СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит приемы для развития критического мышления на уроках английского языка.Использование данных приемов помежет превратить процесс обучения в совместный и интересный поиск.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления на уроках английского языка.»

Развитие критического мышления на уроках английского языка.






Современная ситуация требует применение современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий и является технология критического мышления.


Суть технологии развития критического мышления заключается в освоении учениками активных способов мышления и активных способов работы с информацией, тем самым, пробуждение в них интереса к исследовательской работе, умение обобщить приобретенные знания. Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных 
жизненных проблем. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Каждый ученик должен научиться осуществлять хотя бы несколько мыслительных действий: анализировать, сравнивать, приводить аргументы «за» или «против». Использование данной технологии помогает обучающимся на уроках вырабатывать: умение выражать свои мысли; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми. 

Технология РКМ представляет особенный интерес для уроков иностранного языка.. Основой её является коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий совместный поиск решения проблем, а также «партнёрские» отношения между учителем и обучающимися. Это универсальная, проникающая, технология, формирующую навыки работы с информацией в процессе аудирования, говорения, чтения и письма.


Иногда одного урока не хватает для реализации технологии. Все этапы технологии РКМ не обязательно имеют место на одном уроке, это может быть серия уроков. Но очень важно, чтобы цикл «вызов - осмысление содержания  - рефлексия» был завершен и имел выход на следующий «вызов».

Науке известно много приёмов технологий формирования критического мышления: инсерт (система записи для эффективного чтения и размышления – маркировка текста – у - +?) мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками и вопросы Блума, кластеры, синквейн, продвитнутая лекция, эссе, перепутанные логические цепочки,  таблица З-Х-У, взаимоопрос и др.

Не важен набор и последовательность приёмов. Можно использовать те приёмы, к которым привык учитель. Главное, чтобы они способствовали достижению основных целей, которые ставит учитель и ученики.

.Применение ТРКМ приводит к изменению структуры урока, в котором выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии).


Основной задачей стадии вызова является пробуждение интереса, подготовка учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности;


В процессе реализации стадии вызова важно давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний, сочетать индивидуальную и групповую работу (индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться). Обмен мнениями может способствовать выработке идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов которые будут стимулировать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой аудитории, поэтому занятия в небольших группах позволяют им чувствовать себя более комфортно.

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, так как любое мнение учащегося ценно. 


Учащиеся при этом должны:

  • развивать в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей;

  • активно участвовать в учебном процессе;

  • с уважением выслушивать различные мнения;

  • быть готовым как формулировать свои суждения, так и воздерживаться от них.




Стадия осмысления – столкновение учащихся с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа;


Стадия размышления (рефлексии) – корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

На каждом из этапов урока я использую определённые приёмы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность и способствуют развитию критического мышления.


На этапе вызова это такие приемы, как:

  • Кластер

  • Корзина идей»

  • «Дерево предсказаний»

  • Прогноз «Логические цепочки»

  • Концептуальное колесо

  • Взаимоопрос и взаимообучение

  • Толстые и тонкие вопросы

  • Круги по воде


КЛАСТЕР


. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, подходящие для данной темы.

3. У каждого слова в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. У вас на столах есть большие листы. Давайте с вами составим кластер по теме нашего мастер класса. В центре напишем Технология развития критического мышления. Дальше запишите все мысли, которые приходят вам на ум. Что у вас получилось? 


КОРЗИНА ИДЕЙ - УЧЕБНО-МОЗГОВОЙ ШТУРМ


КОРЗИНА ИДЕЙ - приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет выяснить всё, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Приём позволяет сформировать у обучающихся такие универсальные учебные действия, как:

- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности,

- умение выражать свои мысли;

- формирования навыков смыслового чтения


«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» напоминает «Корзину идей», но оформляется в форме дерева, а идеи – листья. Тема записывается в стволе дерева. Она обязательно должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Данный вид работы предполагает, что дети высказывают свои предположения с опорой на текст. Этот приём я использую на уроке лишь единожды, и все версии, которые высказывают дети обязательно аргументированы, основываются на том тексте, с которым знакомимся, а не на домыслах и фантазиях детей. После прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят, какие из них сбылись, а какие нет.

ПРОГНОЗ «ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ» по своей сути очень похож на кластер, но оформление не в форме грозди, в форме цепи.

Данные приемы позволяют сформировать у обучающихся следующие универсальные учебные действия:

- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности,

- умение выражать свои мысли;

- формирования навыков смыслового чтения

КРУГИ ПО ВОДЕ

Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме.


КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ КОЛЕСОучащимся необходимо подобрать синонимы к слову, которое находится в ядре «понятийного колеса», и вписать их в секторы колеса.

Например: enjoy

Like, love, to be fond of, to be keen on, get pleasure with, prefer …


«ТОНКИЕ» И «ТОЛСТЫЕ» ВОПРОСЫ

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трёх стадий урока. Если мы пользуемся этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся  (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа.  В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы.

После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких»  и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

Форма таблицы «тонких»  и «толстых» вопросов

“Thin” questions

“Thick” questions

Who …?

What … ?

When … ?

Where … ?

Was it … ?

What was the name …?

Do you agree that … ? etc.

Why … ?

Explain why … ?

Why do you think that … ?

Was his/her choice right or wrong to your mind?

What is the most important idea of the story?

What is the difference between … ?

If you were … would you … ? etc.

Практика показывает, что интерес к этому виду речевой

деятельности у обучающихся очень низок. Данный вид речевой деятельности

не является для обучающихся средством получения информации, повышения

культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается

ими как чисто учебная задача.

Если говорить об уроке использования технологии Критического мышления, то здесь чтение плавно перетекает в говорение и письмо.

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения

чтению перед учителем ставятся задачи научить обучающихся читать тексты,

понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в

содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не попринуждению, ас опровождаться интересом обучающихся


ТАБЛИЦА «ЗХУ»


  1. Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Перед тем как читать текст об Эдинбурге я прошу учащихся заполнить таблицу:

I know

I’d like to know

I’ve known

It’s a capital.

It’s an old city.

How old is the Castle?

Who lives in Holyrood House?

Where is the Cannongate situated?

What is the military tattoo?

What is Princess Street famous for? Etc.


Слайд 15

Приемы работы на этапе осмысления:

  • «Пометки на полях»

  • Бортовой журнал

  • Инсерт

  • Зигзаг

  • «фишбоун»

  • «идеал»

  • Рассыпанный текст

Слайд 16

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Заполняется в виде таблицы «Знал – Узнал новое».

Например, A Healthy Lifestyle (9 класс)



Что мне известно по данной теме?


Что нового я узнал из текста?


Eat smaller portions

Don’t skip meals, it’s not good for one’s stomach

Don’t read or watch TV while eating

Put the fork and chew food slowly, you’ll feel full sooner, concentrate on the food

Forget about chips and soda

Make your own sandwiches with vegetables

Wonder pills to make you thin

Can cause high blood pressure

A strict diet for losing weight

You’ll look and feel week and miserable, anoreksiya

Burning calories

Smiling, talking, reading not enough




ФИШБОУН

В голове скелета обозначается проблема. На верхних косточках ученики отражают причину, возможна работа на этапе вызова. На нижние косточки добавляются факты. Ученики учатся устанавливать причинно-следственные связи и решать проблему.


РАССЫПАННЫЙ ТЕКСТ

Учащиеся составляют вариант сообщения по теме в группах, используя предложения как опору. Предложения даны вразброс. Затем варианты обсуждаются, и учащиеся приходят к единому образцу для сообщения.

  1. Рассказ по ключевым словам.

Tell about Scotland and Glasgow using the key words.

The north of England

Symbol

St. Andrew

Is divided

Is concentrated

The largest

A center of trade

Prosperous

Smart

Dirty

Ugly


На этапе размышления (рефлексии):

Письмо по кругу;

Кроссворды;

Закончи предложение;

Рефлексивные вопросы.

Написание синквейна.


«ПИСЬМО ПО КРУГУ»

Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. «Письмо по кругу» можно использовать как на стадии вызова, чтобы выяснить жизненный опыт детей потому или иному вопросу, так и для проверки знаний учащихся. Этот прием может служить и другим целям. У детей часто возникает проблема с кратким пересказом художественных произведений, а «письмо по кругу» в увлекательной форме позволяет отработать этот навык.


СИНКВЕЙН

Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным.

Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

Пятая строка – одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философской обобщение, повторяющее суть темы


Технология критического мышления дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

- развитие в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей;

- активное участие в учебном процессе;

- готовность как формулировать свои суждения, так и воздерживаться от них.


Технология критического мышления дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.


ВЫВОД: Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.