ТЕМА: Развитие логического мышления
младших школьников через обучение игре в шахматы.
Цель: изучить и проанализировать развитие логического мышления младших школьников на занятиях по обучению игре в шахматы.
Задачи:
-проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
-раскрыть приемы и методы формирования логического мышления младших школьников;
-обучить начальным азам игре в шахматы;
- изучить потенциал развития логического мышления через обучение игре в шахматы;
- рассмотреть методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников.
Объект исследования - логическое мышление младших школьников.
Предмет исследования – процесс организации обучения младших школьников игре в шахматы.
Гипотеза: Методы и приемы, которые применяются при организации обучения младших школьников игре в шахматы, а также использование логических и нестандартных задач на занятиях, способствует развитию логического мышления младших школьников.
Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным или опосредованным отражением действительности.
Выделяют следующие формы мышления:
1) понятие - это форма мышления, в которой отражаются обобщенные и значимые свойства явлений и предметов. К примеру, любой треугольник имеет три угла, но разные размеры, такие как длина сторон и площадь, различную величину углов и форму. Но фигуру треугольник, определяет только первый признак, который отличает ее от других фигур: трапеции, круга, прямоугольника.
2) суждение - это форма мышления, использующая отрицание или утверждение какого-либо положения относительно предмета, явления или их свойств. С помощью суждения можно раскрывать сущность понятий. Умение правильно высказаться о предмете или явлении, означает, что ребенок знает тот или иной предмет или явление.
3) умозаключение - это такая форма мышления, используя которую человек может вывести новое суждение, сопоставляя и анализируя какое-либо суждение.
Существуют два вида умозаключения - это дедуктивное и индуктивное.
Индукция - это способ при котором при рассуждении человек приходит к общему от частных суждений.
Дедукция - это способ обратный индукции, при котором в процессе рассуждения человек приходит к частному суждению от общего.
Три вида мышления:
наглядно - действенное;
наглядно - образное;
словесно - логическое (теоретическое).
Логическое мышление необходимо развивать в раннем детстве, так как от момента рождения до 7 - 10 лет у ребёнка возникают и формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире и закладывается фундамент содержательно-предметного мышления. В процессе обучения младших школьников необходимо широко применять нестандартные логические задачи.
Операции логического мышления:
Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия;
Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов;
Обобщение - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей;
Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
«Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры».
Сухомлинский В.А.
Шахматы:
Учат запоминать, сравнивать, обобщать и предвидеть результаты своей деятельности
развивают логическое мышление
содействуют совершенствованию таких ценных качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, гибкость
формируют аналитико-синтетическую деятельность
Шахматы заставляют детей думать, анализировать, рассуждать и, кроме того, самостоятельно принимать решение!
«Шах - мат!», с персидского «Шах»- король – «мат» - умер!»
Обучение детей школьного возраста игре в шахматы в нашей республике является на сегодняшний день актуальной. Наш первый президент М.Е. Николаев предложил проект по развитию шахматной игры в детских садах и школах республики. Он говорил: «Я думаю, музыка и шахматы наших ребят совершенно изменят и облагородят».
С 2012 года начал работать проект «Шахматы детям» по методике И.Г.Сухина.
В 2012 году я прошла курсы И.Г.Сухина, три года обучения и обучаю игре шахматам с 1по 4 класс по ФГОС (ВУД)
Предмет «Шахматы», развивает мышление младшего школьника, в том числе:
1) развитие наглядно-образного мышления;
2) развитие наглядно-действенного мышления;
3) развитие словесно-логического мышления;
4) развитие последовательного логического мышления;
5) развитие стратегического мышления;
6) развитие тактического мышления;
7) развитие комбинаторного мышления;
8) развитие творческого и алгоритмического мышления (в частности, на основе моделирования);
9) развитие способности к рефлексии;
10) развитие памяти (в частности, оперативной);
11) развитие внимания;
12) развитие воображения;
13) обучение на шахматном материале умению учиться.
В основу технологии обучения учащихся игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного материала, включающая в себя задания по проверке усвоения правил шахматной игры (репродуктивный уровень) и задания на способность действовать в уме (методы проблемного обучения).
Чтобы у детей появился нтерес к шахматам, проводим:
Неделя шахмат (с привлечением родителей)
Семейная олимпиада по шахматам;
Командные турниры по шахматам ( 2д + 2 м с каждого класса)
Турнир «Я и родитель»
Конкурс поделок «Шахматы»
Шахматный бал
Личные турниры
Участие в городских, улусных, республиканских турнирах, фестивалях и республиканской олимпиаде им. И.Г. Сухина.
ВЫВОД:
Шахматы учат думать, действовать в уме, делать на перед два-три хода. Целесообразно начать развитие логического мышления с первого класса.
Инструментом такого воздействия являются интеллектуальные игры, упражнения, задачи для развития логического мышления младших школьников.
Школьники которые играют в шахматы, и они показывают более высокие результаты в учебе, становятся призерами и победителями олимпиад. Это связано с тем, что игра в шахматы позволяет детям лучше думать, анализировать, планировать, ставить задачи и решать, в связи с чем повышается уровень интеллектуального развития школьников.
приведены основные формы и методы работы по развитию логического мышления при организации процесса обучения детей игре в шахматы;
представлена система работы по обучению младших школьников игре в шахматы;
методы и формы работы, используемые в данной системе, способствуют более успешному развитию приемов логического мышления (анализ и сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
Выполнила: Кельцинова Анна Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП им.З.И.Ксенофонтовой»
Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, г.Покровск.