СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим - Бада общение определяется как взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация».

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»


Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим - Бада общение определяется как взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация».

Дошкольное детство, представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии за период дошкольного детства ребёнок проходит ряд этапов социализации (виде комплекса оживления, возникновение потребности ребёнка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять своё поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребёнок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.

Старший дошкольный возраст становиться своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общении. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанников коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
Как показывает практика наблюдения, дошкольники часто неадекватно выражают свои эмоции (недовольство, злость, обиду, страх, удивление, радость). Это становиться барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умений конструктивно общаться.

 
Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной художественной и т.д. Безусловно, музыкальная деятельность детей даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Данное направление не слишком широко представлено как в научных разработках, так и в методических практических рекомендациях (К.Орф, В.А. Жилин, Е.В. Рыбак, А.И, Буренина. Старший дошкольный возраст характеризуется развитием социальных навыков, становлением адекватной самооценки. Общение осуществляется с помощью разнообразных средств-экпрессивно - мимических, предметно- действенных и речевых. Способность к общению состоит:
Желание вступать в контакт с окружающими: («Я хочу!»)
Умения: («Я умею!»)

Знания норм и правила поведения: («Я знаю!»)

Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.

Седьмой год жизни ребёнка - кризисный. Одним из проявлений этого кризиса являются проблемы, возникающие при общении детей. По мнению учёных, формирование у детей таких негативных качеств, как эгоизм завышенная самооценка, связано с тем, что педагоги ДОУ и родители занимаются в первую очередь интеллектуальным развитием детей, а нравственное воспитание и развитие навыков общения отодвинуты на второй план.
Музыка - искусство, обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать в коммуникативном развитии детей. При работе над формированием культуры общения у дошкольников можно успешно использовать способность музыки вызывать у ребёнка необходимые эмоциональные состояния. Современные педагогические технологии в музыкальной деятельности способствуют коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.
На музыкальных занятиях все виды деятельности способствуют развитию коммуникативных навыков:

- в разделе «Пение» используются методические приёмы, развивающие умения слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, передавая «волшебную полочку», пение в небольших ансамблях, с солистами, творческие задания: («Придумай и спой песенку», «Закончи мелодию», «Передай звук по цепочке»).

- при слушании музыки обращается внимание детей на культуру слушания (умение слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, не перебивать и слушать товарища) 

- игра на музыкальных инструментах и в оркестре помогает детям научиться исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания;
-в разделе «Музыкально - ритмические движения» делается акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчикам умения пригласить девочку на танец и проводить на место по его окончании; девочкам – умение принять приглашение или отказать, не обидев партнёра. Используются коммуникативные и народные, хороводные танцы, игры-приветствия, телесные и контактные игры.

Работа по развитию коммуникативной сферы детей продолжается и при проведении развлечений «По правилам дорожного движения», «Веселые старты», «Богатырские состязания», «Масленица!» с участием родителей.


Таким образом, современные педагогические технологии в музыкальной деятельности, а также сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствуют коммуникативному развитию детей дошкольного возраста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!