СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья для родителей. Развитие лидерских качеств у школьнико

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья для родителей. Развитие лидерских качеств у школьнико»

«Развитие лидерских качеств у школьников»


В настоящее время многие люди мечтают стать лидерами: дети хотят стать лидерами в школе, чтобы на них обращали внимание сверстники. Но добиться авторитета окружающих не так уж просто, а еще сложнее поддерживать имидж и статус лидера. Среди разных видов одаренности, в последнее время все чаще выделяют социальную или лидерскую одаренность. Такие дети уже с самого раннего детства проявляют свои лидерские способности, которые проявляются в «командовании» детьми, выборе игр и установке своих правил. С ними хотят общаться и дружить большинство детей группы или класса. Так кто же такой лидер? Кем мечтают стать многие люди?


 Понятие слова «лидер».

Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Таким образом, лидер – человек, обладающий наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способный вести за собой других людей.

Социологи утверждают, что в каждой группе людей обязательно возникает яркий лидер, оказывающий влияние на остальных членов группы. Обнаружить лидера достаточно просто – можно понаблюдать за группой людей, решающих какой-либо вопрос. К кому больше всего прислушиваются при обсуждении проблемы, с кем быстрее всего соглашаются – это и есть лидер группы.

Стоит отметить, что лидеры бывают разные:

  • Формальные лидеры – те, кого, как правило, назначили. Такой лидер берет на себя административные обязанности, например, староста класса отмечает отсутствующих. Позиция формального лидера часто может быть неблагодарной, но полезной для будущей жизни. Умение находить общий язык одновременно с коллективом и вышестоящими людьми – одно из основных качеств формального лидера.

  • Неформальный лидер – это человек, за которым коллектив тянется независимо от того, какую он занимает «должность» и чем занимается. Такой лидер имеет поддержку и уважение со стороны своей группы.

  • Эмоциональный лидер (сердце группы) – это человек, к которому другие могут обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».

  • С деловым лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовывать, наладить нужные взаимоотношения, обеспечить успех.

  • К информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудирован, может объяснить и оказать содействие в поиске нужной информации.

 

Лидерские качества младшего школьника.

«Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы». Эта цитата Ф. Кардэлла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. Ребенок лидер демонстрирует более высокий чем другие дети уровень общей активности и заинтересованности в общении, игре, занятиях и других видах деятельности. Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность.

Если спросить у детей: «Кто в Вашем классе лидер?», то очень часто выбирают ребенка, который всегда интересуется окружающими, стремится во всем участвовать и руководить, однако, он может не обладать особенными талантами в сфере учебы. Из этого можно сделать вывод, что лидерские качества у детей не всегда идут рука об руку с прилежанием. Умный педагог это поймет, но не очень разумный может зачислить ребенка лидера в хулиганы и дебоширы. К тому же, самостоятельность, так присущая ребенку-лидеру, очень часто кажется учителю вызовом со стороны учащегося и не добавляет взаимопонимания.

Ребенка – лидера можно охарактеризовать по следующим основным признакам:

  1. Принадлежность к группе: лидер- именно член группы, он «внутри», а не «над» группой.

  2. Положение, которое занимает ребенок в классе: лидер пользуется авторитетом, у него высокий статус.

  3. Нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы.

  4. Способность лидера воздействовать на группу: влиять на поведение и сознание членов группы.

  5. Источник выдвижения лидера в группе – система личных взаимоотношений, в которых проявляется лидер.

Какими же качествами обладает ребенок – лидер? Обобщенный результат поиска ответа на этот вопрос заложен в следующей формулировке: лидерство следует рассматривать в виде совокупности выдающихся черт личности, физиологические, психологические (эмоциональные), умственные (интеллектуальные), личностные (деловые) обеспечивающие лидерам возможность выдвинуться, занять ведущую позицию и удерживать власть именно благодаря наличию этих черт. Однако ребенок может стать лидером в классе, превосходя других, по крайней мере, в одном каком-либо качестве. А поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, ребенок им обладающий, становится лидером.

В ученическом коллективе можно выделить различные роли лидера: лидеры-организаторы (деловые), лидеры генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты. Какие критерии характеризуют данные роли?

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед классом, в реализации трудовой, учебной деятельности. Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в классе. Деловые лидеры осознают межличностные отношения большего количества одноклассников, чем эмоциональные лидеры. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих одноклассников, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения. Эмоциональные лидеры часто не испытывают потребности в управлении классом и поэтому не нуждаются в знании межличностных отношений.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для групп детей. Лидер-умелец – наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива. Ученики, успешно действующие во всех сферах классной жизни, выдвигаются на роли абсолютных лидеров класса.

Наибольшее воздействие на коллектив оказывают абсолютные лидеры и деловые, так как они умеют определять статус сверстников. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в классе, самочувствие учащихся, а также принятые нравственные ценности.

Как узнать настоящие лидерские задатки? Даже в поверхностном наблюдении за ребенком выделяются следующие особенности деятельности и психики:

– ребенок лидер действует не истериками и приказами, а умеет привлечь сверстников к той или иной деятельности, грамотно обосновав необходимость, объяснив правила, он как будто бы ничего особенного и не делает, но чем-то выделяется среди других, притягивая к себе;

– не боится конфликтов, ответственности;

– имеет особый стиль мышления, склонен планировать, просчитывать различные варианты;

– самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решат взрослые, может сам организовать игру, уборку в классе, другой вид деятельности;

– как правило, маленькие лидеры – прекрасные наблюдатели: интерес к особенностям поведения и человеческих отношений проявляется у них рано;

– в детском коллективе ребенок-лидер часто берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении различных конфликтов.

 

Содержание, формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников.

Исследования становления школьника лидера Тихомировой Е.И. показывают, что существуют разные пути реализации этого процесса.

Один из них условно назван просветительским. Это путь, когда происходит целенаправленное информационное обучение школьников способам освоения роли лидера, раскрывается сущность понятия «лидер». В этом случае ребенок получает информацию, приобретая знания о способах выполнения роли лидера. Для этого рекомендовано использовать тренинги, часы интересного общения на темы «Лидеры. Кто они?», «Знакомьтесь – это Я», «Взглянем на себя со стороны», «Я – лидер» и т.д., практикумы по изучению детской индивидуальности, способности ребенка самореализоваться в роли лидера.

Второй путь становления ребенка лидера назван деятельностно-практическим. В этом случае школьник непосредственно сам включается в выполнение роли лидера, приобретая практический опыт освоения этой роли. Иногда такой путь называют путем проб и ошибок.

Третий путь условно назван интегрированным. Он сочетает в себе специальную теоретическую подготовку и практическую деятельность.

Существует еще один путь, который можно определить, как путь копирования образца, когда на основе подражания образцу происходит становление ребенка лидера.

Становление ребенка лидера включает в себя:

– выработку установки ребенка на лидирующую позицию;

– обучение моделированию деятельности;

– реализацию актуальных и потенциальных способностей и потребностей.

Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его – это первое условие обеспечения успеха. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому с детьми необходимо провести беседу на тему «Сегодня побежденный, завтра победитель» и подвести к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!», «Отрицательный результат тоже результат». Можно рассказать детям о нескольких знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований.

 

Заключение

В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:

1. Своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;

2. Учением как преобладающим видом деятельности школьника;

3. Ситуацией лидерства (формальное / неформальное, временное / постоянное);

4. Заданностью отношений с педагогами.

Перенесение фактора социализации из семьи в начальную школу приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.). Поэтому при формировании лидерских позиций у детей очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.

Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, создание педагогических условий для его формирования.

Все взлеты и падения случаются благодаря лидерству. Чем больше мы будем пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее станем приходить к выводу, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые нами усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от нашего лидерства. И, продвигаясь к достижению высочайших уровней, не забывайте брать с собой других людей, чтобы те смогли стать лидерами завтрашнего дня.