СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры».

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы.»

ТЕМА: Развитие логического мышления
младших школьников через обучение игре в шахматы
.

Цель: изучить и проанализировать развитие логического мышления младших школьников на занятиях по обучению игре в шахматы.

Задачи:

  • -проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

  • -раскрыть приемы и методы формирования логического мышления младших школьников;

  • -обучить начальным азам игре в шахматы;

  • - изучить потенциал развития логического мышления через обучение игре в шахматы;

  • - рассмотреть методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления младших школьников.


Объект исследования - логическое мышление младших школьников.

Предмет исследования – процесс организации обучения младших школьников игре в шахматы.

Гипотеза: Методы и приемы, которые применяются при организации обучения младших школьников игре в шахматы, а также использование логических и нестандартных задач на занятиях, способствует развитию логического мышления младших школьников.



Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным или опосредованным отражением действительности.

Выделяют следующие формы мышления:

  • 1) понятие - это форма мышления, в которой отражаются обобщенные и значимые свойства явлений и предметов. К примеру, любой треугольник имеет три угла, но разные размеры, такие как длина сторон и площадь, различную величину углов и форму. Но фигуру треугольник, определяет только первый признак, который отличает ее от других фигур: трапеции, круга, прямоугольника.

  • 2) суждение - это форма мышления, использующая отрицание или утверждение какого-либо положения относительно предмета, явления или их свойств. С помощью суждения можно раскрывать сущность понятий. Умение правильно высказаться о предмете или явлении, означает, что ребенок знает тот или иной предмет или явление.

  • 3) умозаключение - это такая форма мышления, используя которую человек может вывести новое суждение, сопоставляя и анализируя какое-либо суждение.

Существуют два вида умозаключения - это дедуктивное и индуктивное.

  • Индукция - это способ при котором при рассуждении человек приходит к общему от частных суждений.

  • Дедукция - это способ обратный индукции, при котором в процессе рассуждения человек приходит к частному суждению от общего.

Три вида мышления:

  • наглядно - действенное;

  • наглядно - образное;

словесно - логическое (теоретическое).

Логическое мышление необходимо развивать в раннем детстве, так как от момента рождения до 7 - 10 лет у ребёнка возникают и формируются сложнейшие системы общих представлений об окружающем мире и закладывается фундамент содержательно-предметного мышления. В процессе обучения младших школьников необходимо широко применять нестандартные логические задачи.

Операции логического мышления:

  • Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия;

  • Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов;

  • Обобщение - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей;

  • Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.



«Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры».

Сухомлинский В.А.

Шахматы:

  • Учат запоминать, сравнивать, обобщать и предвидеть результаты своей деятельности

  • развивают логическое мышление

  • содействуют совершенствованию таких ценных качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, гибкость

  • формируют аналитико-синтетическую деятельность

  • Шахматы заставляют детей думать, анализировать, рассуждать и, кроме того, самостоятельно принимать решение!

«Шах - мат!», с персидского «Шах»- король – «мат» - умер!»


  • Обучение детей школьного возраста игре в шахматы в нашей республике является на сегодняшний день актуальной. Наш первый президент М.Е. Николаев предложил проект по развитию шахматной игры в детских садах и школах республики. Он говорил: «Я думаю, музыка и шахматы наших ребят совершенно изменят и облагородят».

  • С 2012 года начал работать проект «Шахматы детям» по методике И.Г.Сухина.

  • В 2012 году я прошла курсы И.Г.Сухина, три года обучения и обучаю игре шахматам с 1по 4 класс по ФГОС (ВУД)

  • Предмет «Шахматы», развивает мышление младшего школьника, в том числе:

  • 1) развитие наглядно-образного мышления;

  • 2) развитие наглядно-действенного мышления;

  • 3) развитие словесно-логического мышления;

  • 4) развитие последовательного логического мышления;

  • 5) развитие стратегического мышления;

  • 6) развитие тактического мышления;

  • 7) развитие комбинаторного мышления;

  • 8) развитие творческого и алгоритмического мышления (в частности, на основе моделирования);

  • 9) развитие способности к рефлексии;

  • 10) развитие памяти (в частности, оперативной);

  • 11) развитие внимания;

  • 12) развитие воображения;

  • 13) обучение на шахматном материале умению учиться.



В основу технологии обучения учащихся игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного материала, включающая в себя задания по проверке усвоения правил шахматной игры (репродуктивный уровень) и задания на способность действовать в уме (методы проблемного обучения).

Чтобы у детей появился нтерес к шахматам, проводим:

  • Неделя шахмат (с привлечением родителей)

  • Семейная олимпиада по шахматам;

  • Командные турниры по шахматам ( 2д + 2 м с каждого класса)

  • Турнир «Я и родитель»

  • Конкурс поделок «Шахматы»

  • Шахматный бал

  • Личные турниры

  • Участие в городских, улусных, республиканских турнирах, фестивалях и республиканской олимпиаде им. И.Г. Сухина.


ВЫВОД:

  • Шахматы учат думать, действовать в уме, делать на перед два-три хода. Целесообразно начать развитие логического мышления с первого класса.

  • Инструментом такого воздействия являются интеллектуальные игры, упражнения, задачи для развития логического мышления младших школьников.

  • Школьники которые играют в шахматы, и они показывают более высокие результаты в учебе, становятся призерами и победителями олимпиад. Это связано с тем, что игра в шахматы позволяет детям лучше думать, анализировать, планировать, ставить задачи и решать, в связи с чем повышается уровень интеллектуального развития школьников.

  • приведены основные формы и методы работы по развитию логического мышления при организации процесса обучения детей игре в шахматы;

  • представлена система работы по обучению младших школьников игре в шахматы;

  • методы и формы работы, используемые в данной системе, способствуют более успешному развитию приемов логического мышления (анализ и сравнение, обобщение, классификация, аналогия).





Выполнила: Кельцинова Анна Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ «Покровская СОШ №2 с УИОП им.З.И.Ксенофонтовой»

Республика Саха (Якутия), Хангаласский улус, г.Покровск.