Просмотр содержимого документа
«Развитие контрольно – оценочной самостоятельности в начальной школе»
«В пределах начального этапа обучения формирование контроля и оценки представляет основную задачу. Можно сказать, что если в этот период дети полноценно освоят действия контроля и оценки, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет происходить без особого труда» Д.Б.Эльконин
Противоречия педагогической деятельности
Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
- 1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);
- 2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);
- 3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).
1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию ( 1 класс)
- Освоение операционного (процессуального) контроля
- Ретроспективная оценка
- Рефлексивная оценка
Результат :
- умение сравнивать действие и результат с готовым образцом
- умение по заданным критериям оценить свои действия и соотнесение свою оценку с оценкой учителя
- умение предъявить на оценку своих достижений по заданному или назначенному самим ребенком критерию
- умение отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом)
2 этап – совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2 класс – I п/г 4 класса)
- Пооперационный контроль
- Рефлексивный контроль
- Прогностическая оценка
Результат :
- умение определять возможные «ошибкоопасные» места
- умение устанавливать возможные причины возникающих ошибок и намечать план их индивидуальной ликвидации и коррекции
- умение устанавливать границу применимости того или иного способа действия, выделять из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения
- умение классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы
3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4 – 5 класс)
Результат:
- определение того, что будет проверяться (работа с критериями)
- составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии
- выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности
- создание (или поиск) образца для проверки задания (работы)
- сопоставление полученных данных с образцом
- характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах
- составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением
- сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить
свои достижения (результаты) для публичной оценки
Литература
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей / А. Г. Асмолов
и др. / под ред. А. Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.
2. Воронцов А.Б., Заславский В.М. «Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка» /
3. Енжевская М.В. «Формирование контрольно- оценочной деятельности в условиях безотметочной системы» /
4. Пинская М.А., Улановская И.М. «Новые формы оценивания» /
5.Проничева Е.В. «К проблеме формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника» – [ Электронный ресурс ] URL : http://vestnik.yspu.org/releases/pedagogika/41_13/.
6 . Что такое КОД? – [ Электронный ресурс ] URL :
http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200800304.
Спасибо за внимание !