 1. Упражнение «Называй меня ласково». 2. «Ромашка ласковых имен». |
30. | Вежливые слова – помощники в дружбе. | Формирование положительной мотивации на использование вежливых слов в повседневном общении. Обогащение репертуара поведенческих реакций в ситуации повседневного общения. Развитие умения анализировать собственное поведение, свои качества личности. | 1. Упражнение «Темные и светлые мешочки». 2. Упражнение «Волшебные очки». 3. «Краткий словарик вежливых слов». |
31. | Мотивы наших поступков. | Способствование пониманию мотивов межличностных отношений. | 1. Упражнение «Я хочу - они хотят - я поступаю». 2. Упражнение «Мотивы наших поступков». |
32. | Критика. | Знакомство обучающихся с понятием «критика». Отработка навыков правильного реагирования на критику. | 1. Игра «Что звучит обидно?». 2. Упражнение «Я – сообщение». 3. Упражнение «Нападающий и защищающий». 4. Упражнение «Волшебный щит». |
33. | На пути к гармонии... | Закрепление полученных знаний. | 1. Игра «Спасибо, что ты рядом!» 2. Игра «Волшебный сундук». 3. Упражнение «Дорисуй портрет». 4. Игра «Коммуникация». |
34. | Диагностическое занятие. | Определение уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся. |
№ п/п | Тема | Цель | Краткое содержание |
1. | Вводное занятие. Знакомство с правилами групповой работы. | Создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с новой формой работы – социально-психологическим тренингом и основными принципами работы социально-психологического тренинга. | 1. Упражнение «Моё настроение». 2. «Правила нашей группы». 3. Игра «Поменяйтесь местами». 4. Упражнение «Змея». |
2. | Диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся. | Определение уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся. |
3. | Общение. Способы общения. | Знакомство с различными способами общения. Обучение основам эффективного и безопасного общения. | 1. Игра-активатор «Общение руками». 2. Дискуссия «Способы общения». |
4. | Знакомство с невербальными средствами общения. Виды и значение невербальных умений. | Знакомство с невербальными средствами общения. | 1. Упражнение «Распознавание невербальных сообщений». 2. Игра-упражнение «Разговор через стекло». |
5. | Развитие невербальной коммуникации. | Развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровать невербальные сигналы других участников общения. | 1. Разминка «Сбор по голосам». 2. Упражнения «Стеклянная дверь». 3. Упражнение «Выстраивание по росту». 4. Упражнение «Разговор в рисунках». |
6. | Развитие вербальных и невербальных умений. | Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации. | 1. Упражнение «Вавилонская башня». 2. Упражнение «Говорящие руки». 3. Упражнение «Интервью». 4. Упражнение «Передай другому». |
7. | Речевые средства общения. Значение интонации при передаче сообщения. Ораторское искусство. Правила успешного выступления на публике. | Обучение умению доходчиво излагать свои мысли, получать сведения о навыках самоконтроля и преодоления страха перед аудиторией. | 1. Упражнение «Интересные вопросы». 2. Упражнение «Другой акцент». 3. Упражнение «Передать одним словом». |
8. | Игры и упражнения, направленные на развитие речевых умений. | Развитие речевых умений. | 1. Упражнение «Передай другому». 2. Упражнение «Другими словами». |
9. | Развитие навыка активного слушания | Развитие навыка активного слушания. | 1. Упражнение «Спина к спине». 2. Упражнение «Чтение с эхом». |
10. | Техники слушания. Определение степени выраженности умения слушать другого человека. Понятия «слушать» и «слышать». | Демонстрация искажения информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания. | 1. Разминка «Привет себе». 2. Упражнение «Испорченный телефон». 3. Информационный блок «Психология общения». 4. Упражнение «Рисование по инструкции». 5. Анкета «Умеете ли Вы слушать». 6. Упражнение «Слушание в разных позах». |
11. | Упражнения на развития навыка слушания. | Развитие навыка слушания. | 1. Упражнение «Два подсказчика». 2. Упражнение «Испорченный телефон». 3. Упражнение «Выслушай и повтори». |
12. | Гибкость в общении. | Дать представление о понятии «гибкость в общении». Тренировка ее на практике с помощью упражнений, обучение адекватно выражать своё внутреннее состояние, став более конгруэнтными. | 1. Упражнение «Стратегия в диалоге». 2. Упражнение «Угадай рифму». |
13. | Знаки внимания при общении. | Обучение пониманию и распознаванию знаков внимания в общении. Обучение применению навыков пассивного и активного слушания на практике, использованию знаков внимания при коммуникации. | 1. Информационный блок. Знаки внимания при общении. 2. Упражнение «Знаки внимания». 3. Работа в группах. Упражнение «Вавилонская башня». |
14. | Качества, важные для межличностного общения. | Рассмотрение возможности использовать эти качества в реальных ситуациях общения, определение своего коммуникативного уровня и причин, мешающих общаться эффективно. | 1.Упражнение «Фотография». 2. Упражнение «Телевизор». 3. Упражнение «Телепатия». |
15. | Конгруэнтность: учимся управлять собой. | Приобретение умения согласовывать свое внутреннее состояние с внешним видом и поведением. | 1. Упражнение «Кто я?» 2. Упражнение «Круг ролей». 3. Упражнение «Карусель». |
16. | Конфликт, способы поведения в конфликте. | Анализ сущности конфликтов, причины их возникновения. Знакомство с самыми распространенными моделями поведения. | 1. Разминка «Встреча на узком мостике». 2. Информационный блок: психология конфликта. 3. Практическая работа «Конфликтогены». 4. Тесты самооценки конфликтности и тактики поведения в конфликте. 5. Ролевая игра «Финансовые авантюристы». |
17. | Конфликт, конструктивное разрешение. | Изучение и применение на практике адекватных способов решения конфликтов. | 1. Разминка. «Гвалт». 2. Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях. 3. Ролевая игра «Конфликты». |
18. | Конфликт как возможность развития Я. | Дать представление о том, как можно найти в конфликте положительные стороны и как их использовать для развития собственной личности. | 1. Упражнение «69». «Преграда». 2. Упражнение «Проработка конфликтов». |
19. | Правила ведения дискуссии. | Знакомство с правилами ведения дискуссии. | 1. Упражнение «Ведение переговоров». 2. Упражнение «Отстаивание своего мнения». 3. Упражнение «Один поднос на четверых». |
20. | Развитие группового взаимодействия. Групповая дискуссия, принятие решения. | Формирование ответственности за свои решения и умение учитывать интересы группы, научиться эффективному поведению для достижения согласия при решении групповых задач. | 1. Игра «Необитаемый остров». 2. Ролевая игра «Бомбоубежище». |
21. | Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания. | Обучение умению выражать эмоции, пониманию эмоционального состояния собеседника, «вхождению» в его состояние, анализирование личностных особенностей других людей и своих (саморефлексия). | 1. Упражнение «Знатоки чувств». 2.Упражнение «Эмоциональные загадки». 3.Упражнение «Передача чувств». |
22. | Наши эмоции и чувства. | Понимание, что такое эмоции и чувства, а так же совершенствование умения конструктивного выражать их. | 1. Разминка «Путаница». 2. Информационный блок: основные эмоции и чувства. 3. Упражнение «Угадай эмоцию». 4. Практическая работа «Польза и вред эмоций». 5. Упражнение «Скульптор и глина». |
23. | Проявления эмоций и чувств. | Обучение расшифровке внешних проявлений основных эмоций и чувств у других людей, а также развитие собственной эмоциональной экспрессивности. | 1. Разминка «Хлопки по коленям». 2. Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций». 3. Игра - соревнование «Замороженные». |
24. | Развитие уверенности в себе, повышение самооценки. | Развитие уверенности в себе, повышение самооценки через определение своих лучших качеств, использование их в качестве ресурса в преодолении трудных ситуаций. | 1. Упражнение «Молекулы». 2. Упражнение «Я в лучах солнца!» 3. Упражнение «Гимн себе». 4. Упражнение «Формула любви к себе». |
25. | Знакомство с понятием «уверенность». Отличие уверенности от самоуверенности. Признаки уверенного поведения. | Знакомство с понятием «уверенный человек», со способами поведения и признаками, характерными для уверенного в себе человека. Отработка на практике некоторых из этих способов поведения. Показ необходимости формирования определенных жизненных навыков человека. | 1. Дискуссия «Признаки уверенного в себе человека и последствия неуверенности в себе». 2. Ролевая игра «Сомнительное приключение». |
26. | Упражнения на повышение самооценки подростков, развитие уверенности в себе. | Тренировка навыков уверенного поведения. | 1. Упражнение «Я такой же, как ты». 2. Упражнение «Золотой стул». 3. Упражнение «Комплименты». |
27. | Групповое давление. Сопротивление групповому давлению. | Знакомство с понятием «групповое давление» и его видами. Показ взаимосвязи навыков сопротивления групповому давлению с признаками уверенного человека. | 1. Упражнение-активатор «Разожми кулак». 2. Рассказ о видах группового давления. Отработка навыков распознавания способов группового давления. 3. Ролевая игра «Выбор решения». |
28. | Мы – команда. | Сплочение группы. Формирование у подростков чувства команды. | 1. Разминка «Циферблат». 2. Упражнения «Узелок», «Связанные» группы». 3. Групповая дискуссия «Факты о нас». 4. Упражнение «Встреча взглядами». |
29. | Наши сходства и различия. | Сплочение группы. | 1. Разминка «Построение круга». 2. Упражнение «Поиск сходства». 3. Психогеометрический тест. 4. Упражнение «Запоминание позы». |
30. | Сплочение и доверие. | Продолжение работы по групповому сплочению. Формирование доверительной обстановки. | 1. Разминка «Скалолаз» 2. Упражнения «Передача движений», «Маятник», «Круг доверия», «Падение в пропасть», «На пальцах». |
31. | Развитие и закрепление навыков взаимодействия в группе. | Развитие и закрепление навыков взаимодействия в группе. | 1. Упражнение «Паззл». 2. Упражнение «Кто быстрее?». |
32. | Манипуляции и защита от них. | Знакомство подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них. | 1. Разминка «Толкачи». 2. Изучение способов манипулирования. 3. Ролевые игры «Манипуляции», «Бункер». |
33. | Портрет нашего класса | 1. Закрепление результатов, достигнутых в ходе программы. | 1. Рисуночная разминка «Протяни на встречу руку». 2. Композиция «Мои ресурсы». 3. Групповая композиция «Наш сад». |
34. | Диагностическое занятие | Определение уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся. |
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
1. | Вводное занятие. Знакомство с правилами групповой работы. | 1 | |
2. | Диагностика уровня развития коммуникативных способностей и навыков обучающихся. | 1 | |
3. | Общение. Способы общения. | 1 | |
4. | Знакомство с невербальными средствами общения. Виды и значение невербальных умений. | 1 | |
5. | Развитие невербальной коммуникации. | 1 | |
6. | Развитие вербальных и невербальных умений. | 1 | |
7. | Речевые средства общения. Значение интонации при передаче сообщения. Ораторское искусство. Правила успешного выступления на публике. | 1 | |
8. | Игры и упражнения, направленные на развитие речевых умений. | 1 | |
9. | Развитие навыка активного слушания | 1 | |
10. | Техники слушания. Определение степени выраженности умения слушать другого человека. Понятия «слушать» и «слышать». | 1 | |
11. | Упражнения на развития навыка слушания. | 1 | |
12. | Гибкость в общении. | 1 | |
13. | Знаки внимания при общении. | 1 | |
14. | Качества, важные для межличностного общения. | 1 | |
15. | Конгруэнтность: учимся управлять собой. | 1 | |
16. | Конфликт, способы поведения в конфликте. | 1 | |
17. | Конфликт, конструктивное разрешение. | 1 | |
18. | Конфликт как возможность развития Я. | 1 | |
19. | Правила ведения дискуссии. | 1 | |
20. | Развитие группового взаимодействия. Групповая дискуссия, принятие решения. | 1 | |
21. | Эмпатия и рефлексия как способы восприятия и понимания. | 1 | |
22. | Наши эмоции и чувства. | 1 | |
23. | Проявления эмоций и чувств. | 1 | |
24. | Развитие уверенности в себе, повышение самооценки. | 1 | |
25. | Знакомство с понятием «уверенность». Отличие уверенности от самоуверенности. Признаки уверенного поведения. | 1 | |
26. | Упражнения на повышение самооценки подростков, развитие уверенности в себе. | 1 | |
27. | Групповое давление. Сопротивление групповому давлению. | 1 | |
28. | Мы – команда. | 1 | |
29. | Наши сходства и различия. | 1 | |
30. | Сплочение и доверие. | 1 | |
31. | Развитие и закрепление навыков взаимодействия в группе. | 1 | |
32. | Манипуляции и защита от них. | 1 | |
33. | Портрет нашего класса | 1 | |
34. | Диагностическое занятие | 1 | |
Итого: | 34 |