СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие литературных способностей на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал направлен на обучение творческим навыкам письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Развитие литературных способностей на уроках английского языка.»

Развитие литературных способностей на уроках английского языка.



Творческая, интеллектуально развитая личность, способная и готовая к постоянному самосовершенствованию – заказ современного общества. Система образования уделяет большое внимание развитию потенциала одаренных детей.

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных видов работы с ними, следует определиться в некоторых терминах.



Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека, сочетание различных высокоразвитых способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.




Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. По виду деятельности одаренность можно разделить на:

Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).

Способности – индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие эффективность освоения и выполнения какой-либо деятельности. Способности не являются врожденными, они развиваются в деятельности. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки. Любые задатки должны пройти большой путь развития, прежде чем превратится в способности.

Два уровня развития способностей:

Репродуктивный - человек обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей.

Творческий - человека создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой.

Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности.

В исследованиях А.Н. Лука творчество раскрывается через анализ трех групп способностей, связанных с мотивацией, темпераментом и умственной деятельностью. Среди них:

-        зоркость в поисках как специфическое качество мышления, позволяющее человеку не проходить мимо случайных явлений, а видеть в них ключ к разгадке тайн;

-        способность к свертыванию мыслительных операций, выражающаяся в символическом обозначении понятий и отношений между ними;

-        способность к видению (постановке) проблем;

-        оригинальность мышления;

-        диалектичность мышления;

-        гибкость мышления;

-        антиконформизм мышления;

-        критичность мышления;

-        легкость ассоциирования и воображения;

-        способность генерирования идей (умение развивать их);

-        способность к оценочным действиям и выбору;

-        готовность памяти обеспечить необходимый объем и качество накопленных знаний: системность, динамичность, уровень обобщенности.

Остановимся более подробно на творческих литературных способностях. Они характеризуются хорошей речевой фантазией, умением составлять рассказы, легкостью запоминания слов.

В связи с этим целесообразно работать над расширением словарного запаса. В этом случае обучаемые могут получить следующие задания:

- подобрать разнообразные эпитеты к какому-либо слову (например, «autumn»);

- составить ассоциативную цепочку слов (blue- sky, dress; dolphin – wet, kind).

Прилагательные и наречия придают нашей речи красоту, неповторимый индивидуальный стиль, характеризуя предметы или действия, они создают впечатление об услышанном. Количественное и качественное использование данных частей речи формирует художественный образ, столь необходимый при творческом подходе к продуцированию высказывания. Для развития умения разнообразить свою речь, придавать ей необходимый колорит эффективным является задание, в котором обучаемым предлагается дополнить текст недостающими прилагательными (или наречиями).


Springtime is a _________ season. The _______ sun shines and melts _____ ice and _______snow. Nature begins to awake. All the trees and bushes are covered with _____ buds that get _______ and ________ and after some time turn into _______ leaves. Then everything begins to blossom._____ flowers are everywhere. We can hear _______ birds and smell the ________ aroma of ________ trees.


Любой текст имеет стилистическую отнесенность. Функциональный cтиль (Functional Style, также Register) - это общественно осознанная и функционально обусловленная совокупность приемов употребления, отбора, и сочетания языковых средств, направленная на достижение определенной цели сообщения. Это разновидность лите­ратурного языка, выполняющая определенную фун­кцию в общении.

Понятие функционального стиля связано с понятием языковой вариативности.

Ученые не сходятся во мнении о количестве функциональных стилей. По Гальперину их всего пять: 1) Художественный стиль; 2) Публицистический стиль; 3) Газентный стиль; 4) Деловой стиль; 5) Технический стиль. По Арнольд их четыре: 1) Политический; 2) Научно-технический; 3) Газетный; 4) Разговорный.

Лапшина М. Н. выделила следующие стили:

  1. Стиль художественной речи

  2. Публицистический стиль

  3. Ораторская речь

  4. Научно-технический стиль

  5. Официально-деловой стиль

  6. Газетный стиль

  7. Свободно-разговорный стиль

У литературно одаренных детей необходимо развивать чувство функционального стиля с присущими ему ритмом, эффектом убеждения, выразительностью. В этой связи будет оправдано использование заданий, в которых обучаемым предстоит определить функциональный стиль текста, самим составить высказывание в том ли ином стиле или соотнести части текста, основываясь на его стилистической принадлежности.

Пример: match the extracts:

1) A lean grey cat came sneaking out of the barn and crept through the cotton plants to the end of the porch. It leaped silently up to the porch and crept low-belly toward the men. It came to a place between and behind the two, and then it sat down, and its tail stretched out straight and flat to the floor, and the last inch of it flicked.

5) Cats can run with the speed of up to 13 meters/second, 47 kilometers per hour, although they can only maintain the high speed for a very short time.


2) We must consider the financial and the social together. We must learn to have a debate. We must be bold but we must also be realistic. We can identify what needs to be done. What are the lessons we should learn.


6) The cat crept close between the men again, and its tail lay flat and its whiskers jerked now and then. The sun dropped low toward the horizon and the dusty air was red and golden. The cat reached out a gray questioning paw and touched Joad’s coat.

3) Cats communicate with each other using voice, smell, movements and pose. Their language is universal. A cat from Greece can easily understand a cat from Canada. Obviously, there is no cat which "speaks" with an accent.

7) Animals can run or fly at very impressive speeds, surpassing even some of our faster vehicles.


4) We meet under the shadow of a global crisis, small and medium enterprises may be starved of credit. Countries and their governments must be in a driving seat.


8) If your pet has been looking at you for some seconds, then blinks and turns away, that means it recognizes you but doesn't invite to communicate with it. People usually nod to greet somebody in the street in this case. It hardly means a long talk but it's not rude.

(7-5-научный текст, 1-6-художественный стиль, 4-2-ораторская речь, 3-8-публицистический стиль).

Эффективными с точки зрения развития фантазии, логики построения высказывания и непосредственно речевых умений выступают задания на продуцирование собственных высказываний. Проиллюстрируем это утверждение на примере нескольких заданий:

Read the beginning of the frightening story, think what happened next.



  1. 2) You are asked to write a short story for a class competition. You are given the beginning and the end of your story.

It was nearly midnight when the doorbell rang. I opened the door and saw a girl with a motor bike helmet. She was covered in blood.

………………………………………………………………

The ambulance left. As I stood in the hall, I noticed there was no longer any blood on the chair where the girl had been sitting.

3) Можно предложить обучаемым ряд совершенно не связанных слов разных частей речи. Их задачей будет составить рассказ с использованием всех перечисленных слов.

4) На младшей ступени обучения, когда обучаемые еще не имеют достаточного словарного запаса, необходимого для составления развернутых эмоциональных текстов, они могут делать комиксы.

В современных УМК по английскому языку присутствует один или несколько персонажей, история которых развивается на страницах учебника. В УМК Spotlight это веселый шимпанзе Chuckeles и семья детей, в которой он живет. Для того чтобы получилось интересное задание, необходимо смоделировать проблемную коммуникативную ситуацию, этапы решения которой, ученики должны будут отразить в коммиксе.

Пример: Ребята, Chuckeles заблудлся в доме. Помогите Larry и Lulu его отыскать.

Такое задание поможет активировать лексику по темам дом, мебель, предлоги места.

Работая творчески учитель постоянно развивается вместе со своими учениками, не теряет интерес к своей работе, получает отдачу от обучаемых. Все это способствует развитию стремления к дальнейшим успехам, поиску новых неординарных методических находок.


Список использованной литературы:

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. –М.: «Вербум –М», 2001.

  2. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology. М., 2007.

  3. Опойкова О.Н. Обучение написанию аргументирующего эссе на английском языке (подготовка учащихся к ЕГЭ) // Иностранные языки в школе. 2009. № 6.

  4. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературой правке. – М., 2005.

  5. Учителю об одаренных детях. / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. –М., 1997.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!