СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативных способностей обучающихся в на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативных способностей обучающихся в на уроках русского языка и литературы»

. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний.

«Современную школу философы называют капканом, выставленным человечеством у себя на пути. Только 3% выпускников средних школ способны создавать творческую образовательную продукцию достаточно высокого уровня, тогда как в начальной школе этот процент на порядок больше. Преподнося учащимся «ничейные», расчеловеченные знания, заставляя усваивать их, школа воспитывает потребителя, всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом творца и деятеля. Преобладание внешней заданности в целях, содержании и технологии образования приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием учиться, отчуждением от обучения, гиперболизацией формальных ценностей образования (получение отметки, сдача экзаменов, поступление в вуз, его окончание)» (9, с.8).

Современное состояние общества поставило перед педагогами, и прежде всего школьными учителями, задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного креативного мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Как же развить креативное мышление? Как взрастить и воспитать в условиях школьного образования творческую личность?

Исследования психологов показывают, что креативность прежде всего зависит от условий, в которых формируется человек. Ребёнок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что у него изначально не было творческих задатков, а потому, что в детстве получал мало эвристического материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право самостоятельного выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность в принятии решений и независимость. Но если креативность так зависит от внешних – социальных – условий, значит, меняя эти условия, её можно развивать и растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями, конечно, – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход в любой деятельности, в том числе и учебной. И задача учителя - создать такие условия и ситуации на уроке, где ребенок будет развиваться и «творить».

Педагогический опыт моих коллег и мой собственный показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативную основу – базис - в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики. Поэтому на образовании лежит ответственность за то, чтобы сегодняшние дети достигали успеха не только в школе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности уже будучи взрослыми.

Итак, показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают «процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям, и способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нестандартному их решению» (4, с. 98). В настоящее время обозначилось несколько основных аспектов исследования креативности: предметно-процессуальный и рефлексивный (процесс решения творческой задачи); личностный (особенности креативной личности); продуктивно-результативный и социально-управленческий (условия креативного развития, самовыражения и косвенного управления сотворческим процессом обучения и воспитания) (4, с. 119).

«Концепция креативности как феномена творчества была введена в науку Дж. Гилфордом - американским психологом, первым взявшимся за объективное исследование. В конце 50-х годов прошлого века он сформулировал несколько критериев креативности, которые поддаются оценке в психологических тестах. Основные критерии таковы:

1. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкость генерирования идей.

2. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую.
3. Оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно.
4. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям, восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.

5. Способность к разработке гипотезы - смелой идеи, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

6. Удовлетворенность -  итог проявления креативности - логическая независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу.

Благодаря работам Гилфорда, а затем Торранса стало возможным оценивать креативность количественно и статистически.

Американский психолог Поль Торранс — автор наиболее широко применяющегося теста на определение креативности. Он же придумал первые тесты на креативность и разработал все основные составляющие креативности

Его определение креативности: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, …нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» (10, с.1).

Итак, что же суть самого слова «креативность»? «Понятие креативность (лат. Creatio - создание, образ) в переводе с английского языка означает творчество, т.е. в самом общем виде это создание новых, оригинальных, более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или субъективной значимостью. Э. Фромм сужает понятие до определения его как «способности удивляться и познавать, умения находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта», подчеркивая не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность» (11, с.3-4).

Термин «креативность» можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях. В школьных учебниках часто отсутствуют задания, требующие поиска новой информации, использования воображения. В целом, делается упор на воспроизведение и повторение содержания урока. Поэтому главная задача образования в школе и за ее пределами - поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей.

Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания, поскольку дети:

- по природе своей испытывают интерес ко всему неизвестному и потребность в новизне, открыты для нового опыта;

- как правило, обладают широким восприятием, богатым воображением;

- легко и гибко меняют идеи, способы мышления,

- испытывают интерес и увлечены своими действиями.

«Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи. И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача …» (6, с. 12).

Говоря о креативности, не стоит забывать, что она не свойственна личности от рождения. Креативность не является энергией сама по себе - это некий присущий человеку потенциал, связанный с особенностями личности, проявляемый в мышлении и деятельности и приводящий к появлению нового, новаторского продукта.

Вопрос о том, как воспитывать творческое отношение и способности,- трудный и сложный. Во-первых, это связано с тем, что результат развития творческого потенциала школьников зависит от наличия этого потенциала, то есть от психических, культурных задатков учащихся. Трудно развивать то, чего, быть может, нет. Во-вторых, отсутствует единство учителей в понимании сути заданий творческого характера: в школьной жизни под творчеством учащихся зачастую понимают красивое оформление кроссвордов, театральную инсценировку, поиск информации для подготовки сообщения на уроке, удачные детские рисунки и так далее. Деятельность же современного, т.е. шагающего в ногу со временем учителя должна быть ориентирована на оценку развития нетривиального, нешаблонного мышления учащегося, его научно-исследовательских навыков, умений выполнять творческие задания по предмету. Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Педагогический опыт позволяет конкретизировать понятие творческая деятельность школьников. Это продуктивная форма деятельности учащихся, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Для успешности реализации креативности целесообразно использовать системный подход, то есть единство разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения. Опыт работы многих учителей словесности, в том числе мой педагогический опыт, убедительно показывает, что успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе заданий творческого характера.