СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативных способностей в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации приведены упражнени для развити креативных способностей младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативных способностей в начальной школе»

Развитие креативного мышления на уроках в начальной школе Из опыта работы Шамгуновой Г.М., учителя начальных классов

Развитие креативного мышления на уроках в начальной школе

Из опыта работы Шамгуновой Г.М.,

учителя начальных классов

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше .  В результате применения технологии развивается: Таким образом, в начальной школе развитие креативного мышления становится основной стратегической линией, которая позволяет добиваться становления личности школьника, раскрыть его индивидуальные способности.  - умение обозначить проблему; - способность генерировать множество разнообразных идей по её решению; - умение видеть нестандартные варианты решения; - способность углубить идею, дополняя детали; - способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше . 

В результате применения технологии развивается:

Таким образом, в начальной школе развитие креативного мышления становится основной стратегической линией, которая позволяет добиваться становления личности школьника, раскрыть его индивидуальные способности.

- умение обозначить проблему;

- способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;

- умение видеть нестандартные варианты решения;

- способность углубить идею, дополняя детали;

- способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.

Виды креативного мышления Конвергентное мышление   Дивергентное мышление   Помогает найти оптимальное решение проблемы, у которой много условий. Помогает найти для одной задачи несколько решений. Важно развивать как конвергенцию, так и дивергенцию .

Виды креативного мышления

Конвергентное мышление  

Дивергентное мышление  

Помогает найти оптимальное решение проблемы, у которой много условий.

Помогает найти для одной задачи несколько решений.

Важно развивать как конвергенцию, так и дивергенцию .

Универсальные упражнения для развития креативного мышления на уроках в начальной школе ● Упражнение «Друдл» ● Упражнение «Создай образ» ● Игра «Данетка» ● Игра «Придумай вопрос» ● Игра «Сначала ответ, потом вопросы» ● Приём «3+2+1» для подведения итогов урока ● Открытые вопросы ● Игра «Третий лишний»

Универсальные упражнения для развития креативного мышления на уроках в начальной школе

● Упражнение «Друдл»

● Упражнение «Создай образ»

● Игра «Данетка»

● Игра «Придумай вопрос»

● Игра «Сначала ответ, потом вопросы»

● Приём «3+2+1» для подведения итогов урока

● Открытые вопросы

● Игра «Третий лишний»

 Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне!

Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне!

 Вечер. Си жу  к ак-то я на крылечке, толь ко  мар ь над ле сом поднимается, ту ман  густ ой, сыро. Скучно. Вижу – лю стра у с оседа толь ко  за жглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Ка питон ом Поли карп овичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне!

Вечер. Си жу к ак-то я на крылечке, толь ко мар ь над ле сом поднимается, ту ман густ ой, сыро. Скучно. Вижу – лю стра у с оседа толь ко за жглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Ка питон ом Поли карп овичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне!

Упражнение «Друдл»  Друдл представляет собой некую задачу, в которой требуется домыслить, что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать .  Ученикам предлагается фигура/образ, связанную с темой урока. ● Предложите ученикам её дорисовать несколько раз до разных узнаваемых предметов. ● В случае ограниченного времени можно предложить давать устные ответы на вопрос «На что это похоже?».

Упражнение «Друдл»

Друдл представляет собой некую задачу, в которой требуется домыслить, что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать .

Ученикам предлагается фигура/образ, связанную с темой урока.

● Предложите ученикам её дорисовать несколько раз до разных узнаваемых предметов.

● В случае ограниченного времени можно предложить давать устные ответы на вопрос «На что это похоже?».

Упражнение «Друдл» Применение на уроках Русского языка Применение на уроках Математики На что похожа буква Т? Применение на уроках Окружающего мира ● Гвоздь, торчащий из стены, На что похожа цифра 3? На что похожа линия? ● Мачта парусника, ● Зонт, ● Швабра, ● Фонарный столб . • Плавник дельфина, • крыло пингвина, • нос, • русло реки, • руль велосипеда, • холм, • волна.

Упражнение «Друдл»

Применение на уроках Русского языка

Применение на уроках Математики

На что похожа буква Т?

Применение на уроках Окружающего мира

● Гвоздь, торчащий из стены,

На что похожа цифра 3?

На что похожа линия?

● Мачта парусника,

● Зонт,

● Швабра,

● Фонарный столб .

• Плавник дельфина,

• крыло пингвина,

• нос,

• русло реки,

• руль велосипеда,

• холм,

• волна.

Игра «Прекрасный- ужасный»

Игра «Прекрасный- ужасный»

Упражнение «Создай образ» Объясните какое-либо понятие, относящееся к уроку. ● Предложите ученикам нарисовать образ/рисунок, которым можно проиллюстрировать данное понятие . ● Для этого задания желательно выбирать понятия, которые сложно визуализируются, абстрактные понятия. Например: креативность, справедливость, сумма, тишина и тп.

Упражнение «Создай образ»

Объясните какое-либо понятие, относящееся к уроку.

● Предложите ученикам нарисовать образ/рисунок, которым можно проиллюстрировать данное понятие .

● Для этого задания желательно выбирать понятия, которые сложно визуализируются, абстрактные понятия. Например: креативность, справедливость, сумма, тишина и тп.

Игра «Данетка»  Ведущий загадывает число, объект или ситуацию. Ученики должны отгадать загаданное, задавая только такие вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет» ● Развивает умение задавать сильные вопросы, ● повышает включенность и мотивацию учеников, ● позволяет в активном формате повторить пройденный материал, ● учит применять полученную информацию, ● учит учеников слышать друг друга, ● помогает отточить навык классификации объектов .

Игра «Данетка»

Ведущий загадывает число, объект или ситуацию. Ученики должны отгадать загаданное, задавая только такие вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет»

● Развивает умение задавать сильные вопросы,

● повышает включенность и мотивацию учеников,

● позволяет в активном формате повторить пройденный материал,

● учит применять полученную информацию,

● учит учеников слышать друг друга,

● помогает отточить навык классификации объектов .

Игра «Придумайте вопрос»  Ведущий называет одно слово, связанное с темой урока, и одно случайное слово. Игрокам нужно придумать осмысленный вопрос, в котором встречаются оба эти слова . Пример для урока математики Ведущий: сантиметр и подушка. Игроки: Сколько сантиметров должна быть высота подушки ребёнка? Ведущий: деление и чашка. Игроки: Как разделить сок поровну на двоих, если есть только одна чашка?

Игра «Придумайте вопрос»

Ведущий называет одно слово, связанное с темой урока, и одно случайное слово. Игрокам нужно придумать осмысленный вопрос, в котором встречаются оба эти слова .

Пример для урока математики

Ведущий: сантиметр и подушка.

Игроки: Сколько сантиметров должна быть высота подушки ребёнка?

Ведущий: деление и чашка.

Игроки: Как разделить сок поровну на двоих, если есть только одна чашка?

Игра «Сначала ответ, потом вопросы»  Ведущий называет слово, связанное с темой урока. Игрокам нужно придумать 2-3 осмысленных вопроса, в ответе на каждый из которых прозвучит заданное слово. Пример для урока «Окружающий мир»  Ведущий : испарение. Игроки: • Что будет происходить, если надолго оставить стакан с водой на столе? • Как называется процесс, при котором вода превращается из жидкости в газ? • Как появляются облака?

Игра «Сначала ответ, потом вопросы»

Ведущий называет слово, связанное с темой урока. Игрокам нужно придумать 2-3 осмысленных вопроса, в ответе на каждый из которых прозвучит заданное слово.

Пример для урока «Окружающий мир»

Ведущий : испарение.

Игроки: • Что будет происходить, если надолго оставить стакан с водой на столе?

• Как называется процесс, при котором вода превращается из жидкости в газ?

• Как появляются облака?

Приём «Открытые вопросы» Это вопрос, который подразумевает обсуждение, наличие нескольких мнений . Примеры открытых вопросов на уроках окружающего мира ● Могло ли в реальной истории нашей планеты произойти плавание мамонтёнка на льдине к африканским слонам? ● Почему арбуз полосатый? ● Зачем птицы возвращаются с юга? Примеры открытых вопросов на уроках математики  — Миллион это много или мало? — Это зависит от того, хочешь ты его заработать или потратить…

Приём «Открытые вопросы»

Это вопрос, который подразумевает обсуждение, наличие нескольких мнений .

Примеры открытых вопросов на уроках окружающего мира

● Могло ли в реальной истории нашей планеты произойти плавание мамонтёнка на льдине к африканским слонам?

● Почему арбуз полосатый?

● Зачем птицы возвращаются с юга?

Примеры открытых вопросов на уроках математики

— Миллион это много или мало?

— Это зависит от того, хочешь ты его заработать или потратить…

Приём «Третий лишний»  Ведущий называет или показывает три разных объекта. Задача игроков объяснить, по какому критерию каждый из объектов «лишний». То есть найти некоторое объединяющее свойство у двух из трёх объектов. Желательно повторить игру несколько раз, чтобы каждый объект был исключен по разным критериям. Пример игры «Третий лишний» на уроке математики. Лишний второй дом, потому что он перевернут • Лишний первый дом, потому что у него нет острых углов • Лишний третий дом, потому что у него нарисована дверь • Лишний второй дом, потому что у него нет трубы • Лишний первый дом, потому что он одноэтажный • Лишний третий дом, потому что он реалистичный

Приём «Третий лишний»

Ведущий называет или показывает три разных объекта. Задача игроков объяснить, по какому критерию каждый из объектов «лишний». То есть найти некоторое объединяющее свойство у двух из трёх объектов. Желательно повторить игру несколько раз, чтобы каждый объект был исключен по разным критериям.

Пример игры «Третий лишний» на уроке математики.

Лишний второй дом, потому что он перевернут

• Лишний первый дом, потому что у него нет острых углов

• Лишний третий дом, потому что у него нарисована дверь

• Лишний второй дом, потому что у него нет трубы

• Лишний первый дом, потому что он одноэтажный

• Лишний третий дом, потому что он реалистичный

Пример игры «Третий лишний» на уроках русского языка и окружающего мира На уроках русского языка Клён лишний, потому что только один слог, На уроках окружающего мира • машина лишняя, потому что это слово женского рода, Клён лишний, потому что объект живой природы, • ободок лишний, потому что в слове есть суффикс, • машина лишняя, потому что ободок и клён круглые в сечении, • ободок лишний, потому что начинается на гласную. • ободок лишний, потому что его можно удержать в руке.

Пример игры «Третий лишний»

на уроках русского языка и окружающего мира

На уроках русского языка

Клён лишний, потому что только один слог,

На уроках окружающего мира

• машина лишняя, потому что это слово женского рода,

Клён лишний, потому что объект живой природы,

• ободок лишний, потому что в слове есть суффикс,

• машина лишняя, потому что ободок и клён круглые в сечении,

• ободок лишний, потому что начинается на гласную.

• ободок лишний, потому что его можно удержать в руке.

Что стоит запомнить 1.  Упражнения для развития креативного мышления помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка . ‍ 2.  Каждый день стоит ставить новые творческие задачи, искать новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативное мышление станет для учащихся привычной и естественной.

Что стоит запомнить

1.  Упражнения для развития креативного мышления помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка .

2.  Каждый день стоит ставить новые творческие задачи, искать новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативное мышление станет для учащихся привычной и естественной.