СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приёмы развития критического мышления у младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления у младших школьников»

 Развитие критического мышления    Выполнила Васина И.Ю. ГБОУ СОШ №17

Развитие критического мышления

Выполнила Васина И.Ю.

ГБОУ СОШ №17

«Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю САМ!» (М. Монтессори).

«Помоги мне это сделать самому, ничего не делая за меня,

направь в нужное русло, подтолкни к решению,

а остальное я сделаю САМ!»

(М. Монтессори).

  Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

 Трёхфазовая структура урока:   Вызов   Осмысление (реализация)   Рефлексия

Трёхфазовая структура урока:

Вызов Осмысление (реализация) Рефлексия

Приёмы ТРКМ Дерево предсказаний  Таблица ЗУХ  Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»  «Толстый и тонкий вопросы»  Кластеры  Таблица «Плюс-минус-интересно»  «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)  «Шесть шляп мышления»  Синквейн  Приём «РАФТ»  «Лови ошибку»  «Инсерт»

Приёмы ТРКМ

Дерево предсказаний Таблица ЗУХ Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» «Толстый и тонкий вопросы» Кластеры Таблица «Плюс-минус-интересно» «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») «Шесть шляп мышления» Синквейн Приём «РАФТ» «Лови ошибку» «Инсерт»

«Ромашка Блума»

«Ромашка Блума»

«Ромашка Блума»  Простые вопросы  (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти  Уточняющие вопросы  – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»  Интерпретирующие  вопросы (объясняющие) –  побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)  Оценочные вопросы  (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке  Творческие вопросы  (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?»  Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

«Ромашка Блума»

Простые вопросы (фактические вопросы) требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти Уточняющие вопросы «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…» Интерпретирующие вопросы (объясняющие) побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы (сравнение) необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) «Как вы думаете , что произойдет дальше…?» Практические вопросы «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»

«Толстый и тонкий вопросы» «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните почему….?  Почему вы думаете….?  Предположите, что будет если…?  В чём различие…?  Почему вы считаете….? Кто..? Что…? Когда…?  Может…? Мог ли…?  Было ли…? Будет…?  Согласны ли вы…?  Верно ли…?

«Толстый и тонкий вопросы»

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….?

Кто..?

Что…?

Когда…? Может…?

Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

«Лови ошибку» - Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся .   Формирует:   умение анализировать и информацию;  умение применять знания в нестандартной ситуации;  умение критически оценивать полученную информацию

«Лови ошибку»

- Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся . Формирует: умение анализировать и информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию

Прием «Верные и неверные утверждения» Ряд утверждений по определенной теме Верю (+) НЕ верю (-)

Прием «Верные и неверные утверждения»

Ряд утверждений по определенной теме

Верю (+)

НЕ верю (-)

«Инсерт»  Чтение текста с пометками:     + я это знал,     - я этого не знал,      ! это меня удивило      ?  хотел бы узнать подробнее.        Составление таблицы, выписываются основные положения из текста   + - ! ?

«Инсерт»

Чтение текста с пометками: + я это знал,    - я этого не знал,     ! это меня удивило     ? хотел бы узнать подробнее.      Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

-

!

?

«Синквейн» - короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк   первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;   вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;   третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;   четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;   пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

«Синквейн»

- короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы; третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы; четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Модель написания синквейна

Модель написания синквейна

Кластер

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила : 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. 3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Кластер Ключевое слово

Кластер

Ключевое слово

«Шесть шляп мышления»  Назначение метода : применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

«Шесть шляп мышления»

Назначение метода : применяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.

Красная шляпа . Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить. (Я люблю животных, они смешные и т.д.) Желтая шляпа.  Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы. (Чем они полезны для природы и человека) Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. (Проблемы – вымирание) Зеленая шляпа.  Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. (песни, стихи, сказки) Белая шляпа.  Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры. Синяя шляпа . Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.)

Хоть выйди ты не в белый свет,  А в поле за околицей,-  Пока идешь за кем-то вслед,  Дорога не запомнится,  Зато, куда б ты ни попал  И по какой распутице,  Дорога та, что сам искал,  Вовек не позабудется.   (Николай Рыленков.)

Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,- Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится, Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Николай Рыленков.)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!