Развитие коммуникативных навыков учащихся
через воспитательную работу.
Проблема воспитания коммуникативных навыков в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств.
Знаменитый ученый Д.Карнеги говорил: "Единственная настоящая роскошь - роскошь человеческого общения". И действительно, настоящая роскошь - это и есть умение правильно общаться.
Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Коммуникации – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
Общение в жизни школьника занимает первое место, для него очень важно мнение сверстников, появляется желание проводить больше времени с друзьями, обсуждать общие проблемы. Естественно, дети начинают задумываться о том, почему у некоторых ровесников много друзей, а другим общаться достаточно нелегко; нужно ли иметь свою точку зрения или соглашаться во всем с окружающими; необходимо ли считаться с мнениями других или упрямо стоять на своем и многими другими вопросами.
Именно в общении школьники усваивают нравственные нормы, типичные для общества в целом и конкретной социальной среды. Именно в общении формируются продуктивные поведенческие навыки.
Чтобы научиться правилам коллективной жизни, школьнику нужен определенный социально-нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками.
Если возникают постоянные конфликты с другими ребятами, нужно причины разногласий выяснять. Задача классного руководителя и заключается в том, чтобы как можно раньше обратить внимание родителей на важность всех этих вопросов, помочь им конкретными советами.
Сформированность коммуникативной культуры личности определяется по таким группам критериев:
- культура общения, общительность;
- культура речи;
- досуговые интересы.
Необходимые педагогические условия:
постоянное психолого-педагогическое самообразование классного руководителя;
активное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся;
педагогическая поддержка классным руководителем подростков;
создание классным руководителем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями детей (путем правильно поставленных вопросов);
создание воспитывающей среды в классе на основе взаимного уважения и поддержке друг друга;
этическая защита учащихся и сохранение их тайн.
Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов. Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
- любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста.
- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического
завершения.
Воспитание коммуникативной культуры обуславливается тем, как школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для этого необходимо выбрать эффективный воспитательный метод и правильно организовать воспитательную работу.
Доказано, что в процессе игровой и развлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговой деятельности у школьника формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в обществе, т.е. воспитывается коммуникативная культура, которая так необходима для своевременного воспитательного влияния с целью предупреждения у школьников «коммуникативных проблем».