СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления старших школьников в процессе изучения литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления старших школьников в процессе изучения литературы»

Развитие критического мышления старших школьников в процессе изучения литературы

Технология развития критического мышления – это изобретение американской педагогики ( Дж.Стилл, К.Мередит, Ч.Темпл, С.Уолтер). Данная технология направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений. Критическое мышление – это сложный процесс перестройки и переосмысления информации. Оно означает не негативность суждений или критику, а способность, невзирая на авторитеты, вырабатывать своё мнение.

Критическое мышление направлено на формирование оценочного рефлексивного подхода к информации. Этим оно отличается от творческого мышления, которое нацелено на продуцирование новых идей. Таким образом, критическое мышление является отправной точкой для развития творческого мышления [ 3]. Технология развития критического мышления позволяет совместить обучение и воспитание в единый процесс развития творческой личности. Базовыми для данной технологии являются идеи отечественных педагогов, направленные на решение проблемы творческой самореализации личности ( Л.С. Выготский, И.П.Волков, И.П.Иванов, Н.Е.Щуркова).

Целью технологии является формирование таких качеств личности как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность. Технология направлена не на «присвоение» готового знания, а на конструирование своего, которое рождается в процессе обучения посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Таким образом, одним из важнейших условий реализации технологии развития критического мышления является партнёрский, диалоговый характер отношений между педагогом и обучаемыми [2].

В основу технологии положен дидактический цикл, состоящий из трёх этапов ( стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи. К функциям стадии»Вызов» относятся:

  • Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме);

  • Информационная (активизация имеющихся знаний по теме);

  • Коммуникационная (обмен мнениями).

). Для данной фазы характерны следующие функции:

  • Информационная (получение новой информации по теме);

  • Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания).

В стадии « Рефлексия» формируется личностное отношение к приобретённым знаниям на основе активного переосмысления собственных представлений в контексте новой информации. К функциям данной стадии относятся:

  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции);

  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению знаний) [1].

Данная технология располагает набором взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для формирования познавательной активности студентов (кластеры, эссе, синквейны, дискуссии, инсертные таблицы и др.) [1].

В процессе преподавания литературы мною используются следующие методические приёмы:

1.Кластер как способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при изучении учебного материала. «Сердцевину» кластера составляют ключевые понятия, вокруг которых формируются идеи, факты, образы. В процессе составления кластера ключевые слова обрастают « спутниками». В итоге появляется структура, которая графически отражает процесс размышления по данной теме. Кластер не является жёсткой структурой; он варьируется до тех пор, пока не иссякнут идеи, выдвинутые студентами. Работа с кластером используется как на этапе « Вызов» , так и на этапе « Рефлексия».

Пример из педагогического опыта:

Изучение западноевропейской литературе 17 века начинается с составления кластера. Ключевыми понятиями кластера являются: «Ренессанс», «17 век», «Возрождение».

На этапе « Вызов» школьники, изучившие средневековую литературу устанавливают логические связи вокруг понятия « Ренессанс». Работа носит коллективный характер. Высказанные идеи фиксируются. На стадии « Рефлексия» ученики составляют

« спутниковые» связи вокруг понятия «17 век», ищут взаимосвязи между понятиями

« Ренессанс» и « 17век». После изучения особенностей западноевропейской литературы 18 века учащиеся возвращаются к данному кластеру, составляя логическую цепочку вокруг понятий «17 век» и « Просвещение».



2. Синквейн ( от французского слова – «пять») – стихотворение, состоящее из 5 –ти строк; используется как способ синтеза учебного материала. Данный приём позволяет резюмировать информацию в ёмких и кратких выражениях. Синквейн может быть предложен как индивидуальное самостоятельное задание, парная работа, реже как коллективное творчество. Обычно используется на стадии « Рефлексия», хотя может быть дан и на стадии « Вызов».

Структура синквейна:

1 строка - тема стихотворения (выражается одним словом, чаще существительным);

2 строка – описание темы в двух словах (прилагательных);

3 строка – описание темы тремя словами (обычно глаголами);

4 строка –состоит из четырёх слов, выражающих отношение к теме;

5 строка – одно слово (повторение темы на эмоционально - образном или философско – обобщённом уровнях).

Пример синквейна на тему « Барокко» ( продукт коллективного творчества, составлен на стадии « Рефлексия» после изучения теоретического материала):

1 строка – Барокко.

2 строка – Непознаваемое, метафорическое.

3 строка – Высказывает, не доказывает, творит.

4 строка – Создаёт субъективную картину мира.

5 строка – Загадка.



3. Эссе – распространённый жанр письменных работ в западной педагогике.

Традиционно мною используется 5-ти минутное эссе в стадии « Рефлексия» для подведения итогов учебных занятий. В качестве примера остановлюсь на использовании эссе как самостоятельной домашней работы при подготовке школьников к занятию, посвящённому творчеству Ж.Б.Мольера.

После изучения художественной биографии французского писателя (М.А.Булгаков « Жизнь господина де Мольера») школьники составляют эссе. Обсуждение работ учеников на занятии основывается на составлении таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал».

В графу « Знаю» входит материал, известный учащимся до знакомства с художественной биографией Мольера. Графа « Узнал» связана с новым материалом. Такое задание позволяет наглядно увидеть разрыв между имеющимися и приобретёнными знаниями. Графа « Хочу знать» заполняется коллективно на стадии « Рефлексия», позволяя осмыслить перспективные линии научного исследования творчества Ж.Б.Мольера.



4. Групповая дискуссия – важный метод формирования критического мышления. Обязательным условием для её проведения является уважительное отношение к различным точкам зрения участников дискуссии. В качестве примера групповой дискуссии остановлюсь на изучении темы «Тартюф» Ж.Б.Мольера как комедия классицизма». Дискуссия направлена на обсуждение проблемы построения характера главного героя. Участникам предлагается ответить на вопрос: « Является ли характер главного героя однолинейным или одноплановым?». Противоречие, заложенное в дискуссии, связано с тем, что название комедии « Тартюф, или обманщик» нацеливает на толкование характера как однолинейного, тогда как в процессе анализа характера героя выясняется, что он представляет собой механическую совокупность негативных характеристик одного плана, т.е. одноплановый характер. Форма дискуссии способствует развитию диалогичности общения, самостоятельности мышления.



Таким образом, элементы технологии развития критического мышления, используемые на занятиях, значительно повышают познавательную активность школьников, их интерес к изучаемому материалу.



Список литературы

  1. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал – Технология образовательной деятельности//wkj.kspu.karelia.ru

  2. Павлова Т.П. Теоретические основы технологии развития критического мышления// konf-sot-20011.ucoz.ru

  3. Потехина З.Е. Формирование речевой мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы// sctim1.narod.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!