СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных навыков учащихся через воспитательную работу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть полезным учителям. Данная тема может быть использована классными руководителями.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков учащихся через воспитательную работу»

Развитие коммуникативных навыков учащихся

через воспитательную работу.



Проблема воспитания коммуникативных навыков в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств.

Знаменитый ученый Д.Карнеги говорил: "Единственная настоящая роскошь - роскошь человеческого общения". И действительно, настоящая роскошь - это и есть умение правильно общаться.

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Коммуникации – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Общение в жизни школьника занимает первое место, для него очень важно мнение сверстников, появляется желание проводить больше времени с друзьями, обсуждать общие проблемы. Естественно, дети начинают задумываться о том, почему у некоторых ровесников много друзей, а другим общаться достаточно нелегко; нужно ли иметь свою точку зрения или соглашаться во всем с окружающими; необходимо ли считаться с мнениями других или упрямо стоять на своем и многими другими вопросами.

Именно в общении школьники усваивают нравственные нормы, типичные для общества в целом и конкретной социальной среды. Именно в общении формируются продуктивные поведенческие навыки.

Чтобы научиться правилам коллективной жизни, школьнику нужен определенный социально-нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками.

Если возникают постоянные конфликты с другими ребятами, нужно причины разногласий выяснять. Задача классного руководителя и заключается в том, чтобы как можно раньше обратить внимание родителей на важность всех этих вопросов, помочь им конкретными советами.

Сформированность коммуникативной культуры личности определяется по таким группам критериев:

- культура общения, общительность;

- культура речи;

- досуговые интересы.

Необходимые педагогические условия:

  • постоянное психолого-педагогическое самообразование классного руководителя;

  • активное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся;

  • педагогическая поддержка классным руководителем подростков;

  • создание классным руководителем нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями детей (путем правильно поставленных вопросов);

  • создание воспитывающей среды в классе на основе взаимного уважения и поддержке друг друга;

  • этическая защита учащихся и сохранение их тайн.

Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов. Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

- любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста.

- метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического

завершения.

Воспитание коммуникативной культуры обуславливается тем, как школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для этого необходимо выбрать эффективный воспитательный метод и правильно организовать воспитательную работу.

Доказано, что в процессе игровой и развлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговой деятельности у школьника формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в обществе, т.е. воспитывается коммуникативная культура, которая так необходима для своевременного воспитательного влияния с целью предупреждения у школьников «коммуникативных проблем».