СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие контрольно – оценочной самостоятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать» ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Развитие контрольно – оценочной самостоятельности в начальной школе»

«В пределах начального этапа обучения формирование контроля и оценки представляет основную задачу. Можно сказать, что если в этот период дети полноценно освоят действия контроля и оценки, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет происходить без особого труда» Д.Б.Эльконин  Противоречия педагогической деятельности

«В пределах начального этапа обучения формирование контроля и оценки представляет основную задачу. Можно сказать, что если в этот период дети полноценно освоят действия контроля и оценки, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет происходить без особого труда» Д.Б.Эльконин

Противоречия педагогической деятельности

Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности  младших школьников 1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс); 2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса); 3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).

Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

  • 1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);
  • 2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);
  • 3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).
1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию ( 1 класс)   Освоение операционного (процессуального) контроля Ретроспективная оценка Рефлексивная оценка  Результат : умение сравнивать действие и результат с готовым образцом умение по заданным критериям оценить свои действия и соотнесение свою оценку с оценкой учителя умение предъявить на оценку своих достижений по заданному или назначенному самим ребенком критерию умение отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом)

1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию ( 1 класс)

  • Освоение операционного (процессуального) контроля
  • Ретроспективная оценка
  • Рефлексивная оценка

Результат :

  • умение сравнивать действие и результат с готовым образцом
  • умение по заданным критериям оценить свои действия и соотнесение свою оценку с оценкой учителя
  • умение предъявить на оценку своих достижений по заданному или назначенному самим ребенком критерию
  • умение отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом)
2 этап – совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2 класс – I п/г 4  класса)  Пооперационный контроль Рефлексивный контроль Прогностическая оценка Результат : умение определять возможные «ошибкоопасные» места умение устанавливать возможные причины возникающих ошибок и намечать план их индивидуальной ликвидации и коррекции умение устанавливать границу применимости того или иного способа действия, выделять из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения  умение классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы

2 этап – совершенствование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2 класс – I п/г 4 класса)

  • Пооперационный контроль
  • Рефлексивный контроль
  • Прогностическая оценка

Результат :

  • умение определять возможные «ошибкоопасные» места
  • умение устанавливать возможные причины возникающих ошибок и намечать план их индивидуальной ликвидации и коррекции
  • умение устанавливать границу применимости того или иного способа действия, выделять из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения
  • умение классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы
3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной  (второе полугодие 4 – 5 класс) Результат: определение того, что будет проверяться (работа с критериями) составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности создание (или поиск) образца для проверки задания (работы) сопоставление полученных данных с образцом характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки

3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4 – 5 класс)

Результат:

  • определение того, что будет проверяться (работа с критериями)
  • составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии
  • выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности
  • создание (или поиск) образца для проверки задания (работы)
  • сопоставление полученных данных с образцом
  • характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах
  • составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением
  • сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить

свои достижения (результаты) для публичной оценки

Литература  1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей / А. Г. Асмолов и др. / под ред. А. Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010. 2. Воронцов А.Б., Заславский В.М. «Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка» / 3. Енжевская М.В. «Формирование контрольно- оценочной деятельности в условиях безотметочной системы» / 4. Пинская М.А., Улановская И.М. «Новые формы оценивания» / 5.Проничева Е.В. «К проблеме формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника» –  [ Электронный ресурс ]  URL : http://vestnik.yspu.org/releases/pedagogika/41_13/. 6 . Что такое КОД? – [ Электронный ресурс ]  URL : http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200800304.

Литература

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в

начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей / А. Г. Асмолов

и др. / под ред. А. Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2010.

2. Воронцов А.Б., Заславский В.М. «Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка» /

3. Енжевская М.В. «Формирование контрольно- оценочной деятельности в условиях безотметочной системы» /

4. Пинская М.А., Улановская И.М. «Новые формы оценивания» /

5.Проничева Е.В. «К проблеме формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника» – [ Электронный ресурс ] URL : http://vestnik.yspu.org/releases/pedagogika/41_13/.

6 . Что такое КОД? [ Электронный ресурс ] URL :

http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200800304.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !