СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных навыков на уроках предметно - практического обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков на уроках предметно - практического обучения»


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ

ПРЕДМЕТНО - ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

КОКШАРОВА О.Н.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат № 11»

г. Шадринск, Россия

Предметно-практическое обучение – это специальный учебный предмет школы для глухих детей. На уроках ППО школьники занимаются различными видами предметно-практической деятельности: лепкой, аппликацией, модулированием и конструированием.

Одной из основных задач уроков предметно-практического обучения является, как известно, формирование речи. Если глухой ребёнок предоставлен сам себе, работает без направляющего руководства учителя и без тесных контактов с другими учениками, то такая деятельность мало что даёт для развития его речи. Возникновение потребности в речевом общении возможно только при специально продуманной организации работы, в условиях коллективной деятельности. Если ученики не знают, что они будут делать на уроке, у них возникает потребность спросить об этом. Если у них нет нужных материалов и инструментов для работы, они вынуждены обратиться к учителю с просьбой дать им всё, что нужно для работы. Если ученики не знают, как изготовлять поделку, они обращаются за помощью к учителю или товарищу, который знает.

Таким образом, предметно – практическая деятельность должна быть так организована на уроках, чтобы ученики были поставлены перед необходимостью постоянно общаться с учителем и со своими товарищами.

Значительно облегчает эту работу применение аудиовизуального курса верботонального метода. Аудиовизуальный курс - это серия картинок, которая отражает законченную речевую ситуацию. Картинки помогают усвоить ситуации, которые детям непонятны, повышают у детей интерес к работе, желание выполнить задание. Учащиеся чувствуют себя более уверенно. Особенно актуально использование аудиовизуального курса при составлении плана, отчёта. Так как наглядные образы, возникающие перед детьми, позволяют правильно определить этапы работы. А обучение планированию способствует дальнейшему развитию речи.

Основные этапы работы над изделием на уроках предметно - практического обучения следующие:

  1. Ознакомление с темой урока.

  2. Составление плана работы над поделкой.

  3. Подготовка необходимых для работы материалов и инструментов.

  4. Изготовление поделки.

  5. Отчёт о выполненной работе.

  6. Оценка работы.

Рассмотрим применение аудиовизуального курса на отдельных этапах урока.

Составление плана работы над поделкой

Обучение планированию является одной из общих задач всего процесса обучения в школе для глухих детей. Программой предусмотрено обучение учащихся в строгой последовательности составлять следующие виды планов, названные условно: пооперационный, краткий и сложный.

Пункты пооперационного плана содержат требования к выполнению отдельных действий или операций по изготовлению изделия.

Например, пооперационный план изготовления аппликации «Яблоко»:

  1. Положить шаблон яблока на бумагу.

  2. Обвести карандашом шаблон яблока.

  3. Вырезать яблоко.

  4. Наклеить яблоко на лист картона.

Что…









Краткий план отражает основные этапы работы над изделием, каждый из которых предполагает выполнение нескольких действий или операций.

Например, план изготовления самолета из металлического конструктора:

  1. Сделать корпус самолёта.

  2. Сделать крылья самолёта.

  3. Сделать хвост самолёта.

  4. Соединить все части самолёта.

Чтобы, например, сделать крылья самолёта, необходимо отобрать нужное количество планок, болтов, гаек; соединить их между собой, т.е. подробно можно раскрыть каждый пункт плана, и получится сложный план.

Сложный план представляет собой соединение краткого плана с пооперационным, где римскими цифрами обозначается последовательность этапов изготовления изделия, а арабскими цифрами - последовательность отдельных действий на определённых этапах работы.

Например, сложный план изготовления макета «Зимой в лесу»:

I. Нарисовать эскиз.

II. Сделать предметы макета.

1.Слепить зверей из пластилина.

2.Сделать деревья из веток.

3.Сделать снег из ваты.

III. Расположить предметы на макете.


1. 2 . 3.

III.

Подготовка необходимых для работы материалов и инструментов

В подготовительном классе все материалы и инструменты к уроку готовит сам учитель. В первом классе учащиеся начинают составлять заявки. Заявки составляют по образцу поделки, по рисунку, эскизу, чертежу, по словесному описанию поделки или по составленному плану изготовления изделия. Хорошо помогает в составлении заявки аудиовизуальный курс.

Например, заявка на материалы и инструменты к аппликации «Осень»:

- Что будем делать сегодня?

- Будем делать аппликацию «Осень».

- Что нужно для работы?

- Для работы нужны: шаблон, цветная бумага, карандаш, ножницы, клей, кисточка, салфетка.

После написания заявки учащимся выдают необходимые материалы и инструменты. Это происходит в различных формах. На некоторых уроках учитель сам раздаёт материалы и инструменты по просьбам учеников. Ему может помогать дежурный или «маленький учитель». На других уроках учащиеся дают друг другу поручения по подготовке всего, что нужно для работы.

Отчёт о выполненной работе

В первой четверти подготовительного класса дети просто называют предмет, например: «Яблоко», «Шар». Затем отчёт становится более развёрнутым: «Я слепил грушу», «Я нарисовал помидор». По мере роста запаса слов ученики начинают отчитываться не только о результате работы в целом, но и о каждой отдельной операции по изготовлению поделки. Отчёт становится пооперационным. Только отчитавшись о выполненной операции, ученики получают разрешение приступить к следующей.

Постепенно учащиеся переходят к более сложному виду отчёта – описанию процесса изготовления изделия не пооперационно, а целиком, от начала до конца, с использованием слов сначала, потом, затем, после. Такой отчёт можно назвать целостным. Целостный отчёт ставит учащихся перед необходимостью помнить весь процесс изготовления изделия и описывать все выполненные операции в определённой последовательности. И в этом помогает аудиовизуальный курс.

Например, отчет по работе над аппликацией «Ваза с цветами»:

Сначала я обвёл шаблон вазы, вырезал и приклеил вазу на картон.

Потом я нарисовал, вырезал и приклеил листья.

Затем я обвёл цветы и вырезал их.

После этого я приклеил цветок слева, цветок справа и цветок посередине.

Получилась аппликация «Ваза с цветами».




Таким образом, применение аудиовизуального курса на уроках предметно-практического обучения способствует развитию коммуникативных навыков, связной самостоятельной речи учащихся, повышению интереса к обучению. Учащиеся чувствуют себя более уверенно, так как понимают учебную ситуацию, не боятся обратиться к учителю и товарищам с вопросом, просьбами и т.д.

Считаем, что аудиовизуальный курс на уроках предметно-практического обучения является вспомогательным средством для достижения конечного результата, развития речи в деятельности, помогает учащимся активнее работать на уроках, пополнять словарный запас и развивать логическое мышление.

Зыкова, Т.С. ,.Кузьмичева, Е.П. [Развитие Речи 1 кл. ] / М.: Просвещение, 2012.

Зыкова, Т.С., Руленкова Л.И. [ Дидактический материал по предметно-практическому обучению для учащихся 1 класса спец. (коррек.) образ. учреждений I вида.]/ М.: Просвещение,2006.

Зыкова,Т.С., Кац, З.Г. ,Руленкова, Л.И. [ Дидактический материал по предметно-практическому обучению для учащихся 2 класса спец. (коррек.) образ. учреждений I вида. .] /М:Просвещение,2006.

Зыкова, Т.С., Кац, З.Г., Руленкова, Л.И. [ Дидактический материал по предметно-практическому обучению для учащихся 3 класса спец. (коррек.) образ. учреждений I вида.] /М: Просвещение, 2006.

Быкова, Л.М., Кричевская Л.Д. [Развитие Речи, учебник для 4 класса школы глухих.] /М: Просвещение, 1992.

Марциновская Е.Н.